ПРОБЛЕМЫ СНИЖЕНИЯ АВАРИЙНОСТИ НА МАГИСТРАЛЬНОМ ГАЗОПРОВОДЕ

ПРОБЛЕМЫ СНИЖЕНИЯ АВАРИЙНОСТИ НА МАГИСТРАЛЬНОМ ГАЗОПРОВОДЕ

Авторы публикации

Рубрика

Нефтегазовое дело

Просмотры

56

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 48 (198), Декабрь ‘24

Дата публикации 08.12.2024

Поделиться

В данной статье рассмотрены вопросы снижения аварийности на магистральном газопроводе. Приведены основные проблемы в данной тематике. Также приведены некоторые мероприятия, обеспечение которых позволит минимизировать риск возникновения аварий и инцидентов на магистральном газопроводе.

Одной из проблем трубопроводного транспорта является сохранение работоспособного состояния линейной части магистральных газопроводов (МГ).

Основными причинами аварий на МГ являются:

- Брак строительно-монтажных работ;

- Дефект заводского оборудования;

- Наружная коррозия;

- Механические повреждения.

В процентном отношении причины аварий представлены на рисунке 1.


Рисунок 1.

Для анализа причин и прогнозирования на ближайшую перспективу ожидаемой интенсивности аварий были использованы данные и обобщения, публикуемые в официальных источниках, в том числе в ежегодных отчетах Ростехнадзора. Результаты анализа сведений, содержащихся в ежегодных отчетах о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Анализ причин аварий и дальнейшие перспективы

Причина

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

1

Конструктивные недостатки

2

4

1

1

0

0

0

3

1

0

2

Брак строительства

3

2

3

4

8

2

2

6

3

0

3

Коррозия металла

14

8

7

15

6

6

5

6

2

6

4

Ошибки при эксплуатации

1

0

5

0

1

0

1

0

0

1

5

Износ оборудования

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

6

Стихийные воздействия

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

7

Механическое воздействие

3

7

0

1

1

1

4

1

3

1

 

Итого:

23

21

16

21

16

9

14

16

9

8

 

Обобщенные сведения об аварийности и дефектности на газопроводах за период с 2014 по 2023 г. приведены таблице 2.

Таблица 2.

Общие сведения аварийности и дефектности газопроводов

Год

Общая протяженность газопровода

Аварийность

Дефектность

Число аварий

Интенсивность 1/1000 км в год

Число дефектов

Интенсивность 1/1000 км в год

2014

128,20

31

0,28

511

3,70

2015

132,14

36

0,27

470

3,56

2016

135,11

25

0,19

405

3,00

2017

138,08

30

0,22

322

2,33

2018

139,10

28

0,20

588

4,22

2019

140,80

30

0,21

509

3,61

2020

145,16

35

0,24

411

2,83

2021

147,90

33

0,22

1006

6,71

2022

148,90

31

0,21

2090

14,07

2023

151,62

32

0,21

1453

5,58

 

Влияние продолжительности эксплуатации на относительные показатели аварийности газопроводов представлено в таблице 3.

Таблица 3.

Влияние продолжительности эксплуатации на относительные показатели аварийности газопроводов

Время, лет

Аварийность (% от общего времени эксплуатации – 30 лет)

1-5

18

6-10

21,7

11-15

27

16-20

17

21-25

9

26-30

7,3

 

Необходимо отметить четко прослеживаемую зависимость частоты возникновения аварий на линейной части газопровода от срока его эксплуатации. Данная зависимость (в том числе с разбивкой по различным диаметрам) представлена в таблице 4.

Таблица 4.

Распределение аварий для газопроводов разных диаметров в зависимости от срока их эксплуатации

Диаметр, мм

Всего аварий, 100%

В том числе по срокам эксплуатации, %

Менее 3 лет

От 3 до 8 лет

От 8 до 13 лет

От 13 до 20 лет

Более 20 лет

1420

100,00

33,3

44,4

16,7

2,8

2,8

1220

100,00

7,8

17,2

46,9

26,6

1,5

1020

100,00

6,6

21,0

43,4

22,4

6,6

820

100,00

6,7

0

10,0

40,0

43,3

720

100,00

21,0

21,0

16,1

9,7

32,2

529

100,00

16,4

14,5

16,4

30,9

21,8

< 500

100,00

17,3

21,0

14,8

17,3

29,6

 

Анализ статистических данных показал, что интенсивность аварий на магистральных трубопроводах имеет выраженный региональный характер, т. е. определяется не только общими показателями научно-технического прогресса в отрасли, но и целым рядом локальных факторов климатического, инженерно-геологического и геодинамического характера, особенностями сооружения и эксплуатации конкретного участка, развитостью промышленной и транспортной инфраструктуры, общей хозяйственной активностью в регионе. Основную опасность аварийной разгерметизации газопроводов представляют:

– участки газопроводов после компрессорных станций (до 5 км) вследствие нестационарных динамических нагрузок,

– участки газопроводов на узлах подключения,

– участки подводных переходов,

– участки, проходящие вблизи населенных пунктов и районов с высоким уровнем антропогенной активности.

Для минимизации аварий на МГ в связи с наличием брака строительно-монтажных работ необходимо:

- во-первых, обеспечить безопасность при нормальном течении технологического процесса строительства;

- во-вторых, обеспечить безопасность в случае выхода из строя оборудования и защиты населения и окружающей природной среды от негативных последствий аварий.

Кроме того, следует выделить основные мероприятия по снижению аварийности объектов газового профиля:

  1. Профилактика опасностей на стадии проектирования и ранних стадиях жизненного цикла объекта, а не противодействие только видимым (актуальным на сегодня) опасностям.
  2. Разработка механизмов учета опыта расследования инцидентов, отказов и аварий в профилактике чрезвычайных ситуаций на стадиях проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации объекта.
  3. Интегрирование служб отслеживания и мониторинга в системы, обеспечивающие синтез и анализ наблюдений, принятие управленческих решений и корректировка собственной деятельности. 

Таким образом, для снижения аварийности на МГ недостаточно соблюдения отдельных мероприятий по поддержанию МГ в надлежащем состоянии. Только комплексный подход и применение всех указанных выше мероприятий позволит существенно снизить процент аварийности на МГ.

Список литературы

  1. Пименов В.А., Белышев В.Н., Михальчева Е.В. и др. Предложения по уточнению методик оценки частоты аварий на магистральных трубопроводах при расчетах промышленных и пожарных рисков // Безопасность труда в промышленности, № 3, 2016. С. 73-79
  2. Рахимова Н.Н., Бочкарева И.А., Щетинина Д.С. Безопасность технологического процесса при эксплуатации объектов нефтегазоперерабатывающего предприятия // В сборнике: Перспективы развития пищевой и химической промышленности в современных условиях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к 45-летию факультета прикладной биотехнологии и инженерии, 2019. С. 402-406
  3. Пашинян Л.А., Бояршинов С.Ю.. Некоторые вопросы промышленной безопасности при строительстве магистральных трубопроводов // Булатовские чтения, Т. 4, 2020. С. 114-118
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее