На протяжении тысячелетий китайская живопись развивается и процветает. В китайской традиции пейзаж как жанр используется для обучения всем основным принципам живописи. В этом особенно очевидна связь между поэзией, философией, каллиграфией, музыкой и живописью в китайской культуре [5]. В качестве темы масляной живописи, городской пейзаж играет важную роль в развитии многообразия жанров масляной живописи, сочетая в себе современное состояние развития пейзажной живописи и урбанизацию общества наших дней. В данной статье проводится исследование городской пейзажной живописи Китая, его богатства и духовного содержания.
Одним из самых популярных и любимых жанров многих художников выступает пейзаж. Он занимает особое место во всей китайской живописи, «дух, который живет на склонах тихих гор и в долинах быстрых рек» [4]. В настоящее время городская пейзажная живопись только начинает развиваться и, в сравнении с природными пейзажами, она еще не приобрела самостоятельный статус [2, C. 3]. В традиционной китайской живописи первоочередной задачей являлось сосредоточение на философском осмыслении значения природы и места человека в мире, а не на изображении пейзажа как такового. [1, С. 7] Традиционный городской китайский пейзаж – основа для обучения всем живописным техникам восточной культуры. Несмотря на сравнительно небольшой опыт художников Китая, в их живописи реализуется наполненность мелкими деталями, объемность и выразительность изображения. Такие произведения искусства обладают не только внешней красотой, но и внутренним наполнением с включением поэзии, философии, каллиграфии и даже музыки.
Китайская городская пейзажная живопись изображает окружающую действительность в форме неограниченного, оживленного и многогранного мира, в котором выражается единая сущность природы и человека.
Начало ХХ века было эпохой, когда китайская и западная культуры начали сливаться воедино. Западные идеи и теории постепенно нашли сторонников в Китае. Изменилось и отношение интеллигенции к западной культуре: совершен переход от скептицизма к обучению западным идеям, что нашло отражение и в живописи маслом.
В конце ХIX – начале XX века много молодых людей отправлялись в Японию и в страны Европы, чтобы учиться живописи [3, C. 140]. В 1887 г. Ли Тифу начал изучать живопись маслом в Великобритании и Соединенных Штатах, затем Линь Фенмянь, Сюй Бэйхун, Лю Хайсу, Чэнь Бао, Ли Цзяньчэнь, Ни Идэ и другие художники также отправились на учебу за границу для изучения основ масляной живописи. В этот период художники постепенно стали испытывать влияние импрессионизма и постимпрессионизма, который еще больше интегрировал в традиционную китайскую пейзажную живопись с западной пейзажной живописью, что повлияло на городскую пейзажную живопись в том числе. После возвращения в Китай, в городских пейзажах этих художников возникло подражание принципам западной живописи. Таким образом, в начале ХХ века китайские художники также начали обращать внимание на городские пейзажи маслом, которые заложили основу для изображения городского пейзажа.
В китайской живописи начала ХХ века постепенно появлялись картины на темы городского пейзажа. Лю Хайсу – великий художник, городские пейзажи которого являются образцами всей пейзажной живописи Китая. В своих картинах он интегрировал идеи китайской и западной живописи, что находит отражение в картине «Парадная дверь старого Пекина Цзяньмэнь» (рисунок 1).
Рисунок 1. Лю Хайсу, «Парадная дверь старого Пекина Цзяньмэнь», 1922 г.
Демонстрирует достижения в городской пейзажной живописи маслом и работа «Шанхай, улица Нанкин», написанная художником Ни Идэ (рисунок 2).
Рисунок 2. «Шанхай, улица Нанкин», Ни Идэ, 1937 г.
Необходимо отметить внимание художников к теме городского пейзажа. При взаимопроникновении новых и старых идей и культур, развитие китайской масляной живописи постепенно стало более многогранным.
Развитие масляной живописи в Китае в середине ХХ в. стало более интересным, в то время произведены новые достижения по темам выражения. Некоторые художники начали использовать новые творческие методы. Создание масляных картин городских пейзажей становится все более разнообразным, демонстрируя уникальную китайскую архитектуру. Сюжетами городских пейзажей становятся городские дома, улицы, памятники и другие достопримечательности. Хотя эти объекты не являлись всеобъемлющим источником изучения в теоретических исследованиях, они вызывали большой интерес у китайского зрителя.
В современном Китае после 1949 года, пейзажная живопись перестала иметь второстепенное значение. Во время проведения реформ, направленных на открытие Китая, страна стремительно развивается в экономических, политических и культурных аспектах. Её связь с внешним миром становится более тесной. На протяжении всей истории развития городской пейзажной живописи в Китае большинство теоретических и академических исследований пейзажной масляной живописи посвящены природным пейзажам, в то время как академические исследования городской пейзажной живописи относительно фрагментированы и не имеют систематической организации. Концепция и термин «городской пейзаж» впервые предложены Цянем Сюэсеном в 1992 году. Это время можно считать началом теоретических разработок в области городской пейзажной живописи. В то время этот жанр привлек внимание и обрел признание мира искусства.
В современном Китае отмечается рост интереса художников к изображению городских пейзажей. Картины маслом на тему городских пейзажей постепенно становятся доступными обществу, так как публикуются в различных печатных СМИ. Многие современные китайские художники создают картины городских пейзажей, например, серия картин «Олимпиада» художника Бай Юйпина, «Четыре дня» Шэнь Лея, «Городской пейзаж» Сюй Цзяна, «Пейзаж Янбату» Цзяо Сяоцзяня (рисунок 3). Эти и другие произведения живописи в различных формах отражают городские воспоминания художников, передавая их взгляды на городскую жизнь и среду обитания, что позволяет не только узнать уникальную культуру Китая, но и сделать городской пейзаж более доступным для мирового зрителя.
Рисунок 3. «Пейзаж Янбату» Цзяо Сяоцзянь, 1996 г.
Таким образом, городская пейзажная живопись пришла в Китай лишь в начале ХХ века. Китайские художники, заимствуя идеи западной масляной живописи и синтезируя их с идеями традиционной пейзажной живописи Китая, сформировали свой стиль городских пейзажей, воплощаемый в работах Ли Цзяньчэня, Ни Идэ, Лю Хайсу и других известных художников. Городские пейзажи стали излюбленным жанром многих современных художников, что позволяет этому виду живописи продолжать жить и развиваться в Китае.
Список литературы
- Кузмичева М.В Пейзаж. от зарисовки и этюда к композиции пейзажа. Учебно-методическое пособие / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2018.
- Линь Сюэ. Создание и особенности городских пейзажей: диссертация / Линь Сюэ. – Педагогический университет Шэньяна, 2014. – 88 с.
- Цзян Дэсай. Исторические аспекты развития жанра «Пейзаж» в китайской живописи маслом // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2014. – №172. – C. 139-145.
- Чжан Вэньсю. Об изображении городской архитектуры в современной китайской живописи маслом / Вестник университета Циндао. – 2018. – №4. – С. 56-57.
- Яо Лян. Исследование современной китайской масляной живописи городского ландшафта // Искусство и телевидение. – 2017. – №7. – С. 163.