Порядок применения мер безопасности в отношении потерпевших и свидетелей

Порядок применения мер безопасности в отношении потерпевших и свидетелей

В работе рассматривается вопрос процессуального порядка применения мер безопасности в отношении потерпевших и свидетелей в части форы подачи заявления о применении мер безопасности. Законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность подачи заявления в устной форме, однако зарубежное законодательство предусматривает данную форму подачи заявления в связи с чем в работе устанавливается возможность внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации.

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 39 (41), ноябрь ‘21

Дата публикации 24.11.2021

Поделиться

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации контроль над соблюдением применения мер безопасности в отношении потерпевших и свидетелей возлагается на органы внутренних дел. Данное положение отображено в ФЗ № 119 «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»[1]

В 2008 году Министерство внутренних дел Российской Федерации на своей базе организовало Управление по обеспечению безопасности лиц, которые имеют право на защиту со стороны государства. Данная структура была учреждена для того, чтобы обеспечивались меры защиты жизни и здоровья нуждающихся в этом лиц. На сегодняшний день во всех субъектах Российской Федерации функционируют органы, которые занимаются защитой вышеназванных лиц.[2] 

Разумеется, что определение необходимости обеспечения мер защиты лицам, имеющим на это право, состоит из нескольких шагов. Кроме того, решение о применении таких мер должно удовлетворять принципам законности и обоснованности, а окончательное решение выносит уполномоченный сотрудник, выпуская постановление. 

Меры безопасности, применяемые к потерпевшим и свидетелям, обеспечиваются путем прохождения определенных шагов, в частности: 

- осуществляется прием заявления и его регистрация; 

- проводится тщательная проверка заявления; 

- принимается решение о том, действительно ли необходимо применять меры безопасности к заявителю;

- формируется и подписывается постановление, где фиксируются меры безопасности, которые будут применены; 

- формируется постановление, касающееся внесения корректив в принятые меры безопасности, или вовсе их отмена[3].

Что касается первого шага порядка, согласно которому применяются меры безопасности, то можно установить, что в действующих нормативно-правовых актах РФ не отмечена возможность подачи заявления устно. Другими словами, если у потерпевшей стороны или свидетеля нет физической возможности составить заявление в письменном виде и подать его в органы внутренних дел, то он не вправе подать заявление в другой форме, к примеру, по телефону, записав видеоролик или аудио сообщение.

Что касается Республики Казахстан, то законодательно там установлено, что в качестве оснований для осуществления мер безопасности следует рассматривать не только заявление в письменном виде, а также учитывать устное сообщение и мнение судебного органа по данному вопросу. Так, если в нормативно-правовых актах Российской Федерации будет отображена возможность подачи заявления о том, что физическое лицо находится в опасности и нуждается в защите, в устном виде, то это окажет положительное воздействие на своевременное реагирование уполномоченных органов на ситуацию. Разумеется, что это будет масштабный шаг, так как у заявителя может не быть элементарной возможности подать заявление в письменном виде[4].

Таким образом, принимая в учет все вышесказанное, представляется разумным предложить внести коррективы в ч.2 ст. 16 ФЗ от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», которые будут заключаться в следующем: 

«Меры безопасности могут быть применены в соответствии с письменным заявлением лица, нуждающегося в защите, кроме того, крайне важно получить его согласие, также зафиксированное в письменной форме, либо согласие третьих лиц, которые имеют заинтересованность в защите нуждающегося лица. Что касается, лиц, недостригших совершеннолетия, то заявление должны подавать родители или иные законные представители. Если родителей и других законных представителей не имеется, то заявление формируется сотрудниками органов опеки и попечительства или с получением их согласия. [5]Если у физического лица, нуждающегося в защите, не имеется возможности сформировать заявление в письменной форме, то меры безопасности станут применяться в соответствии с устным заявлением и согласием, что должно быть принято в учет сотрудником, контролирующим данное дело. Кроме того, окончательное решение о возможности принятия устного заявления также остается за следователем. 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 119-ФЗ «O государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 23.08.2004, № 34, ст. 3534.
  2. Головко, Л.В. Уголовный процесс западных государств: учебное пособие. М.: Зерцало-М, 2002. 528 c.
  3. Фалалеев М. Человек без лица // Российская Газета. 2009. № 4936. URL: http://www.rg.ru/2009/06/23/mvdzaschita.html.
  4. Ибрагимов И. М. Зарубежные концепции защиты прав потерпевшего как жертвы преступления // Российская юстиция. М.: Юрист. 2018. №7. 70 c
  5. Брусницын Л. Псевдонимы в уголовном процессе // Законность. № 1. 2017. 25 c.

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary