ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В ПОДРОСТКОВОЙ ПРОЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XXI ВЕКА)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В ПОДРОСТКОВОЙ ПРОЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XXI ВЕКА)

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

72

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (47), январь ‘22

Дата публикации 06.01.2022

Поделиться

В статье на примере произведений Ф. Бакмана «Медвежий угол» и П. Дзаноннер «Зорро в снегу» раскрываются методы и приемы формирования личности юных спортсменов. Показывается, что методы зависят от вида спорта (командный или одиночный), цели (одержать победу или спасти попавших в беду), спортивной философии тренера (философия победителя, философия страха и послушания, философия справедливости и добра). Делается вывод о том, что одинаково важно как формировать волевые качества, так и нравственные ценности; формироваться не только как спортсмену, но и как человеку.

Профессиональный спорт и спорт высоких достижений в настоящее время является мощной индустрией с большими государственными и спонсорскими финансовыми вложениями. Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» как одна из национальных целей развития Российской Федерации, в рамках которой среди целевых показателей установлено увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов. Согласно постановлению «О развитии детско-юношеского спорта в Российской Федерации», достижение этого показателя невозможно «без формирования у детей и молодежи осознанной потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, которые являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни» [5]. В связи с этим повышается значимость исследований о роли спорта в жизни подростков. В монографии Л.Г.Уляевой, Е.В. Мельника исследуется влияние спортивной деятельности на формирование самооценки и проявление личностных деформаций, влияние семьи на формирование личности юных спортсменов и некоторые другие аспекты психолого-педагогического сопровождения спортивной деятельности в контексте самореализации личности [6]. В диссертационном исследовании А.Г. Кузьменко исследуются особенности становления ценностных ориентаций юных хоккеистов [3]. Особенности работы тренера с юными спортсменами исследуется в трудах Ф.Н. Мочалова и Ю.В. Филатова [4], морально-волевые качества, организаторские и коммуникативные способностиспортивного тренера исследуются в труде Н.Х. Хакунова и других [7]. На российском книжном рынке в последние годы все чаще стали появляться русские и зарубежные произведения о юных спортсменах, в которых над проблемами, обозначенными выше, задумываются и писатели. Однако нет ни одного научного исследования, которое бы анализировало образ юного спортсмена, тренера, особенности их взаимоотношений, особенности вазимоотношений между членами команды, становление личности спортсмена на материале художественного произведения. Нам кажется, что такой анализ целесообразно провести на материале произведений Ф.Бакмана «Медвежий угол» и П. Дзаноннер «Зорро в снегу».

Сложный мир профессионального хоккея, где происходит формирование спортсмена, показан в повести Ф.Бакмана «Медвежий угол». В центре внимания автора – вымышленный маленький городок Бьорнстад, что в переводе обозначает «Медвежий город». Городок настолько мал и бесперспективен, что практически обречен на вымирание. Здесь только два центра притяжения – хоккейный клуб и фабрика, причем на фабрике дела идут не лучшим образом. Однако настоящая команда юниоров показывает вхоккее такой уровень игры, что перед городом начинают маячить лучшие перспективы. Вот в таких общих условиях писатель описывает становление Кевена, Амата, Беньи, Филиппа, Закариаса и других. Перед читателем раскрываются колоритные фигуры тренеров – семидесятилетнего Суне, посвятившего хоккею жизнь и Давида – ученика Суне, ставшего тренером и воспитавшего команду юниоров, от игры которых зависит судьба всего Бьорнстада. Ф. Бакман не намеревается судить методы формирования спортсменов, которые применяют Суне и Давид, не разделяет их на хорошего и плохого тренеров, так как каждый добился определенных успехов. Однозначно отрицательными героями-тренерами могут быть только эпизодические персонажи, главным методом работы с воспитанниками которых является наказание. Так, Петер недоволен методом работы тренера Лео: «Когда Лео начал играть в хоккей, Петер повздорил с одним тренером, который вечно орал на детей, уверяя «Чтобы они тебя слушали, их надо немного припугнуть». Петер тогда промолчал. Но в машине по дороге домой он сказал Лео: «Когда я в детстве проливал молоко, отец всегда меня наказывал. Ловчее от этого я не стал. Только стал бояться брать молоко в руки. Запомни это» [1, с.476].

Ф.Бакман показывает, что детский и юношеский спорт не могут быть связаны с политикой. Как только успехи юных хоккеистов начинают рассматриваться как главное условие развития Бьорнстада, меняются требования к тренеру. Суне, всю жизнь посвятивший хоккейному клубу и учивший достойно играть, а не выигрывать любой ценой, становится ненужным. Его должен заменить Давид, который умеет создавать установку на победу, не всегда используя нравственные методы. Для Суне – каждый игрок бесценен, он считает своим долгом работать с хоккеистами не только как со спортсменами, но и воспитывать в них личность. Он не сторонник того, чтобы выпускать юниора во взрослый матч, если видит, что тот может сломаться во взрослом, порой жестоком спорте. Мудрость такого подхода показывается автором на примере с Роббаном. Спонсоры и правление заставили Суне перевести Роббана в основную команду, хотя тренер был против. В итоге Роббан пострадал от силового приема, получил травму. Давид тоже является опытным тренером. Однако выдвигая на первый план лозунг «Вы должны победить!» [1, с. 40], он забывает, что спорт – это не только победа, не только способ обратить внимание общественности на хоккейный клуб в заброшенном городке, но и инструмент формирования личности.

Несмотря на жесткость, писатель не критикует Давида за методы и приемы работы с юными спортсменами, обращает внимание на те методы и приемы работы, которые способствуют воспитанию у юных спортсменов силы воли, формированию успешных тактик и стратегий. Наиболее действенным методом формирования спортсменов Давид считает метод наблюдения. Это – самый основной метод изучения стратегий хоккеистов, и когда Давид замечает Амата – сына уборщицы Фатимы, подбадривает его: «Я знаю, что ты изучаешь манеру Кевина, это хороший образец для подражания. Обрати внимание, как он всегда наблюдает за коньками защитника в команде противника, когда они оказываются один на один: как только коньки меняют угол и центр тяжести смещается, Кевин бросает по воротам в трафике»[1, с.125]. Не в последнюю очередь благодаря методу наблюдения и поощрению Давида Амат открывает для себя двери в профессиональный спорт.

Давид точно знает, что хоккей – командный вид спорта и только сплочение, принятие себя как часть команды может стать залогом успеха. Между тем, каждому необходимо проявить индивидуальный подход. Давид умеет весьма гармонично сочетать сплочение команды и признание каждого как уникальной личности. Например, еще в начале пути тренировки маленьких Кевина, Бубу, Лит и других, Давид выдавал им перед игрой шайбы, на которых писал короткие сообщения, что-то такое, что им следовало держать в уме. Это были такие слова-советы, как «Играй плотнее», «Побольше двигайся», «Терпение». Эти короткие послания помогали юным спортсменам сосредотачиваться на самом главном. Тот же прием он использует для сплочения команды, иногда для этого, как подчеркивает Ф. Бакман, достаточно шутки, которые часто применяет тренер – он мог с суровым видом передать шайбу самому нервному парню в автобусе и ждать, пока тот не прочтет: «Застегни ширинку. Шланг торчит»[1, с. 321]. Его юмор предназначался только игрокам, – и они чувствовали себя избранными. «Шутка сильная вещь – она способна ввести тебя в некий круг и способна исключить» [1, с. 321].

Давид, как и другие, знает цену настоящей мотивации спортсменов, уверен, что только мотивация может привести к успеху. Действенным средством формирования мотивации являются лозунги. Неслучайно на стенах над вешалками в ледовом дворце висят плакаты с лозунгами: «Тяжело в тренировке, легко в игре», «Команда важнее тебя», «Играй за медведя на груди, а не за имя на спине». «Особенно крупными буквами был написан лозунг, красовавшийся в центре: “Мы не умеем проигрывать, потому что редко этим занимаемся!”», – отмечает писатель [1, с.134]. Однако по мере развития сюжета немаловажную роль играют еще и личные мотивации юных спортсменов, которые знает и замечает только опытный и талантливый тренер. Так, для Амата путевка в большой спорт – это путевка в другую жизнь, в которой его мать Фатима не будет мыть полы, сгибая и разгибая больную поясницу, заставляя работать больные, почти отказывающие уже мышцы.

Если в «Медвежьем углу» перед читателем открывается сложный, блестящий и жестокий мир хоккея, то в книге П. Дзаноннер «Зорро в снегу» представлен другой мир – мир собак и людей. Кинология как вид спорта имеет свою специфику, а произведение «Зорро в снегу» интересно и тем, что показываются и особенности работы с собакой – требования, последовательность воспитания собаки-спасателя, и методы и приемы работы опытных тренеров-кинологов с молодыми людьми, которые только-только вступили на этот путь. Здесь методы формирования личности-спортсмена совсем иные, отсутствует дух соперничества, стремление к победе любой ценой, однако при этом требуется терпение, физическая подготовка, способность работать в экстремальных условиях, а главное – моральные ценности, эмпатия, умение поставить себя на чужое место. Именно такими качествами обладает главный герой произведения Лука, которого Зорро – собака из команды «Альпийской помощи» спасла из-под лавины. С тех пор Лука и сам мечтает стать кинологом, и писатель отмечает, что шансы у него есть: «Лука – самый молодой из всех, у него мало опыта. Зато он занимается спортом, умеет кататься на лыжах и слушать – последний навык тесно связан с собаками» [2, с.159]. Если сравнивать Луку с Аматом и другими ребятами-хоккеистами из произведения Ф.Бакмана, то это совершенно разные типажи, отличающиеся темпераментом, взаимоотношениями с окружающим миром, видом мотивации. Методы и приемы формирования личности спортсмена-спасателя в корне отличаются от тех, которые используют тренеры в командных видах спорта. В первую очередь отметим, что отбор, как и в других видах спорта достаточно серьезен: чтобы стать волонтером «Альпийской помощи» и тренироваться с оператарами организации Лука должен сдать экзамен. Еще одной особенностью является то, что кинология требует больших интеллектуальных вложений, к которым Лука готов. На выпускном экзамене он пишет работу о собаках, о взаимосвязи обоняния с климатическими изменениями, совершает исторический экскурс в те времена, когда собака стала другом и помощником человека, изучает анатомию животного. В романе «Зорро в снегу» не показано разрушающего влияния спорта на личность, так как спорт, связанный со спасением человека не имеет отношения ни к политике, ни к победе любой ценой, он требует только полного единения животного и человека во имя общей цели. Зато “путевка” в большой спорт может стать серьезным испытанием нравственных качеств, ценностей не только спортсменов, но и их родителей, тренеров-наставников, и эта тема ярко проявлена в романе «Медвежий угол». Давид успешно справляется с такими задачами как управление развитием ценностных ориентаций у спортсменов-хоккеистов, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности; развитием социально-ценных мотиваций спортивной деятельности юных хоккеистов. Давид использует такие методы как одобрение, поощрение которые воспитывают волю, самоанализ, самооценку. Однако он игнорирует такой метод, как самоконтроль. Писатель показывает, что умение контролировать свои поступки является значимой для спортсмена как на спортивной арене, так и в жизни. В большой спорт открываются двери для тех, кто является не только талантливым и успешным хоккеистом, но и нравственно безупречен вне спортивной площадки. Кевин забывает это правило, он не умеет контролировать себя и посягает на честь пятнадцатилетней девочки.

Итак, можно сделать выводы о том, что тренер оказывает сильное влияние на формирование личности спортсмена. В командных видах спорта юные спортсмены в первую очередь выбирают тренера за мастерство, достижения; тренер должен их мотивировать к победе, поощрять дисциплину, создать командный дух. Вместе с тем, игрок должен воспринимать себя как личность, поэтому необходимо проявлять индивидуальный подход. На примере истории Кевина Ф. Бакман показывает, что не менее значимым является формирование не только нравственных ориентиров, нацеленных на победу, но и моральных ценностей, умение контролировать свои поступки. Моральные качества, эмпатия являются наиболее важными в таких видах спорта, как кинология, в профессии кинолога-спасателя. На примере романа «Зорро в снегу» мы видим, что изначально этот вид спорта привлекает людей с высокими нравственными качествами. Анализ романов Ф. Бакмана и П. Дзаноннер показывает, что формирование личности спортсмена обязательно должно включать не только воспитание волевых качеств, но и нравственные ценности, умение проявлять самоконтроль вне спорта.

Список литературы

  1. Бакман Ф. Медвежий угол. – М.: Синдбад, 2019. – 575 с.
  2. Дзаноннер П. Зорро в снегу. – М.: Компас-Гид, 2018. – 172 с.
  3. Кузьменко А.Г. Формирование ценностных ориентаций юных спортсменов: дис. ... канд. пед. наук. – Якутск, 2000. – 170 с.
  4. Мочалова Ф.Н. Роль тренера в управлении спортивным коллективом [Электронный ресурс]: статья/ Ф.Н. Мочалова, Ю.В. Филатов. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-trenera-v-upravlenii-sportivnym-kollektivom/viewer
  5. Постановление о развитии детско-юношеского спорта в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/573832783
  6. Уляева Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности: монография / Л.Г.Уляевой, Е.В. Мельника. – М.: издатель Мархотин П.Ю., 2014. – 236 с.
  7. Хакунов Н.К. и др. Профессионально-значимые личностные качества спортивного педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: педагогика и психология. – 2013. – №2. – С. 153-160.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее