На данный момент в современном школьном образовании существует ряд проблем, такие как:
- снижение уровня общей и профессиональной культуры педагога;
- отсутствие научно-методических основ диагностики качества образования;
- отсутствие эффективного механизма повышения качества подготовки кадров;
- неразвитость информационной культуры преподавателей в системе образования.
Хотелось бы подробнее остановиться на последней.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современном мире информация имеет статус стратегического ресурса, в связи с этим на первый план выходят проблемы формирования информационной культуры личности. Умение использовать новые информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности — это не только общественная ценность, но и личностно значимая интеллектуальная ценность, имеющая огромное мотивационное значение. [1, с. 73] Стандарт профессиональной деятельности педагога выделяет ИКТ-компетентность в качестве необходимых умений. [4, с. 77] Под этим термином в широком смысле понимают способность индивида решать различные (учебные, профессиональные, личные) задачи с применением информационно-коммуникационных технологий. [4] В узком смысле под ИКТ-компетентностью понимается личностное качество учителя, проявляющееся в его готовности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей педагогической деятельности для решения учебных и практических задач.
Целью исследования является анализ причин недостаточной ИКТ-компетентности учителей.
При организации учебного процесса необходимо использовать современные достижения науки и различные новые компьютерные технологии.
К студентам педагогических вузов государственными образовательными стандартами предъявляются требования «владения современными методами поиска, обработки и использования информации, умения интерпретировать и адаптировать информацию для адресата».
Правильное владение данными умениями очень важно для современного учителя, так как оно способствует грамотному использованию информационных технологий в учебном процессе. Для этой же цели служат требования владения «основными психолого-педагогическими критериями применения компьютерной техники в образовательном процессе» и знания «форм и методов научного познания и их эволюции, владения различными способами познания и освоения окружающего мира; понимания роли науки в развитии общества». [3, с. 319]
Модернизация образования с использованием педагогами персональных компьютеров в своей профессиональной деятельности повлекла за собой значительный пересмотр функций учителя. Какие-то из них уходят на второй план, другие в свою очередь ослабевают. На первое место выходит общая организация учебной деятельности учеников, а именно выбор обучающих программ, демонстрационного эксперимента, сочетание компьютера и других средств обучения. При этом ослабевают функции контроля, диагностики и коррекции знания. Наблюдается смещение функций учителя в более интеллектуальную область, что требует значительного повышения качества подготовки учителя.
Наиболее важными чертами учителя можно считать индивидуальность и профессионализм. Важную роль в этом играет социализация молодого педагога еще на этапе его подготовки в высшем учебном заведении. Важно понимать какие условия способствуют росту творческой индивидуальности учителя.
Одной из основных проблем современного образования является то, что на сегодняшний день, не каждый педагог может выполнять творческую деятельность, а также выступать в роли посредника между социальными трансформациями в обществе и необходимостью перемен в образовательной практике.
Сегодняшний учебно-педагогический процесс осуществляется так, что ученики все реже видят перед собой образец для подражания. Все это приводит к необходимости разработки новой образовательной модели, которая направленна на развитие духовности и творческой сущности человека. С такой задачей может справиться только инновационное образование, главной целью которого является сохранение и развитие творческого потенциала человека.
Также исследования показывают, что большая часть образовательных учреждений обеспечивают не в полной мере должный уровень профессиональной и личностной готовности педагога к развитию способности учеников, к творчеству, сотрудничеству с учащимися. И эти факторы вступают в противоречие с процессом обновления содержательных и процессуальных характеристик образования.
Также исследования наглядно показывают, что мало используются методы, стимулирующие активизацию познавательной деятельности, развитие дидактических способностей школьников, становление и развитие индивидуализации в образовании, которая способствует усилению внимания учителя к индивидуально-психологическим особенностям школьников в процессе обучения и развития их дидактических способностей и является одним из наиболее эффективных методов, используемых в школе.
В системе современного образования к молодому специалисту предъявляются требования высокого уровня методологической подготовки. Поэтому педагоги должны ориентироваться в общих вопросах педагогики, знать психолого-педагогические закономерности учебной и воспитательной работы с детьми, возрастные особенности их развития, умение решать возникающие педагогические задачи на высоком уровне профессионализма. Это означает, что учитель должен владеть новыми педагогическими технологиями.
Зачастую в психолого-педагогической литературе понятие «педагогическое мастерство» соотносится с понятием «профессионализм педагогической деятельности».
Также стоит отметить, что на начальных стадиях профессионального становления развитие компетентности осуществляется автономно, на этапе самостоятельного выполнения профессиональной деятельности компетентность все больше объединяется с профессионально важными качествами.
Следует выделить несколько уровней развития профессиональной компетентности. К ним относятся обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт, профессионализм и профессиональная культура. Однако, профессионализм учителя должен проявляться как в квалифицированном использовании имеющихся методических разработок, так и в осуществлении их адаптации к реальным условиям учебно-педагогического процесса, в самостоятельном восполнении недостающих элементов системы средств обучения, в обеспечении необходимых особенностей педагогического взаимодействия посредством авторских материалов. Основной целью обучения выступает развивающее обучение. Основной проблема дидактики - выявление наилучшего способа обучения, развивающего в наибольшей мере.
Наиболее актуальными проблемами современного образования на сегодняшний день являются проблемы индивидуализации обучения, управления познавательной активностью учащихся. Эти проблемы наиболее эффективно можно решить с помощью компьютерных технологий. Но не стоит забывать, что использование компьютера в учебном процессе учащимися предполагает, хорошее знание их возможностей самим учителем, его умение работать с ними. Он должен обладать функциональными умениями и общеобразовательными знаниями, необходимыми при работе с ними. Методика использования компьютерных технологий в учебном процессе заключается в том, что при обучении учащихся работе на компьютерах, процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы обучающиеся видели на примерах возможности использования компьютерных технологий.
Поскольку сложно выделить какую-то наиболее значимую проблему современного образования, следует большое внимание уделить проблем профессиональной мотивации педагога в реализации учебно-воспитательного процесса.
В средней школе системно-деятельностный подход является методологической основой ФГОС. Это означает развитие умений самостоятельного поиска учащимся решения любой поставленной перед ним задачи, определения целей и анализа результатов, самооценки и самоконтроля. Однако не каждый учитель владеет сегодня профессиональной мотивацией для этого.
Это связано с тем, что учителя в процессе реализации ФГОС сталкиваются с рядом проблем. Для начала можно выделить огромный объем понятийного аппарата системно-деятельностного подхода, поскольку для учителя это является новой предметной областью, но без этого невозможно организовать учебный процесс, соответствующий методологии ФГОС.
Другой проблемой является постоянная нехватка времени у учителя, связанная с заполнением учетной документации для вышестоящих инстанций. Это один из факторов низкой профессиональной мотивации.
И еще одна проблема — это нежелание учителя перестраиваться на введение новых форм организации образовательного процесса. Примером может послужить проверка во внеурочное время выполненных самостоятельных работ школьников. Вместо этого он может организовать этап самоконтроля, самооценки и самокоррекции этой работы самими учениками после ее выполнения на уроке. В результате высвободившееся время можно будет потратить на самообразование.
Еще одной проблемой, требующей дополнительного времени от учителя, является разработка дидактических материалов. Поэтому можно привлекать учащихся к созданию этих материалов; готовить их не для однократного использования, а многократного применения. И самое главное, учителю нужно формировать у каждого ученика умение учиться. Научив школьников этому можно высвободить время, которое тратится учителем на дополнительную работу с учениками. Решение всех этих проблем возможно только при наличии профессиональной мотивации учителя. Для этого администрации школы необходимо создать условия, стимулирующие педагога к овладению педагогическими технологиями, направленными на развитие его профессиональных компетенций, а также к включению учителя в инновационную деятельность.
Подводя итог, можно сказать что любое сетевое сообщество представляет собой профессиональное объединение педагогов, создаваемое на принципах добровольности, открытости, предоставляющее возможности участникам устанавливать контакты, налаживать сетевое взаимодействие, позволяющее получать опыт познания себя через работу с другими. [2, с.3]. В результате этого, формируется ИКТ-компетентность учителя. Сегодня уже можно говорить о том, что сетевая организация дополнительного профессионального образования с необходимостью и достаточностью создает пространство образовательных услуг, способных удовлетворить множество потребностей, в том числе каждого педагога.
Список литературы
- Адольф В. А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. –1998. –№ 1. –С. 72–75.
- Гололобова Н. Л. Повышение профессиональной компетентности слушателей в межкурсовой период при использовании возможностей сетевых сообществ педагогов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: / Н. Л.. Гололобова – Омск, 2010. – 27 с.
- Джаубаева З. К. проблемы современной школы и пути их решения // Система ценностей современного общества, 2010. - №15. – с. 315-320.
- Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании – воспитатель, учитель): офиц. текст [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Cтарцева Е. С. ИКТ-компетентность учителя // Информационные технологии для Новой школы: матер. конф. – СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2011. – С. 176–178.