Современное состояние программы европейского союза "восточное партнерство".

Современное состояние программы европейского союза "восточное партнерство".

В настоящей статье рассматривается современное состояние программы «Восточное партнерство» Европейского Союза. Важное значение придается эволюции восточной политике Республики Польша после 2020 года, а также позиции европейских стран по восточному вектору политики ЕС на современном этапе.

Авторы публикации

Рубрика

ПРОЧЕЕ

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (66), май ‘22

Дата публицакии 18.05.2022

Поделиться

Программа Восточное партнерство Европейского Союза, несмотря на попытки европейских политиков, на современном этапе находится на пороге распада. ЕС не способен решить проблему Нагорного Карабаха, из-за чего существует постоянная напряженность в отношениях между странами-партнерами Восточного партнерства – Арменией и Азербайджаном. В 2021 году, после поддержи Польшей, Литвой, Францией и другими государствами-членами ЕС белорусской оппозиции из программы выходит Республика Беларусь. Все еще остается нерешенным вопрос Приднестровья, а постоянная финансовая поддержка Украины со стороны Европейского Союза спровоцировала проведение военной операции Российской Федерации.

Стоит отметить, что руководство Польши, как страны-инициатора программы незадолго до текущих событий уже осознало всю безвыходность ситуации, однако, от «ягеллонской» направленности восточной политики не отказалась. Варшава, пытаясь создать новое измерение Восточного партнерства, инициировала «Троеморье», некую модифицированную версию концепции «междуморья» созданной еще в 20-е годы XX в. [1. c.17]. При поддержке США инициатива была принята, а в 2016 году в хорватском Дубровнике прошел первый Саммит «Троеморья», в совместном коммюнике представители Польши, Хорватии, Австрии, Болгарии, Литвы, Латвии, Эстонии, Венгрии, Чехии, Словакии, Румынии и Словении признавали необходимость сосредоточения усилий на развитии взаимовыгодного сотрудничества в регионе Центрально-Восточной Европы в рамках экономического развития и энергетической безопасности [2, с. 36].

Получив широкую финансовую поддержку со стороны Соединенных Штатов, а также доступ к ресурсам новых союзников по «Троеморью», Варшава активизировала свою восточную политику. В частности, инициировала в 2020 году создание «Люблинского треугольника» - объединения Украины, Литвы и Польши с целью сотрудничества в сфере безопасности и экономического развития. Стоит заметить, что польский «прометеизм» не исчез под тяжестью веков, одним из основных направлений деятельности «треугольника» стало противодействие строительству газопровода «Северный поток – 2», которое участники расценивали как угрозу не только собственной, но и общеевропейской, энергетической безопасности [3, с. 56].

Все три государства-основателя Люблинского треугольника поддержали оппозиционное движение в Белоруссии летом 2020 года, для показания приверженности своей позиции в качестве официального представителя Республики Беларусь на заседание 29 января 2021 года была приглашена С. Тихановская, подтверждая, что не имеют намерений проводить диалог с легитимной властью государства [4].

В качестве попытки оживления восточного вектора внешней политики Европейского Союза может расцениваться польская инициатива по подписанию в мае 2021 года меморандума об «Ассоциотивном трио», в которое вошли страны-партнеры Восточного партнерства, показавшие наибольшую приверженность идеям европейской демократии – Украина, Грузия и Молдавия. Однако, прошел всего год, и в текущих реалиях украинская сторона отвернулась от своих недавних союзников, заявляя при этом, что «если Грузия и Молдавия не поддержат санкции против Российской Федерации, то им не место в Европейском Союзе» [5].

Разворачивающийся украинский кризис побудил страны «старой Европы» к началу процесса пересмотра восточной политики ЕС. 10 мая 2022 года президент Франции Эммануэль Макрон выступил с инициативой по созданию «европейского политического сообщества» [6].  По его мнению, ЕС не может являться единственной площадкой для объединения Европы в ее географических границах под эгидой демократических ценностей. Инициативу поддержал канцлер Германии Олфа Шольц [Там же]. Также за инициативу высказался президент Италии Серджо Маттарелла, заявив о «полном согласии с этой идеей» [7].

Французская инициатива встречена критикой со стороны Литвы, литовский лидер Гитанас Науседа заявил, что создание структур – параллельных Восточному партнерству свидетельствует о «явном отсутствии политической воли» в вопросе предоставления Украине статуса кандидата на принятие в Европейский Союз [8].

Однако, инициатива Франции не показатель «слабой воли», а попытка оказать сопротивление «новой Европе», которую поддерживает США. Поддержка инициативы со стороны Германии также говорит за данный тезис. Франция и Германия, будучи основательницами Европейского Союза на настоящий момент находятся в затруднительном положении, пытаясь проводить собственную независимую многовекторную политику, в том числе направленную на улучшение отношений с Россией они попали в «немилость» к «сюзерену Европы» - Соединенным Штатам.

Таким образом, Восточное партнерство на современном этапе разваливается сдетонировавшей украинской пороховой бочкой и каждый из игроков стремится получить выгоду от этого взрыва. США стремится к ослаблению России и полной ее дискредитации на международной арене, Польша стремится к возвращению своих «исторических территорий», а Франция и Германия видят в этом «взрыве» шанс к возвращению контроля над Европой и установления своих правил игры.

Список литературы

  1. Макрон предложил создать европейское политическое сообщество и его поддержал Шольц. [Электронный ресурс]
  2. Президент Италии поддержал идею Макрона о создании Европейского политического сообщества. [Электронный ресурс]
  3. «Свидетельство внутреннего конфликта»: почему президент Литвы раскритиковал Макрона за его слова об Украине и ЕС. [Электронный ресурс]
  4. «Сигнал для Лукашенко»: Тихановскую позвали в «Люблинский треугольник».[Электронный ресурс]
  5. Концепция Междуморья: от Пилсудского до Трампа / пер. с англ. Алексей Колгашкин; редактор перевода Дмитрий Буневич. — М.: Институт внешнеполитических исследований и инициатив, 2019. ‒ 64 с.
  6. Л. Шишелина. Идая «Триморья»: от возникновения до сегодняшнего дня. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, № 5. С. 33-38.
  7. М. Русакова. Польша и новые тенденции в Центральноевропейском региональном строительстве. Современная Европа, 2021, № 1, С. 52‒61.
  8. Киев готов закрыть путь Молдавии и Грузии в ЕС. Из-за чего разваливается «трио». [Электронный ресурс]

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary