Наверное, нет таких людей, которые бы не осознавали, какие серьезные последствия стоят за возникновением пожара и какой возможный урон будет причинен как жизни человека, так и имуществу, и окружающей среде. Возрастающие число статистических показателей пожара говорят о том, что это область требует более пристального и участливого внимания. Для государства всегда приоритетной задачей стояло обеспечение пожарной безопасности, поддержание должного уровня пожаротушения и организация профилактических работ по предотвращению возгораний.
Для эффективного осуществления данных функций государство посредством законодательной базы регулирует наступление ответственности в сфере пожарной безопасности. За несоблюдение норм пожарной безопасности по законодательству РФ может последовать административная или уголовная ответственность.
Субъектами правонарушения в области обеспечения пожарной безопасности выступают:
- граждане;
- должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения правил, норм и стандартов пожарной безопасности на вверенном им участке работы;
- индивидуальные предприниматели; юридические лица и их структурные подразделения.
В состав административного правонарушения входят общие квалифицирующие признаки в сфере обеспечения пожарной безопасности, которые закреплены в ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями пожарной безопасности, закрепленными в КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности влечет за собой ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа, а также при необходимости приостановка экономической деятельности организации на срок до 90 суток на основании решения суда [2].
Так, например, на основании ч. 1 статьи 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, на должностных лиц - от шести до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей. Данная статья исключает данные меры пресечения на случаи, предусмотренные ст. 8.32. и ст. 11.16. настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Максимальный размер административного штрафа, который закреплен ч. 2 данной статьи, может понести юридическое лицо, в размере от четырехсот до пятисот тысяч рублей, если им были совершены противоправные действия в условиях противопожарного режима.
В условиях особого противопожарного режима нарушение требований пожарной безопасности влечет за собой для должностных лиц наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Административный штраф может быть наложен в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей на должностных лиц, если при проведении независимой оценки пожарного риска была дана ложная оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации. Также может последовать санкция в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет.
Уголовная ответственность сфере обеспечения пожарной безопасности наступает в том случае, если по неосторожности было совершено нанесение тяжкого вреда здоровью человека либо есть деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.
Статьями 167, 168, 219 и 261 УК РФ закрепляются положения, которые регулируют наступление уголовной ответственности за несоблюдение требований пожарной безопасности [3].
Преступления, совершенные по ст. 168 УК РФ, считаются преступлениями небольшой тяжести, хотя последствия содеянного могут говорить об обратном. В связи с этим нередко органы вынуждены проводить дополнительные мероприятия, которые направлены на выяснение подлинных обстоятельств возгорания или умышленного сокрытия данного деяния. Однако данных мер может быть недостаточно по сравнению с применением мер по расследованию преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких.
Для лица, отвечающего за соблюдение требований и норм пожарной безопасности, уголовная ответственность наступает по ст. 219 УК РФ при причинении тяжкого вреда здоровью, смерти одного лица и более. Наказанием за несоблюдением норм пожарной безопасности, которое привело к необратимым последствиям, будет получение срока в колонии общего режима от 3 до 7 лет, штраф до 80 тысяч рублей или исправительные работы на срок до 5 лет. Данная статья в первую очередь имеет профилактический характер и направлена на то, чтобы граждане и должностные лица были замотивированы в соблюдении норм и требований пожарной безопасности, организовывали ресурсное состояние противопожарной технике и стремились к устранению возникновений ситуаций, предвещающих пожар [4, с. 150 – 153].
Вместе с тем, если не было закреплено ответственное лицо и был причинен вред здоровью легкой или средней тяжести, в данной случае последует только административная ответственность в соответствии с ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ. Отсутствие ответственных лиц осложняет выбор меры пресечения посредством того, что может быть несоизмеримо выбрано наказание и причиненный урон в следствии пожара.
Поскольку степень последствий после пожара разная, то и содержание наказаний административного правонарушения, которые регламентируются ст. 20.4 КоАП РФ, отличаются от уголовных, указанных в ст. 219 УК РФ.
Таким образом, чтобы добиться высокого уровня пожарной безопасности и обеспечить ее сохранение, перед всеми участниками общественных отношений стоит задача строго блюсти установленные законом требования пожарной безопасности. Также в дальнейшей перспективе необходимо совершенствовать существующие административные и уголовно-правые нормы, чтобы они соответствовали современным событиям и могли также поддерживать пожарную безопасность на высоком уровне.
Список литературы
- Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699/ (дата обращения 22.08.2021)
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/9a42a7dcbc6d4d4b091d2e491b723161b4912163/ (дата обращения 22.08.2021)
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 21.08.2021)
- Коряковцев Ю.Н. Обеспечение пожарной безопасности: Административно-правовое регулирование // Теория науки. - 2018. - №6. - С. 150 -153.
- МЧС России. URL: https://www.mchs.gov.ru/search?text=пожарная+безопасность&operator=and&date_from=&date_to= (дата обращения 16.08.2021)