Обеспечение безопасности, лиц находящихся под защитой, в виде временного помещения в безопасное место

Обеспечение безопасности, лиц находящихся под защитой, в виде временного помещения в безопасное место

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 39 (41), ноябрь ‘21

Дата публикации 24.11.2021

Поделиться

Содержание научной работы раскрывает основные тезисы деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности к отношении потерпевших и свидетелей. Рассматривается способ обеспечения безопасности в виде временного помещения в безопасное место. Если имеется прямая угроза жизни потерпевшего или свидетелю, то сотрудники органов внутренних дел должны обеспечить защиту и охрану его имущества и места жительства.

Если имеется прямая угроза жизни потерпевшего или свидетелю, то сотрудники органов внутренних дел должны обеспечить защиту и охрану его имущества и места жительства. Кроме того, данная обязанность сотрудников ОВД имеет место быть при угрозе уничтожения жилья потерпевшего или свидетеля.

Для применения мер защиты и обеспечения безопасности свидетеля или потерпевшего органы внутренних дел, как правило, устанавливают в жилище тревожную кнопку, датчики дыма и пожарную сигнализацию, подключая их к пультам централизованного наблюдения. Важно отметить, что встречаются такие ситуации, при которых не представляется возможным подключение к централизованной системе охранных устройств, в таком случае в жилище устанавливаются средства сигнализации[1].

Для обеспечения личной безопасности потерпевшего или свидетеля сотрудники правоохранительных органов обеспечивают его средствами защиты, выдают устройства для связи и немедленно реагируют на все поступающие сигналы. Чаще всего лицо, нуждающееся в защите, обеспечивается мобильным телефоном, бронежилетом, электрошокером, перцовым баллончиком, рацией. 

Когда нет оптимального решения проблемы обеспечения безопасности защищаемого лица, например, его жилище невозможно обеспечить специальными устройствами, то используются иные варианты. В частности, нередко свидетели и потерпевшие, которым угрожает опасность, могут быть помещены в другое место, где будет обеспечена их безопасность. Разумеется, что место для размещения защищаемого лица должно удовлетворять одному важнейшему критерию – безопасности. Разумеется, что обеспечение безопасности защищаемых лиц требует колоссальных финансовых затрат, которые ложатся на плечи Министерства внутренних дел РФ. Однако, это не должно быть препятствием к надлежащему применению мер безопасности защищаемого лица, экономия здесь неуместна, поскольку угроза жизни и здоровью потерпевших и свидетелей не будет устранена. 

Специализированными местами, где будет обеспечена безопасность для лиц, нуждающихся в защите, являются: 

  1. Жилые помещения, квартиры, дома, дачные участки со строениями; 
  2. Помещения, относящиеся к собственности органов внутренних дел, где возможно проживать гражданам, нуждающимся в  защите; 
  3. Места, предназначенные для проживания, относящиеся к ведению Министерства обороны, ФСБ и других ведомств; 
  4. Школы, детские сады, летние лагеря, интернаты; 
  5. Другие помещения, пригодные для временного проживания, где будет обеспечена полная безопасность лиц, нуждающихся в защите[2].

Помимо вышеперечисленных мер безопасности, имеется также ряд радикальных методов, которые довольно часто применяются в отношении обеспечения мер защиты свидетелей и потерпевших. К таким мерам относятся: смена места жительства, работы или службы, учебы, изменение внешних данных.[3] Стоит отметить, что такие кардинальные меры рационально использовать исключительно в течение уголовного расследования, при совершенных особо тяжких преступлениях, либо в иных ситуациях, при которых невозможно обеспечить безопасность лиц иными способами.

Если все же было принято решение о переселении лица, нуждающегося в защите, то поисками жилья занимаются сотрудники ОВД. Кроме того, все финансовые расходы также ложатся на их плечи. Например, оплата самого переезда, билетов, перевозки мебели и личных вещей. Помимо этого, ОВД также ежемесячно выплачивает лицу, нуждающемуся в защите, определенную сумму денежных средств, но это продолжается только в течение первого года после переезда.

Также защищаемое лицо устраивается на работу или учебу, при наличии у него семьи, то подобные меры должны быть применены ко всем ее членам. Примечательно, что конкретные места проживания выбираются специально для каждого защищаемого лица в зависимости от угрозы его жизни и здоровью[4].

Когда сотрудники ОВД принимают решение о необходимости переезда лица, нуждающегося  в защите, на новое место жительства, то аспекты этого решения должны быть зафиксированы в письменной форме. Так, между ОВР и лицом, к которому применяются меры защиты, заключается договор, где зафиксированы обязательства и ответственность каждой стороны. Важно заметить, что то жилье, в котором ранее проживало защищаемое лицо, никто у него не умеет права изъять, оно остается также в его собственности, равно как и закрепляется предыдущее место работы. Все это актуально на протяжении периода времени, в котором применяются меры обеспечения безопасности потерпевши или свидетелей. Исходя из положений ФЗ № 199-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», органы внутренних дел обязаны производить оплату ранее занимаемого и неиспользуемого переселенным лицом жилое помещение, а также производить оплату коммунальных услуг.[5]

Список литературы

  1. Атаманов Г.А. Азбука безопасности. Определения понятий «опасность» и «безопасность» / Г.А. Атаманов // Защита информации. Инсайд. 2012. № 5. С. 10.
  2. Бобков Я.И. Уголовно-процессуальные новеллы Федерального закона № 432-ФЗ «О государственной защите участников уголовного судопроизводства» // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2014. № 3. С. 143.
  3. Сатдинов Л.В. Некоторые межотраслевые вопросы безопасности личности в уголовном судопроизводстве Российской Федерации. С. 136.
  4. Иванов, И.С. Переселение защищаемого лица на другое постоянное место жительства в отечественном и зарубежном праве / И.С. Иванов // Российский следователь. 2013. № 6. С. 41–47.
  5. Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ // Российская газета. 2004. № 182.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary