СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

16

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 42 (44), Декабрь ‘21

Дата публикации 16.12.2021

Поделиться

Система налогов и сборов является основополагающим элементом обеспечения жизнедеятельности любого государства. С помощью инструментария налоговой системы государство регулирует наиважнейшие финансово-экономические процессы распределения денежных потоков от уплаты налогов и сборов субъектами предпринимательской деятельности. Существующая система налогов и сборов, сложившаяся в нашей стране, несовершенна и требует значительных доработок. От того, как быстро произойдет совершенствование системы налогов и сборов, будет зависеть будущее государства. Совершенствование, в свою очередь, требует глобальных изменений не только в законодательном ключе, но и в мыслительном процессе каждого участника налоговых отношений.

Эффективное функционирование экономики страны зависит от того, насколько правильно построена налоговая система. В условиях рыночных отношений система налогообложения является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма регулирования экономики.

Преимущественно проблемы налоговой системы — это результат противоречивости и запутанности нормативно-правовой базы, и отсутствия эффективной связи исполнительной и законодательной власти. Данные противоречия выступают препятствием к эффективному развитию рыночных отношений, в связи с чем, налоговая система требует значительного усовершенствования.

Одним из самых важнейших источников пополнения бюджета в России являются налоги, от которых зависит благополучие каждого гражданина. Главными недостатками налоговой системы являются отсутствие достойных мер по увеличению доходов населения, а также наличие не совсем эффективных мер налогового стимулирования. Сложившаяся налоговая система не в полной мере отвечает потребностям в инновационном росте отраслей экономики также, как и система информационного обеспечения налоговых органов, которые должны быть осведомлены практически по всем интересующим вопросам. Это, в свою очередь, способствует оттоку капитала из страны, что негативно влияет на экономическую ситуацию в стране.

При этом, нельзя не отметить еще одну проблему, касающуюся нестабильности налогового законодательства. Зачастую мы наблюдаем, как часто вносят изменения и поправки в налоговое законодательство, что по своей сути отражает картину нестабильности во мнениях и намеченном курсе органов государственного управления. Поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) вносятся с такой частотой, что по своей сути они мешают поступательному развитию государства. При этом, необходимо понимать, каким образом принимался данный документ, что, в свою очередь, делает логически понятным тот факт, что в нем содержится большое количество неоднозначностей и противоречий в формулировках, отсутствует логическая взаимосвязь между главами и частями документа, что в итоге приводит к неустранимым сомнениям и неясностям налогового законодательства. В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, что в свою очередь предоставляет недобросовестным плательщикам налогов и сборов уклоняться от норм налогового законодательств. Из анализа положений НК РФ видно, что за последние 20 лет Правительство России не предпринимает шаги по совершенствованию элементов налогов и сборов на основе динамики социально-экономического развития страны. Отсутствие четких и понятных мер по противодействию недобросовестным налогоплательщикам является большим минусом налогового законодательства.

В России процесс установления налоговых ставок, как правило, проводится без достаточного анализа их влияния на экономику страны, зачастую упускается из виду научно-теоретическая составляющая. Все это не способствует притоку в страну капитала, в котором России очень нуждается. Помимо этого, в процессе определения налоговых ставок требуется рассматривать превентивные меры по противодействию законному уходу плательщиков от уплаты налогов. Кроме этого, фактом является то, что последствия от уклонения сводятся к нулю, если разного рода доходы облагаются по идентичным ставкам.

Сложившаяся в России система налогов и сборов с достаточно неэффективными ставками приводит к тому, что вводятся новые налоги, которые не отвечают запросам экономики страны, но, по мнению руководства, способные сглаживать отрицательные последствия, связанные с не совершенностью ставок налогов на отдельно взятые доходы. Например, по этой причине в настоящее время ввиду наличия более низкой ставки подоходного налога наиболее выгодно направлять денежные потоки на заработную плату, чем платить налог на прибыль организаций. Вышеуказанное может привести к сокрытию налогоплательщиками налоговой базы и недополученные государством денежные средства могут бесследно исчезнуть. Вследствие этого, становится очевидной потребность в том, чтобы доходы облагались по идентичным усредненным ставкам, чтобы субъект предпринимательской деятельности не имел возможности и мотива перераспределить денежные потоки в целях «условно законного» снижения налоговой базы.

Таким образом, становится, очевидно, насколько нестабильны налоги в нашей стране, где систематически пересматривают ставки и льготы по ним, что, в свою очередь, имеет отрицательное воздействие на инвестиционную привлекательность государства, как это было отмечено выше.

Налоговые системы иностранных государств стремятся к упрощению и облегчению налоговых взаимоотношений и к уменьшению видов отдельных налогов. В России мы видим довольно усложненную структуру налоговой системы, в которой разные налоги порой не отличаются друг от друга.

Такое разнообразие платежей является причиной искажений при расчете налогов, нарушений сроков представления налоговой отчетности и сроков уплаты налогов, что в конечном тоге приводит к обязанности платить неустойки и пени. Возникает впечатление, что налоговую систему России усложняют намеренно, чтобы создавать дополнительную нагрузку на бизнес.

Помимо этого, наблюдает систематическое изменение форм налоговой отчетности, что также вносит свою отрицательную лепту на экономическую свободу бизнеса. Также нельзя не отметить, что в налоговом законодательстве толкуются не всегда однозначно нормы, в которых установлен порядок налогообложения и основания для исчисления отдельных налогов.

В этой связи по истечении определенного количества месяцев после опубликования закона, который иногда сложно отыскать, начинают появляться разъяснения и инструкции Министерства финансов России и Федеральной налоговой службы с толкованием того, каким образом тот или налог необходимо рассчитывать.

Кроме всего вышеуказанного необходимо выделить еще один недостаток системы налогов в России -  это ее динамичность. Налоги могут быть введены и, не отработав положенного срока, сразу отменены.

Таким образом, все недостатки действующей в России налоговой системы можно сгруппировать по трем направлениям:

1. Система усложнена и противоречива. Можно опровергнуть акт соблюдения нормы указанной в п. 6 ст. 3 НК РФ, которая предусматривает наличие такой формулировки актов законодательства о налогах и сборах, чтобы «каждый точно знал, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить». В настоящее время уплата налогов требует от субъектов бизнеса определенных знаний по налогообложению и налоговому учету, а в противном случае несение больших расходов на содержание профессионалов.

2. Слишком высокая налоговая нагрузка. Самым главным приоритетом государства в вопросах налогообложения является его фискальная функция.

3. Неопределенность налогового законодательства.

В РФ проведено несколько реформ, касающихся вопросов налогообложения, и этот процесс не останавливается потому, как в налоговое законодательство постоянно вносятся какие-то изменения, но, по-прежнему, как, отмечалось выше, она не безупречна и в ней есть много недостатков.

Вследствие этого, можно утвердительно заключить, что система налогов и сборов, сложившая в России требует совершенствования.

Рассмотрим некоторые направления совершенствования налоговой системы.

Во-первых, необходимо достичь определенности и стабильности системы налогов и сборов. Реализовать данный вопрос можно при помощи следующих шагов:

- установить окончательный перечень налогов;

- определить предельный уровень налоговых ставок по региональным и местным налогам;

- уменьшить количество налогов;

- определить четкие границы налоговой оптимизации;

- устранить имеющиеся противоречия между налоговым и иными видами законодательства;

- сократить количество налоговых льгот для выравнивания условий налогообложения;

- систематизировать систему ответственности за правонарушения в области налогов и сборов.

Во-вторых, необходимо установить фискальные стимулы, применяя следующие шаги:

- дифференцировать акцизы на продукцию добывающих отраслей;

- ввести механизма налогообложения недвижимости на основе рыночный отношений;

- планомерно снизить налоговую нагрузку с предприятий, путем переноса части налогового бремени с производственной сферы на сферу обращения;

- применить агрегирование налогообложение субъектов малого бизнеса.

В-третьих, необходимо повысить собираемость налогов с помощью следующих действий:

- содействовать последовательному переходу к исчислению налогов по отгрузке;

- проводить налогообложение у источника выплаты;

- ввести механизм эффективного контроля доходов физических лиц;

- совершенствовать методы банковского контроля;

- усилить контроль и ответственность за неполное отражение в бухгалтерской отчетности операций по обращению наличных денежных средств;

- предоставлять льготы налогоплательщикам только при условии отсутствия налоговой задолженности за предыдущий налоговый период.

Резюмируя вышеуказанное, можно утверждать, что налоговая политика страны связана в первую очередь с созданием надежной экономической основы в стране и стабильности в политической сфере.

Сегодня одной из первоочередных задач является обеспечение баланса между уменьшением налоговой нагрузки и уменьшением льгот. Кроме этого, должно произойти смещение основного внимания в формировании налоговых доходов бюджета с абсолютно фискальных интересов на стимулирование роста производящих отраслей экономики, ее структурную диверсификацию и стимулирование предпринимательской инициативы.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76276/
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76276/
  3. Базилевич О.И. Налоги и налогообложение. Практикум: учебное пособие М.: Инфра-М, 2019. – 356с.
  4. Борисов Е.Н. Правовое регулирование налогообложения имущества физических и юридических лиц // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 4.
  5. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и ее влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2019. №
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее