ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ АРКТИКИ (ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН)

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ АРКТИКИ (ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН)

Авторы публикации

Рубрика

Прочее

Просмотры

8

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 23 (68), Июнь ‘22

Дата публикации 06.06.2022

Поделиться

Информация, представленная в данной научной статье, будет полезна самому широкому кругу читателей, как интересующихся вопросами правового режима земель населенных пунктов Арктики, так и перспектив его дальнейшего развития.

Уже сегодня можно с большой долей уверенности говорить о том, что правовой статус Арктики в нормах международного права и по настоящее время носит неурегулированный характер и содержание.

Такое положение рассматриваемого вопроса, прежде всего объясняется особым расположением Арктики и наличием на ее территории до 70% неразведанных мировых объемов природного газа, из категории промышленной добычи.

Предлагаемые Российской Федерацией, Канадой и иными приарктическими странами в отношении Арктики, принципа продолжения своей территории, начиная от ее крайних западных и восточных береговых исходных точек и далее вверх до северного полюса, наиболее приемлемым и эффективным способом определения ее правового статуса.

Даже несмотря на фактическую неурегулированность правового статуса арктических территорий, которые выходят за пределы трехсот пятидесяти мильной границы каждого арктического государства, каждая страна использует на них исключительно свою национальную и правовую юрисдикцию, что в полной мере соответствует всей реальной действительности.

В настоящее время, прямым выходом к Арктическому бассейну со стороны своей национальной территории, обладают лишь несколько государств современного мира [1, с.4]:

- Российская Федерация;

- Канада;

- США;

- Дания;

- Норвегия.

Как представляется из фактического существа, правовой режим земель населенных пунктов Арктики, изначально формировался из правового принципа международного права «terra nullius – ничейная земля».

На втором этапе формирование правового статуса земель населенных пунктов Арктики, формировался под принципом «эффективной оккупации».

Под принципом «эффективной оккупации» в нормах международного права понимается фактическое завладение и осуществление нормального управления той или иной территорией в течении определенного, разумного срока.

В последующем, большая часть государств современного мира стала опираться на практику применения принципа «прямых линий» для фактического отсчета ширины своих морских пространств.

В качестве примеров такого определения правового режима земель населенных пунктов, расположенных в пределах морских акваторий, необходимо привести следующие из них [2, с.2]:

- «Англо – французская Конвенция о рыболовстве от 1839 года»;

В данной международной Конвенции, впервые на законодательном уровне был заложен принцип образования и работы Смешанной комиссии, состоящей представителей двух стран, которая должна была осуществлять разработку разрешенных сроков выполнения рыбного промысла, разграничений районов лова и определения границ национальной принадлежности в проливе Ла-Манш и Северном море.

- «Гаагская конференция о рыболовстве в Северном море от 1882 года»;

В этой международной конвенции, было установлено «исключительное право» каждой договаривающейся страны, по осуществлению рыбного промысла на расстоянии трех морских миль от своего земного побережья, в пределах зависимых островов и берегов, а также в соответствии с признанными общемировыми границами.

- «Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года»;

В соответствии с данным международным, нормативно – правовым актом, морские зоны относительно береговой линии подразделяются на следующие правовые режимы:

1) Внутренние воды – часть моря, расположенная между линией берега и «исходной линией».

Под «исходной линией» в нормах международного морского права, понимается линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных морских картах, соответствующего государства.

2) Территориальные воды – двенадцать морских миль от береговой линии, либо «исходной линии»;

3) Прилежащие воды – двенадцать морских миль от фактических границ, территориальных вод, соответствующего государства;

4) Исключительная экономическая зона – двести морских миль от береговой линии, либо «исходной линии»;

5) Континентальный шельф – не более трехсот пятидесяти морских миль от береговой линии, «либо исходной линии»;

6) Открытое море – вся без исключения морская территория, которая не относится ни к одной из перечисленных выше водных зон.

- «Решение международного суда по англо – норвежскому делу о рыболовстве от 18.12.1951 г.».

В этом судебном акте, было полностью подтверждено право Норвегии, а значит и всех остальных стран глобального мира об исчислении внутренних вод, исключительно по принципу береговой линии.

Применительно к правовому статусу населенных пунктов расположенных в Арктике, еще в начале 19 века, сначала Канада принимает закон «Об арктических территориях», согласно которому в пределах «арктических зон» этой страны запрещено осуществлять какую – либо деятельность без разрешения властей этой страны.

Под «арктическими зонами» Канады, понимается вся без исключения территория, которая простирается от самой западной и самой восточной береговых линий этого государства, вплоть до северного полюса.

Примерно аналогичным образом понимаются «арктические зоны» и в Российской Федерации, что было еще установлено Постановлением Президиума ЦИК СССР от 1928 года «Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в северном Ледовитом океане».

Согласно этому нормативно – правовому акту, за СССР было провозглашено право на все без исключения земли и острова, открытые и еще не открытые, в пределах устанавливаемых географических границ.

К сожалению, такой подход к определению правового статуса населенных пунктов на территории Арктики поддерживают далеко не все страны глобального мира, предлагая перейти от наработанной выше практики в виде отсчета от береговой линии и крайних точек соответствующего государства, к ее «интернационализации».

Тем не менее, предлагаемую «интернационализацию» морских территорий Арктики нельзя считать правильной, прежде всего по следующих объективным причинам [3, с.15]:

- в таком случае субъекты права не будут заинтересованы в вопросах сохранения нормальной экологии, а также своевременности устранения разного рода экологических происшествий;

- приарктические государства, существенно теряют в вопросах национальной и экономических безопасностях при условии ее «интернационализации»;

- и наконец, «интернационализация» Арктики и всех ее просторов, в конечном счете, приведет к полному нарушению гармоничного сотрудничества на принципах равноправия и должной правовой ответственности.

Рисунок – Основные подходы к определению и урегулированию правового статуса населенных пунктов Арктики (по обзору зарубежного законодательства)

 

Вывод: Подводя итог всему вышесказанному необходимо резюмировать следующее, правовой режим земель населенных пунктов Арктики (обзор законодательства зарубежных стран) в настоящее время носит не в полной мере урегулированный характер и содержание, поскольку большая часть стран современного мира разлилась на два основных «правовых клуба»:

- приарктические государства, в основном Российская Федерация и Канада, выступают за применение правового принципа продолжения своей территории, начиная от ее крайних западных и восточных береговых исходных точек и далее вверх до северного полюса.

Таковые территории, предлагается называть «арктическими территориями» и на которые должен распространяться принцип «континентального шельфа».

- иные страны современного мира, которые по факту либо не являются приарктическими государствами, либо являются таковыми отчасти, предлагают применить ко всем без исключения арктическим территориям принцип «интернационализации» или правило открытого моря.

Тем не менее, применение к значительным территориям Арктики принципа открытого моря или ее «интернационализации», представляется тупиковым решением, так как эта территория большую часть годичного времени находится подо льдом.

В данном случае, должны заключаться многочисленные меморандумы и межгосударственные соглашения о сотрудничестве между приарктическими государствами, в основе которых должно лежать правило учета особых интересов этого региона и обязательной солидарной ответственности в случае возникновения разного рода экологических происшествий.

Список литературы

  1. Михина И.Н. Международно-правовой режим морских пространств Арктики: Дисс. … канд. юрид.наук. М., 20184
  2. Примаков Е. Проблемы и перспективы эффективного освоения и развития Арктической зоны и прилегающих регионов России: Мат. заседания «Меркурий клуба» 8 октября 2014 г. // Арктическая энциклопедия. Арктика и Север. 2014.
  3. Чилингаров А. Проблемы и перспективы эффективного освоения и развития Арктической зоны иприлегающих регионов России: Мат. заседания «Меркурий клуба» 8 октября 2014 г. // Арктическая энциклопедия. Арктика и Север. 2014.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее