История экономических санкций в отношении России

История экономических санкций в отношении России

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

15

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (66), май ‘22

Дата публикации 21.05.2022

Поделиться

В данной статье подробно рассмотрена ретроспектива введения экономических санкций в отношении России со времен Российской империи. Кроме того, проанализирована экономическая ситуация в России до введения санкционных ограничений 2022 года. Данные санкционные меры разделены на три основные блока: ограничение доступа страны на мировые финансовые рынки, рестрикция импорта в Россию технологий, а также сдерживание интеграции России в мировую экономику, – каждый из упомянутых блоков рассмотрен более подробно со стороны конкретных введенных санкций и возможных путей стабилизации последствий санкций для российской экономики.

Международные санкции с древних времен считались инструментом воздействия на государство – это уже не словесные нападки, но еще и не вооруженный конфликт. На протяжении долгих веков применялось множество видов рестрикций, которые можно разделить на: торговые; финансовые; дипломатические; процессуальные; спортивные и культурные.

Очередной санкционный список вовсе не новость для России, которая неоднократно попадала под ограничения других стран. При этом первые антироссийские рестрикции датируются даже не XX веком – с ограничениями сталкивалась еще Новгородская республика и первый царь всея Руси Иван Грозный.

Рассмотрим подробнее историю вопроса, начиная именно с 1917 года.

Революционные события в России в 1917 году привели к выходу страны из Первой Мировой войны и заключению Брестского мира с Центральными державами. Этот шаг вызвал категорическое неприятие бывших союзников Российской империи по Антанте, которые требовали дальнейшего участия русских войск в боевых действиях. Установление советской власти и начало Гражданской войны привели к тому, что страны Антанты ввели против Советской России экономические санкции. Первыми еще в конце 1917 года это сделали США, в 1918-м к ним присоединились Франция и Великобритания. В 1919 году к этому списку примкнула и Германия [4, с. 159].

В 1925 году страны Запада ввели «золотые» санкции, отказавшись торговать с СССР за золото, а в 1930 году запретили импорт всех советских товаров, кроме зерна. А во время Зимней войны вводился запрет на экспорт в СССР, например, компонентов для авиапромышленности. Впрочем, в то же самое время из Америки в Советский Союз спокойно везли множество других товаров: для США в течение всех 1930-х годов наша страна была важнейшим торговым партнером, на который приходилась половина всего экспорта.

В конце 1940-х годов был создан Координационный комитет по многостороннему экспортному контролю (1949-1970). Эта организация, в которую входили все страны НАТО и их союзники, разрабатывала списки запрещенных к экспорту в СССР и страны социалистического блока товаров и контролировала исполнение этих требований. Создание комитета и введение санкций преследовали единственную цель: обеспечить «контролируемое отставание», как называли это в США, Советского Союза от западных держав, что теоретически должно было обеспечить им военное преимущество. Как известно, добиться этого так и не удалось [4, с. 161].

Еще одной формой санкций в отношении СССР стала поправка Джексона-Вэника (1974), ограничивающая торговлю со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими другие права человека.

В 1998 году США составили «черный список» из 10 российских научных учреждений, заподозренных в сотрудничестве с Ираном в ракетной и ядерной областях, и запретили своим ученым взаимодействовать с ними [4, с. 164].

Но самые масштабные санкции западные страны ввели после присоединения Крыма к России в 2014 году. Введенные тогда США и странами ЕС ограничения касались поставок в Российскую Федерацию товаров двойного назначения для предприятий военно-промышленного комплекса и передачи оборудования для разработки нефтяных месторождений. В том же году в отношении России было введено продовольственное эмбарго, то есть запрет на ввоз определенной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [4, с. 167].

Для России эмбарго способствовало росту сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности. Например, производство мяса увеличилось в 3,2 раза; молочных продуктов в 2,8 раза; овощей в 3,5 раза. Все эти достижения снизили зависимость агропродовольственного сектора от импорта и повысили продовольственную безопасность страны [6, с. 52].

К слову, некоторые западные страны считают российскую экономику недостаточно сильной, поэтому начинают вводить санкции, полагая, что те должны нанести огромный ущерб и без того не очень развитой экономике. Однако доказать успешность развития российской экономики можно, проанализировав основные показатели, характеризующие экономическую ситуацию в стране, начиная с 2014 года, когда были введены санкции из-за присоединения Крыма к Российской Федерации (таблица 1) [2, с. 23].

Таблица 1.

Основные показатели российской экономики

Показатель

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

ВВП, млрд. руб.

87170,2

85450,6

85616,1

87179,3

89626,6

91596,7

89138,9

93372,3

Годовой темп роста ВВП,%

100,7

98,0

100,2

101,8

102,8

102,2

98,3

105,3

ВВП на душу населения,

млрд. руб.

79030

83087,4

85616,1

91843,2

10361,7

10908,3

10735,3

130795,3

Уровень инфляции, %

11,36

12,01

5,38

2,52

4,27

3,05

4,91

8,39

Процентная ставка, %

5,5

12,5

11,0

10,0

7,5

7,5

4,25

4,5

Безработица,

тыс. чел.

3889

4263

4243

3969

3658

3464

4321

4231

Заработная плата

32495

34030

36709

39167

43724

47867

51344

56545

Международный

валютные резервы,

млрд. долл. США

388,5

370,2

385,3

432.1

466,9

549,8

587,5

630

Государственный долг, млрд. руб.

55794,2

54355,4

50002,3

51211,8

49827,3

49156,5

54848,3

56702,9

 

Таким образом, по данным таблицы 1 можно сделать ряд выводов. Во-первых, санкции 2014 года, вероятно, оказали негативный эффект на российскую экономику − можно отметить снижение темпов роста ВВП на 2,7% в 2015 году. Тем не менее, в последующие годы наблюдается стабильная тенденция к увеличению данного показателя. Уже в 2017 году по показателю ВВП удалось достичь уровня 2014 года, далее наблюдается стабильный рост в среднем на 1,9%. Колебания наблюдались в 2020 году из-за введения ограничений, связанных с COVID-19, но уже в 2021 году темпы роста ВВП снова набирают силу. Схожая ситуация относительно темпов роста безработицы − в 2015 году уровень безработицы увеличился на 9,6%, однако в последующие годы вплоть до 2020 года наблюдается устойчивый тренд на снижение данного показателя до уровня ниже, чем до введения санкций 2014 года. В целом можно сказать, что российская экономика к 2021 году находилась в относительно здоровом и стабильном состоянии.

Что касается настоящего времени, то стоит отметить, что в марте 2022 года Российская Федерация стала рекордсменом по числу введенных против нее санкций. Общее количество санкционных ограничений в отношении России превысило 5 530. До этого момента на первой строчке находился Иран, который столкнулся за минувшие десять лет с 3 616 санкциями, большинство из которых были связаны с ядерной программой и «поддержкой терроризма», о чем заявляли в западных странах.

Текущие санкции, введенные в отношении России, можно условно сгруппировать в три основные блока: 1) ограничение доступа страны на мировые финансовые рынки; 2) ограничение импорта технологий; 3) сдерживание интеграции России в мировую экономику [7]. Все эти меры направлены на ослабление российской экономики.

В первую группу входят санкции против госдолга и крупнейших компаний и банков. Данные ограничения не должны стать препятствием для функционирования банковской системы, поскольку в России есть собственные ресурсы: накопленные средства предприятий – почти 40 трлн руб., которые выросли по итогам прошлого года из-за увеличения прибыли компаний, а также сбережения населения. Что касается отключения от международной межбанковской платежной системы SWIFT, следует отметить, что российская финансовая инфраструктура будет работать бесперебойно через отечественную альтернативную систему передачи финансовых сообщений [1, с. 16].

Вторая группа – ограничение на импорт в Россию технологий. Западные страны планируют существенно ограничить доступ к техническим решениям, необходимым не только оборонной промышленности, но и стратегическим отраслям. Данные ограничения, определенно, окажут давление на эффективность инвестиций, тем не менее, с рядом ограничений на поставки чипов, инженерно–программного обеспечения и оборудования для электронной промышленности Россия сталкивалась и раньше − действует механизм импортозамещения.

Третья группа – ограничение интеграции России в мировую экономику, пожалуй, самая «болезненная» часть санкционных ограничений. Присутствие на рынках США, ЕС, Канады, Японии, Австралии будет существенно осложнено по ряду товаров, при этом доля этих стран в российском экспорте была больше 50% [7]. При этом энергетический сектор под санкциями исключен, поэтому доля ограничения экспорта будет меньше. Изучая ситуацию на сырьевом рынке, Россия снова находится в более выгодном положении, чем западные страны. Это крупнейший поставщик энергии, титана и палладия на мировой рынок. Поэтому, очевидно, он может диктовать собственные условия поставки [5, с. 73]. Самый заметный удар нанесен по российской системе поддержки экспорта – несырьевого неэнергетического. В этой связи в настоящее время особую значимость для России приобретает работа над диверсификацией поставок на рынки азиатского региона, стран Африки, Ближнего Востока, а также ЕАЭС.

Итак, руководство западных стран недооценило подготовленность российской экономики к кризису. В частности, бесконтрольного падения курса рубля не произошло, а экономический спад удалось затормозить. Текущая ситуация на финансовых рынках из-за введения санкций постепенно «успокаивается» и на первый план выходят долгосрочные последствия вводимых ограничительных мер − большинству крупных иностранных компаний невыгодно выводить бизнес из России. В то же время санкции заставляют развиваться и искать новые возможности для роста российских компаний.

Таким образом, можно подытожить все вышеизложенное и отметить, что такие беспрецедентные санкционные ограничения, подобные тем, что введены в настоящее время в отношении Российской Федерации, негативно сказываются на принципах свободного и конструктивного межгосударственного экономического взаимодействия, а также разрушают сложившиеся за годы экономические механизмы − внешнеэкономические связи легко разорвать, однако на их восстановление могут уйти годы.

Список литературы

  1. Архипова В. В. Экономические санкции против России: проклятие или перспектива роста? / В. В. Архипова // Экономические стратегии. − 2018. − №8. − С.14-23.
  2. Ваганова О. В. Влияние экономических санкций на инновационное развитие России / О. В. Ваганова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. − 2019. − №1. – С. 21-30.
  3. Заостровцев А. П. Реакция на контрсанкции: «Мы за ценой не постоим…» / А. П. Заостровцев // Обществ. науки и современность. − 2018. − №5. − С.46-60.
  4. Клинова М. В. Экономические санкции Запада против России: развитие ситуации / М. В. Клинова, Е. А. Сидорова // Пробл. прогнозирования. − 2019. − №3. − С.159-170.
  5. Саюнов В. В. О секторальных санкциях в нефтегазовой отрасли / В. В. Саюнов // Минерал. ресурсы России: экономика и управл. − 2018. − №2. − С.71-78.
  6. Федоренко В. И. Влияние санкций на экономическую ситуацию в Российской Федерации / В. И. Федоренко, А. А. Володин, А. В. Борисова // Экон. стратегии. − 2018. − №1. − С.48-57.
  7. Минэк назвал самый болезненный блок санкций на данный момент [Электронный ресурс]: спец. проект // Ведомости: [сайт]. − Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/02/25/911038-boleznennii-blok-sanktsii.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее