Введение
В современном информационном обществе, где IT-сфера стала одной из ключевых отраслей экономики, налогообложение играет важную роль в обеспечении финансовой устойчивости государства и справедливого распределения налогового бремени. С развитием интернета и социальных сетей все больше людей становятся блогерами и получают доходы от своей онлайн-активности. Однако, налогообложение блогеров в России до сих пор остается неоднозначным и вызывает много вопросов, как у самих блогеров, так и у налоговых органов.
В связи с тем, что обратиться к прошлому при разработке методологии налогообложения информационных технологий в России невозможно, то неизбежным является изучение зарубежного опыта налогообложения IT-сферы, в частности блогеров. В разных странах существуют различные модели и подходы к налогообложению, которые можно изучить и с осторожностью и большой осмотрительностью применить в российской практике.
Следует отметить, что в настоящее время в научной среде не выработано пока единого подхода к налогообложению IT-сферы в условиях цифровизации налоговой сферы. Практически отсутствуют серьезные монографические исследования. Отдельные вопросы затрагиваются в монографиях под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова [1] и в монографии Амелина Р.В. [2]. В работах Шарандиной Н.Л. [3] и Анисиной К.Т. [4] исследуются вопросы цифровой экономика и налогового администрирования.
На наш взгляд не в полной мере учитывается специфика данной сферы, нет комплексного анализа, рассматривающего все факторы цифровизации, влияющие на налоговую систему.
Результаты исследования и их обсуждение
Блогеры — это люди, которые публикуют свои мысли, опыт, знания или увлечения на своих веб-сайтах, называемых блогами [5]. Блогеры могут писать о разных темах, таких как путешествия, еда, политика, мода, образование и т.д. Блогеры зарабатывают деньги разными способами, в зависимости от своей аудитории, трафика и ниши. Самые распространенные источники дохода для блогеров включают [6]:
- Реклама — это показ рекламных баннеров или видео на блоге, за которые блогер получает оплату за каждый клик или показ. Реклама может быть размещена через специальные сервисы или напрямую от рекламодателей.
- Спонсорство — это сотрудничество с брендами или компаниями, которые платят блогеру за упоминание или рекомендацию их продуктов или услуг на блоге.
- Партнерский маркетинг — это продвижение чужих продуктов или услуг на блоге с помощью специальных ссылок, называемых партнерскими ссылками. Блогер получает комиссию за каждую покупку, сделанную через его ссылку.
- Продажа продуктов или услуг — это создание и продажа собственных продуктов или услуг на блоге. Продукты могут быть цифровыми (например, электронными книгами, курсами, подписками) или физическими (например, одеждой, аксессуарами, книгами). Услуги могут быть консультированием, коучингом, дизайном, написанием и т.д.
- Другие способы заработка — это получение дохода от других источников, связанных с блогом. Например, участие блогера в онлайн-мероприятиях, таких как вебинары или конференции, и получение гонорара за выступление.
Мы начнем краткий обзор с Соединенных Штатов Америки, где блогинг является широко распространенной и прибыльной деятельностью. Так средний доход блогера в США составляет около 45 000 долларов в год [7].
В текущий момент в США около 31.7 миллиона блогеров, то есть больше, чем программистов [8]. Это означает, что более 10% населения США занимаются блогингом или связанной с ним деятельностью. Так можно заключить, что развитие технологического прогресса привело к появлению нового объекта налогообложения. В следствии чего большинство развитых стран поставили перед собой задачу в легализации, законном регулировании доходов, полученных физическими лицами в цифровой сфере.
В США блогеры платят налоги как самозанятые лица. Это означает, что они должны уплачивать два вида налогов: income tax (налог на доходы физических лиц) и self-employment tax (налог на самозанятость). Первый зависит от уровня дохода блогера, а ставка колеблется от 10% до 37% [9]. Налог на самозанятость составляет 15.3% и включает в себя взносы в социальное страхование (Social Security) и медицинское страхование (Medicare). Если блогеры не платят своевременно, они могут получить штраф от IRS (налоговая служба США). Блогеры также могут получать различные вычеты из своего налогооблагаемого дохода за расходы, связанные с их деятельностью. Например, они могут списывать стоимость создания и поддержки своего сайта, покупки контента, рекламы, компьютерного оборудования, поездок, обучения и других затрат.
Интересен опыт Канады, где блогеры помимо того, что платят налог по общей системе, ставка которой составляет в зависимости от уровня дохода от 15% до 33% и налог на самозанятость (self-employment tax), составляющий 10.5% от дохода [10], так еще блогеры могут получать льготу за творческую деятельность (creative activity tax credit), если они занимаются созданием оригинального контента в области литературы, изобразительного искусства или музыки [11].
Налогообложение блогеров в Сингапуре зависит от того, являются ли они резидентами или нет. Так, резиденты обязаны уплачивать подоходный налог в соответствии с прогрессивной шкалой, которая варьируется от 0 до 22% от доходов, полученных в Сингапуре. Нерезиденты же обязаны уплачивать подоходный налог по фиксированной ставке 15% или по прогрессивной шкале, в зависимости от того, какой вариант является более выгодным для них [9]. Кроме того, все блогеры должны платить налог на товары и услуги (GST), который составляет 7% [12].
По словам Ольги Берек, Президента национальной ассоциации блогеров России, в настоящее время в РФ количество блогеров с числом подписчиков от 2 до 5 тысяч составляет 755 тысяч человек, от 5 до 10 тысяч подписчиков имеют 300 тысяч блогеров, от 10 до 100 тысяч - 255 тысяч блогеров. Количество блогеров с числом подписчиков от 100 тысяч до 1 миллиона составляет 18,5 тысяч человек, а количество блогеров с числом подписчиков более миллиона превышает тысячу [13].
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, каждый индивидуальный видеоблогер рассматривается как физическое лицо. В России, доходы физических лиц, соответственно, облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) по фиксированной ставке в 13%. Блогеры должны заполнить декларацию по форме 3-НДФЛ и сдать ее в налоговую инспекцию. В декларации нужно указать все источники дохода, включая рекламу, спонсорские контракты, платные подписки и т.д.
Тем не менее, суммы до 500000 рублей не рассматриваются как коммерческие и, следовательно, не попадают под надзор налоговых органов. Понятно, что с таких доходов никакие налоги не уплачиваются. Учитывая масштабы этого явления, государство может терять миллиарды рублей только на таких операция [14].
По данным «Известий», заработок российских блогеров в 2022 году вырос на 24% и составил более четырех миллиардов рублей [15].
В некоторых случаях блогеры могут применять специальные налоговые режимы, такие как система налогообложения самозанятых или упрощенная система налогообложения. Использование этих специальных налоговых режимов может привести к снижению налоговой нагрузки и упрощению процесса учета и составления отчётности. Однако для этого нужно учитывать ряд условий и ограничений, которые изложены в соответствующих нормативных актах [16].
Так налогообложение блогеров в РФ также сталкивается с рядом проблем, таких как:
- Низкая осведомленность блогеров о своих налоговых обязанностях и правах.
- Сложность учета и документирования доходов от разных источников и платформ.
- Несоответствие налоговых режимов специфике деятельности блогеров.
- Риск двойного налогообложение при работе с зарубежными компаниями.
В целом, систему налогообложения блогеров в России можно охарактеризовать как сложную и малоэффективную. Доказательством этого могут послужить, получившие особое внимание этой весной, случаи возбуждение сразу нескольких уголовных дел по факту уклонения от уплаты налогов в отношении известных блогеров, включая Елену Блиновскую (по версии следствия, она не уплатила 918 млн руб. налогов в период с 2019 по 2021 год), Александру Митрошину (заявляет, что у нее никогда не было умысла утаивать доход и всегда платила налоги, но возникли проблемы из-за сложности налогового законодательства России, а после возбуждения дела сразу же погасила долг в 127 миллионов рублей) и Валерию Чекалину (предъявлено обвинение в уклонении от уплаты налогов на сумму более 300 миллионов рублей, так же сообщается, что она уже выплатила весь долг) [17]. Интересно, что проверки данных блогеров начали только по случаю жалоб, а что делал ФНС все это время – вопрос. Однако похоже, что недавно в ФНС все-таки создали специальный отдел, который проверяет всех блогеров с доходом более 50 миллионов в год, так что вряд ли эти дела станут последними [18].
Для совершенствования налогообложения блогеров можно предложить следующие пути:
- Урегулировать законодательно работу блогеров и установить за ними контроль со стороны государства, разработать единые правила и стандарты для учета доходов от блогинга.
- Проведение информационных кампаний и обучающих мероприятий для повышения налоговой грамотности блогеров.
- Адаптация существующих или введение новых специальных налоговых режимов для блогеров, учитывающих их особенности и потребности.
Уже сейчас активно ведутся разговоры о том, чтобы легализовать деятельность блогеров в России и приравнять их к IT-компаниям, а также предоставлять для блогеров те же льготы, например с такой инициативой выступила Ассоциация блогеров и агентств (АБА) [19].
Кроме того, при разработке мер по совершенствованию налогообложения стоит учесть международный опыт. Так опыт США может быть полезен для России в том смысле, что он показывает возможность создания более гибкой и прозрачной системы налогообложения для блогеров, которая бы учитывала специфику их деятельности и стимулировала развитие IT-сферы.
Опыт Канады поможет в создании системы льгот для блогеров, занимающихся культурным просвещением, которые будут способствовать развитию этой сферы в стране и внесут пользу в культурное и образовательное развитие нашего общества.
Заключение
Таким образом, развитие налогообложения блогеров является важным аспектом в контексте изменяющейся медиасреды и развития цифровой экономики. Налоговая система должна соответствовать особенностям развития России на современном этапе и способствовать пополнению государственного бюджета страны, учитывать специфику данной сферы. В целом, решение проблем налогообложения блогеров требует комплексного подхода, с учетом образовательных и информационных мер, адаптации налоговых режимов и международного сотрудничества.
Список литературы
- Майбуров И. А. и др. Налоги в цифровой экономике. Теория и методология: монография для магистрантов, обучающихся по программам направлений «Экономика», «Государственный аудит» и «Финансы и кредит» / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 279 с.
- Амелин Р. В. Правовой режим информационных систем: монография / под ред. С. Е. Чаннова. – М.: ГроссМедиа, 2016. – 338 с.
- Шарандина Н.Л. Цифровая экономика и налоговое администрирование // Налоговая система Российской Федерации в условиях развития цифровой экономики: правовые и экономические аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 30 ноября – 1 декабря 2018 г. / Под ред. И.А. Цинделиани. – М.: РГУП, 2019. – С. 71–83.
- Анисина К. Т. Цифровая экономика как инструмент эффективного взаимодействия участников финансовых правоотношений // Налоговая система Российской Федерации в условиях развития цифровой экономики: правовые и экономические аспекты: Материалы Международной научнопрактической конференции. Москва, 30 ноября – 1 декабря 2018 г. / Под ред. И.А. Цинделиани. – М.: РГУП, 2019. – С. 8–16.
- Дюрмайер Р. Блогинг: что это такое? (2022) // The Balance Small Business - URL: https://www.thebalancemoney.com/blogging-what-is-it-1794405 (дата обращения: 15.03.2023);
- Маулидина М. Что такое блог? Понимание блогов, блогинга и блогеров (2023) // Hostinger - URL: https://www.hostinger.com/tutorials/what-is-a-blog (дата обращения: 15.03.2023);
- Дюрмайер Р. Сколько зарабатывают блогеры? Полное руководство по доходам и зарплате блогеров в 2023 году // Ryan Robinson - URL: https://www.ryrob.com/how-much-bloggers-make/ (дата обращения: 15.03.2023).
- Ин Лин. 10 статистических данных о блогинге, которые необходимо знать в 2023 году // Oberlo - URL: https://www.oberlo.com/blog/blogging-statistics (дата обращения: 15.03.2023);
- Робинсон Р. Налоги для блогеров: как подать налог на доход от блога (2023) // Ryan Robinson - URL: https://www.ryrob.com/taxes-for-bloggers/ (дата обращения: 15.03.2023);
- Советы по налогообложению для блогеров // Intuit TurboTax - URL: https://turbotax.intuit.com/tax-tips/self-employment-taxes/tax-tips-for-bloggers/L8hqquuc9 (дата обращения: 15.03.2023);
- Список стран по налоговым ставкам // Wikipedia - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_tax_rates (дата обращения: 21.03.2023);
- Эстебан Ортиз-Оспина и Макс Розер. Налогообложение // OurWorldInData - URL: https://ourworldindata.org/taxation (дата обращения: 21.03.2023);
- «Больше миллиона»: Названо число блогеров в России // Национальная служа новостей – URL: https://nsn.fm/society/nazvano-chislo-blogerov-v-rossii?utm_source=Rambler&utm_medium=news&utm_campaign=transition (дата обращения: 21.03.2023);
- Алейникова А., Черноусова К. Перспективы налогообложения отрасли информационных технологий в российской федерации // Вестник науки и образования. 2021. №7-1 (110);
- Братство дельца: доходы блогеров в 2022 году выросли на 24% // Известия - URL: https://iz.ru/1496646/ivan-chernousov-iana-shturma/bratstvo-deltca-dokhody-blogerov-infotcygan-v-2022-godu-vyrosli-na-24 (дата обращения: 05.05.2023);
- Тютюрюков В.Н. Налогообложение доходов блогеров // Финансы. - 2021. - № 4. - С. 44-49;
- На счетах Блиновской и ее мужа арестовали сотни миллионов рублей // РБК - URL: https://www.rbc.ru/society/06/05/2023/6455b9a09a79471f2fd7540c (дата обращения: 05.05.2023);
- В базе ФНС создан «блогерский отдел» // Российская газета - URL: https://rg.ru/2023/04/27/baza-v-fns-sozdan-blogerskij-otdel-dlia-proverki-rossiian-zarabatyvaiushchih-v-socsetiah.html (дата обращения: 05.05.2023);
- Блогерские платформы приравняют к IT-компаниям // Ведомости - URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2022/06/27/928695-blogerskie-priravnyat-it-kompaniyam (дата обращения: 05.05.2023).