Международные санкции с древних времен считались инструментом воздействия на государство – это уже не словесные нападки, но еще и не вооруженный конфликт. На протяжении долгих веков применялось множество видов рестрикций, которые можно разделить на: торговые; финансовые; дипломатические; процессуальные; спортивные и культурные.
Очередной санкционный список вовсе не новость для России, которая неоднократно попадала под ограничения других стран. При этом первые антироссийские рестрикции датируются даже не XX веком – с ограничениями сталкивалась еще Новгородская республика и первый царь всея Руси Иван Грозный.
Рассмотрим подробнее историю вопроса, начиная именно с 1917 года.
Революционные события в России в 1917 году привели к выходу страны из Первой Мировой войны и заключению Брестского мира с Центральными державами. Этот шаг вызвал категорическое неприятие бывших союзников Российской империи по Антанте, которые требовали дальнейшего участия русских войск в боевых действиях. Установление советской власти и начало Гражданской войны привели к тому, что страны Антанты ввели против Советской России экономические санкции. Первыми еще в конце 1917 года это сделали США, в 1918-м к ним присоединились Франция и Великобритания. В 1919 году к этому списку примкнула и Германия [4, с. 159].
В 1925 году страны Запада ввели «золотые» санкции, отказавшись торговать с СССР за золото, а в 1930 году запретили импорт всех советских товаров, кроме зерна. А во время Зимней войны вводился запрет на экспорт в СССР, например, компонентов для авиапромышленности. Впрочем, в то же самое время из Америки в Советский Союз спокойно везли множество других товаров: для США в течение всех 1930-х годов наша страна была важнейшим торговым партнером, на который приходилась половина всего экспорта.
В конце 1940-х годов был создан Координационный комитет по многостороннему экспортному контролю (1949-1970). Эта организация, в которую входили все страны НАТО и их союзники, разрабатывала списки запрещенных к экспорту в СССР и страны социалистического блока товаров и контролировала исполнение этих требований. Создание комитета и введение санкций преследовали единственную цель: обеспечить «контролируемое отставание», как называли это в США, Советского Союза от западных держав, что теоретически должно было обеспечить им военное преимущество. Как известно, добиться этого так и не удалось [4, с. 161].
Еще одной формой санкций в отношении СССР стала поправка Джексона-Вэника (1974), ограничивающая торговлю со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими другие права человека.
В 1998 году США составили «черный список» из 10 российских научных учреждений, заподозренных в сотрудничестве с Ираном в ракетной и ядерной областях, и запретили своим ученым взаимодействовать с ними [4, с. 164].
Но самые масштабные санкции западные страны ввели после присоединения Крыма к России в 2014 году. Введенные тогда США и странами ЕС ограничения касались поставок в Российскую Федерацию товаров двойного назначения для предприятий военно-промышленного комплекса и передачи оборудования для разработки нефтяных месторождений. В том же году в отношении России было введено продовольственное эмбарго, то есть запрет на ввоз определенной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [4, с. 167].
Для России эмбарго способствовало росту сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности. Например, производство мяса увеличилось в 3,2 раза; молочных продуктов в 2,8 раза; овощей в 3,5 раза. Все эти достижения снизили зависимость агропродовольственного сектора от импорта и повысили продовольственную безопасность страны [6, с. 52].
К слову, некоторые западные страны считают российскую экономику недостаточно сильной, поэтому начинают вводить санкции, полагая, что те должны нанести огромный ущерб и без того не очень развитой экономике. Однако доказать успешность развития российской экономики можно, проанализировав основные показатели, характеризующие экономическую ситуацию в стране, начиная с 2014 года, когда были введены санкции из-за присоединения Крыма к Российской Федерации (таблица 1) [2, с. 23].
Таблица 1.
Основные показатели российской экономики
| 
			 Показатель  | 
			
			 2014  | 
			
			 2015  | 
			
			 2016  | 
			
			 2017  | 
			
			 2018  | 
			
			 2019  | 
			
			 2020  | 
			
			 2021  | 
		
| 
			 ВВП, млрд. руб.  | 
			
			 87170,2  | 
			
			 85450,6  | 
			
			 85616,1  | 
			
			 87179,3  | 
			
			 89626,6  | 
			
			 91596,7  | 
			
			 89138,9  | 
			
			 93372,3  | 
		
| 
			 Годовой темп роста ВВП,%  | 
			
			 100,7  | 
			
			 98,0  | 
			
			 100,2  | 
			
			 101,8  | 
			
			 102,8  | 
			
			 102,2  | 
			
			 98,3  | 
			
			 105,3  | 
		
| 
			 ВВП на душу населения, млрд. руб.  | 
			
			 79030  | 
			
			 83087,4  | 
			
			 85616,1  | 
			
			 91843,2  | 
			
			 10361,7  | 
			
			 10908,3  | 
			
			 10735,3  | 
			
			 130795,3  | 
		
| 
			 Уровень инфляции, %  | 
			
			 11,36  | 
			
			 12,01  | 
			
			 5,38  | 
			
			 2,52  | 
			
			 4,27  | 
			
			 3,05  | 
			
			 4,91  | 
			
			 8,39  | 
		
| 
			 Процентная ставка, %  | 
			
			 5,5  | 
			
			 12,5  | 
			
			 11,0  | 
			
			 10,0  | 
			
			 7,5  | 
			
			 7,5  | 
			
			 4,25  | 
			
			 4,5  | 
		
| 
			 Безработица, тыс. чел.  | 
			
			 3889  | 
			
			 4263  | 
			
			 4243  | 
			
			 3969  | 
			
			 3658  | 
			
			 3464  | 
			
			 4321  | 
			
			 4231  | 
		
| 
			 Заработная плата  | 
			
			 32495  | 
			
			 34030  | 
			
			 36709  | 
			
			 39167  | 
			
			 43724  | 
			
			 47867  | 
			
			 51344  | 
			
			 56545  | 
		
| 
			 Международный валютные резервы, млрд. долл. США  | 
			
			 388,5  | 
			
			 370,2  | 
			
			 385,3  | 
			
			 432.1  | 
			
			 466,9  | 
			
			 549,8  | 
			
			 587,5  | 
			
			 630  | 
		
| 
			 Государственный долг, млрд. руб.  | 
			
			 55794,2  | 
			
			 54355,4  | 
			
			 50002,3  | 
			
			 51211,8  | 
			
			 49827,3  | 
			
			 49156,5  | 
			
			 54848,3  | 
			
			 56702,9  | 
		
Таким образом, по данным таблицы 1 можно сделать ряд выводов. Во-первых, санкции 2014 года, вероятно, оказали негативный эффект на российскую экономику − можно отметить снижение темпов роста ВВП на 2,7% в 2015 году. Тем не менее, в последующие годы наблюдается стабильная тенденция к увеличению данного показателя. Уже в 2017 году по показателю ВВП удалось достичь уровня 2014 года, далее наблюдается стабильный рост в среднем на 1,9%. Колебания наблюдались в 2020 году из-за введения ограничений, связанных с COVID-19, но уже в 2021 году темпы роста ВВП снова набирают силу. Схожая ситуация относительно темпов роста безработицы − в 2015 году уровень безработицы увеличился на 9,6%, однако в последующие годы вплоть до 2020 года наблюдается устойчивый тренд на снижение данного показателя до уровня ниже, чем до введения санкций 2014 года. В целом можно сказать, что российская экономика к 2021 году находилась в относительно здоровом и стабильном состоянии.
Что касается настоящего времени, то стоит отметить, что в марте 2022 года Российская Федерация стала рекордсменом по числу введенных против нее санкций. Общее количество санкционных ограничений в отношении России превысило 5 530. До этого момента на первой строчке находился Иран, который столкнулся за минувшие десять лет с 3 616 санкциями, большинство из которых были связаны с ядерной программой и «поддержкой терроризма», о чем заявляли в западных странах.
Текущие санкции, введенные в отношении России, можно условно сгруппировать в три основные блока: 1) ограничение доступа страны на мировые финансовые рынки; 2) ограничение импорта технологий; 3) сдерживание интеграции России в мировую экономику [7]. Все эти меры направлены на ослабление российской экономики.
В первую группу входят санкции против госдолга и крупнейших компаний и банков. Данные ограничения не должны стать препятствием для функционирования банковской системы, поскольку в России есть собственные ресурсы: накопленные средства предприятий – почти 40 трлн руб., которые выросли по итогам прошлого года из-за увеличения прибыли компаний, а также сбережения населения. Что касается отключения от международной межбанковской платежной системы SWIFT, следует отметить, что российская финансовая инфраструктура будет работать бесперебойно через отечественную альтернативную систему передачи финансовых сообщений [1, с. 16].
Вторая группа – ограничение на импорт в Россию технологий. Западные страны планируют существенно ограничить доступ к техническим решениям, необходимым не только оборонной промышленности, но и стратегическим отраслям. Данные ограничения, определенно, окажут давление на эффективность инвестиций, тем не менее, с рядом ограничений на поставки чипов, инженерно–программного обеспечения и оборудования для электронной промышленности Россия сталкивалась и раньше − действует механизм импортозамещения.
Третья группа – ограничение интеграции России в мировую экономику, пожалуй, самая «болезненная» часть санкционных ограничений. Присутствие на рынках США, ЕС, Канады, Японии, Австралии будет существенно осложнено по ряду товаров, при этом доля этих стран в российском экспорте была больше 50% [7]. При этом энергетический сектор под санкциями исключен, поэтому доля ограничения экспорта будет меньше. Изучая ситуацию на сырьевом рынке, Россия снова находится в более выгодном положении, чем западные страны. Это крупнейший поставщик энергии, титана и палладия на мировой рынок. Поэтому, очевидно, он может диктовать собственные условия поставки [5, с. 73]. Самый заметный удар нанесен по российской системе поддержки экспорта – несырьевого неэнергетического. В этой связи в настоящее время особую значимость для России приобретает работа над диверсификацией поставок на рынки азиатского региона, стран Африки, Ближнего Востока, а также ЕАЭС.
Итак, руководство западных стран недооценило подготовленность российской экономики к кризису. В частности, бесконтрольного падения курса рубля не произошло, а экономический спад удалось затормозить. Текущая ситуация на финансовых рынках из-за введения санкций постепенно «успокаивается» и на первый план выходят долгосрочные последствия вводимых ограничительных мер − большинству крупных иностранных компаний невыгодно выводить бизнес из России. В то же время санкции заставляют развиваться и искать новые возможности для роста российских компаний.
Таким образом, можно подытожить все вышеизложенное и отметить, что такие беспрецедентные санкционные ограничения, подобные тем, что введены в настоящее время в отношении Российской Федерации, негативно сказываются на принципах свободного и конструктивного межгосударственного экономического взаимодействия, а также разрушают сложившиеся за годы экономические механизмы − внешнеэкономические связи легко разорвать, однако на их восстановление могут уйти годы.
Список литературы
- Архипова В. В. Экономические санкции против России: проклятие или перспектива роста? / В. В. Архипова // Экономические стратегии. − 2018. − №8. − С.14-23.
 - Ваганова О. В. Влияние экономических санкций на инновационное развитие России / О. В. Ваганова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. − 2019. − №1. – С. 21-30.
 - Заостровцев А. П. Реакция на контрсанкции: «Мы за ценой не постоим…» / А. П. Заостровцев // Обществ. науки и современность. − 2018. − №5. − С.46-60.
 - Клинова М. В. Экономические санкции Запада против России: развитие ситуации / М. В. Клинова, Е. А. Сидорова // Пробл. прогнозирования. − 2019. − №3. − С.159-170.
 - Саюнов В. В. О секторальных санкциях в нефтегазовой отрасли / В. В. Саюнов // Минерал. ресурсы России: экономика и управл. − 2018. − №2. − С.71-78.
 - Федоренко В. И. Влияние санкций на экономическую ситуацию в Российской Федерации / В. И. Федоренко, А. А. Володин, А. В. Борисова // Экон. стратегии. − 2018. − №1. − С.48-57.
 - Минэк назвал самый болезненный блок санкций на данный момент [Электронный ресурс]: спец. проект // Ведомости: [сайт]. − Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/02/25/911038-boleznennii-blok-sanktsii.
 


