Актуальность. В современных условиях учебного процесса студенты сталкиваются с непростыми психоэмоциональными вызовами, обусловленными высоким уровнем академических требований, необходимостью подготовки к будущей профессиональной деятельности и адаптации к новой социальной среде. Эти факторы, действуя во взаимосвязи, могут привести к развитию хронического стресса, тревожных состояний и эмоциональной нестабильности, оказывая отрицательное воздействие на здоровье, успеваемость и когнитивные способности студентов. В переходный период от студенчества к взрослой жизни сложности социальной адаптации могут еще больше усилить стресс, что подчеркивает необходимость разработки эффективных стратегий по поддержке психоэмоционального благополучия студенческой аудитории. Психическое здоровье студентов имеет прямое влияние на качество жизни, обучение и академическую успеваемость.
Цель настоящего исследования: выяснение влияния физических занятий на психоэмоциональное состояние студентов.
Организация и методы исследования. В рамках исследования я проводила анкетирование, в котором участвовали 50 студентов 4 курса Уральского государственного юридического университета им. В.Ф. Яковлева. Кроме того, был проведен анализ научной литературы и методических пособий.
Результаты исследования.
В анкетировании было 5 вопросов. Результаты анкетирования показали, что 60% (30 студентов) занимаются физической активностью 3-4 раза в неделю, а 40% (20 студентов) уделяют 1-2 раза в неделю физическим нагрузкам. Это дает возможность сделать о высокой вовлеченности студентов в физическую активность.
Большинство 36% (18 студентов) ответили, что предпочитают йогу, медитации растяжку, силовые тренировки предпочитают 24% (12 студентов), а самая меньшая часть 20% (10 студентов) выбрали кардионагрузки (плавание, бег).
Опрос показал, что 76% (38 студентов) ответили, что после физических нагрузок у них поднимается настроение. Это показатель того, что физическая активность влияет положительно на эмоциональное состояние студентов. Малая часть 24% (12 студентов) отметили, что в их жизни физическая нагрузка почти никак не влияет на настроение.
По данным анкетирования 82% (41 студент) ответили, что физическая активность улучшает их общую работоспособность, продуктивность. Но 18% (9 студентов) ответили, что физические нагрузки особо не влияют на состояние и работоспособность.
Крайний вопрос в анкетировании был «Можете ли Вы, на момент занятий спортом, забыть о всех проблемах, отвлечься от страхов и тревожности?». По результатам данного опроса 86% (43 студента) ответили, что да, могут избавиться, и активность помогает им в этом. 14% (7 студентов) ответили, что в момент физических нагрузок они не могут отвлечься и справиться с тревожностью.
Актуальные вопросы спортивной медицины, медико-биологические и экологические проблемы адаптации связаны с влиянием физической культуры на состояние человека следующим образом:
Актуальные вопросы спортивной медицины касаются медицинского сопровождения лиц, занимающихся физической культурой и спортом, включая нормативно-правовое регулирование и антидопинговые правила. Также изучаются методы исследования сердечно-сосудистой системы спортсменов, нагрузочное тестирование, особенности медико-биологического обеспечения детского и юношеского спорта, основные принципы постнагрузочного восстановления и повышения физической работоспособности спортсменов. Медико-биологические проблемы адаптации связаны с изучением влияния физической культуры на различные системы организма человека, например, на центральную нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную и опорно-двигательный аппарат. Так, занятия физкультурой оптимизируют работу центральной нервной системы, совершенствуют механизмы регуляции работы вегетативных систем, нормализуют обмен веществ, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также укрепляют опорно-двигательный аппарат.
Таким образом, все эти аспекты связаны с тем, что физическая культура положительно влияет на организм человека, способствуя укреплению здоровья и адаптации к меняющимся условиям окружающей среды
Вывод. Влияние регулярной физической активности на психоэмоциональное состояние студентов было исследовано. Позитивное отношение и поведение к физической активности определяют восприятие людьми собственного здоровья и психологического благополучия [1, c. 87]. Результаты исследования подчеркнули значительное снижение уровня стресса и тревожности при занятии физическими упражнениями. Также было выявлено улучшение общего настроения у студентов после тренировок. Регулярные тренировки способствовали увеличению удовлетворенности от занятий, а также повышению общей работоспособности и продуктивности. Внедрение элементов йоги и медитации в учебную программу имеет потенциал не только для улучшения эмоционального состояния и уменьшения стресса у студентов, но также для повышения общего уровня жизненной энергии. При этом необходимо учитывать индивидуальные предпочтения и восприятие физической активности, так как эффективность тренировок может различаться для разных студентов. В связи с этим актуальной становится задача разработки персонализированных программ физической активности, которые будут способствовать психологическому благополучию и общему успеху студентов как в учебе, так и в личной жизни. Психическое здоровье студентов очень важно и может быть улучшено путем регулярных занятий спортом. Физическая активность способствует укреплению иммунитета, установлению режима дня, развитию дисциплины, борьбе со стрессом и тревожностью, а также помогает забыть о повседневных проблемах. Также было отмечено, что физическая активность помогает справляться со стрессом и повышает уровень работоспособности [4, c. 170]. Поэтому физические упражнения следует рекомендовать не только студентам, но и всем людям в целом. Полученные данные из анкетирования свидетельствуют о том, что занятия спортом действительно оказывают положительное воздействие на психологическое состояние человека, улучшая его общее самочувствие и настроение.
Список литературы
- Ильин, Е.П. Психология физического воспитания. - М.: Просвещение
- Демин В. А., Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности. - М.: Физкультура и спорт
- Кардаков Л. Д. Влияние физической активности на психологическое состояние студентов Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера // Молодой ученый. 2022. № 50
- Мельникова О. А. Влияние занятий физической культурой на психофизиологическое состояние студентов / О.А. Мельникова // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2015. № 3