ВВЕДЕНИЕ
Значимое содержание темы охватывает историческое время, прошедшее с момента принятия ислама более 10 веков назад в Болгарском государстве, которая по причине резких изменений общественных отношений и, отчасти субъективных факторов, привнесло изменения в общечеловеческие ценности людей. Очень жаль, что к новому времени прекрасные нравственные качества оказались в удивительном измерении подорванными, ослабленными, расшатанными. Из истории видно, что татарские учёные философы, писатели, религиозные деятели, очень ответственно относились к воспитанию, обучению грамоте людей, а сами в первую очередь стремились полноценно овладеть основами существующих методик нравственного воспитания. Как сказал Ибн Мубарака - исламский ученый, хадисовед и правовед, который жил в эпоху первых мусульманских династий: "Мы больше нуждаемся в незначительном объёме манер, чем в большем количестве знаний". В качестве преемников пророка Мухаммеда (Мир ему и благословение) известны имена татарских учёных, писателей, просветителей, по трудам которых обучались многие люди предыдущих поколений. Особое место в этом списке занимает творчество богослова, просветителя, врачевателя, учёного и педагога XIX века Таджеддина Ялчыгула (1763-68-1838 гг.).
В Советском Союзе мусульмане сталкивались с ограничениями в практике своей веры, особенно в первые десятилетия после революции 1917 года, когда власти стремились к секуляризации общества. Однако в некоторые периоды, особенно во время Великой Отечественной Войны, государство проявляло терпимость к исламу, признавая его роль в укреплении национального единства и мобилизации мусульманских народов на защиту страны. По милости Аллаха постепенно имена преданных забвению руководителями Советской власти наших татарских теологов, учёных стали возвращаться своему народу через неимоверные трудности спустя 70 лет правления указанной системы. За этот промежуток времени успели смениться три поколения людей, как казалось, все исторические бесценные драгоценности культуры, духовности, нравственности, порождённые столпом вероучения ислам возродились. Казалось бы, было сожжено, совсем уничтожена много религиозных книг, сколько их пришло в негодность в условиях условного тайного хранения. Несмотря на это, в семьях, особенно деревенской среды, не угас передававшийся через поколение религиозный дух ислама, а когда наступила пора свободы вероисповедание наши верные своему делу учёные, писатели, сотрудники исторических заведениях в целях поиска поисков религиозных редких изданий, рукописей, посещали в сельской местности здание старых медресе, где находили бесчисленные множество бесценных сокровищ культуры татарского народа и единоверцев.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Возвращение трудов Тажетдина Ялчыгула современному читателю одна из актуальных задач сегодняшнего дня по возрождению духовно-нравственных качеств в умах и сердцах людей, особенно подрастающего поколения. Из его творческого наследия необходимо в первую очередь отметить произведения «Рисаля – и – Газиза комментарии книги Суфи Аллахияра «Собател Таджизин", «Таварихи Булгария" и «Сидрат аль Мунтаха». Рукопись «Сидрат аль – Мунтаха» в последний раз издана в рамках фонда развития культуры при Раисе РТ под руководством заместителя руководителя Академии Наук Татарстана имени Шигабутдина Марджани профессора Альфрита Гусманова и получила высокую оценку. В этих своих сочинениях Таджеддин Ялчыгул, опираясь на полученные в течение жизни богатые знания, практически опыт, знание языков народов Востока (по религиозным источникам, литературе, медицине, астрономии) подробно описывает, разъясняет, и демонстрирует что несмотря на неимоверные трудности не впадал в уныние, прочно держался за Ислам, побеждал жизненные встряски. Этот труд по праву считается своеобразным методологическим богословным наследием исламской культуры двадцатых годов XIX века. В эти трудные времена везде царили среди нашего народа со стороны власти насильственной русификация путём крещения постоянными спутниками повседневной жизни был голод и холод религиозные деятели, такие как Тажетдин Ялчыгул, отправляюсь в древние в деревне крещёных единоверцев, воздействуя на них религиозно духовно, возвращали их снова в ислам. Эти люди передовых взглядов, проникнутый учёными Корана, истинной веры в Аллаха всё это время под угрозой смерти совершали свои богоугодные деяния ради сплочения единоверцев, Счастливого будущего соплеменников.
В августе месяце 2024 года на научно-практической конференции, проводимые ежегодно в городе Заинске, руководителем указанной выше научной работы, научным сотрудником Института имени Шигабутдина Марджани Данияром Рустамовичем Гильмутдиновым впервые был проанализирован труд «Сидарт аль – Мунтаха» сопоставлении с другими татарскими толкованиями. Выяснилось, что первый татарский «Хафтияк Шариф» был опубликован под авторством Тажетддина Ялчугула. Толкование сопровождается рассказами, старинными поверьями с помощью ярких образов на простом, доступном языке для читателя своего времени. Как следствие указанных достоинств, до Октябрьской революции данное толкование публиковалось часто, так как спрос на него не снижался. Хотя современный человек не нуждается в информации, но всё это подаётся на сложном научном языке. Поэтому, опираясь на Богатое религиозное наследие учёных, теологов 18-19 веков, в том числе подожди я учёба исламская теология имеет полное основание как в теоретическом, так и в практическом плане в соответствии с требованиями современной жизни. Труды Тажетдина Ялчугула и их простота позволяет удовлетворить потребности каждого вопросах богословия, праведности, воспитание души в вере. Его произведения стали настольными в татарских домах. Это ещё только начальная стадия возвращения представителей многочисленные нации к своим благочестивым истоком. Как было уже доказано, несмотря на то что в последние годы открылись возможности для исповедания ислама, всё ещё часть населения к этому остаётся равнодушной. Тажетдин Ялчыгул был убежден, что воспитание является ключевым фактором в формировании личности и общества. Его взгляды на воспитание основываются на нескольких основных положениях:
Взгляды на воспитание
1. Комплексный подход:
- Воспитание должно быть мультидисциплинарным, охватывающим как нравственные, так и интеллектуальные аспекты. Ялчыгул подчеркивал, что образование должно идти рука об руку с воспитанием личных качеств.
2. Духовные ценности:
- Он акцентировал внимание на значимости духовного развития. Ялчыгул считал, что воспитание должно учитывать исторические и культурные корни народа, способствуя формированию уважения к традициям и нравственным принципам.
3. Развитие критического мышления:
- Ялчыгул считал важным, чтобы молодежь могла осмысливать и критически анализировать получаемую информацию. Это формирует самостоятельных и ответственных граждан.
4. Человекоцентризм:
- Воспитание должно быть ориентировано на личность. Ялчыгул подчеркивал, что каждый ребенок уникален, и подходы к его воспитанию должны быть индивидуальными.
5. Роль семьи и общества:
- Он подчеркивал, что воспитание — это не только задача учебных учреждений, но и ответственность семьи и общества в целом. Ялчыгул призывал к сотрудничеству всех социальных институтов для создания благоприятной среды для воспитания.
Конкретные положения
1. Нравственное воспитание:
- Воспитание должно формировать у молодежи высокие нравственные стандарты, включая честность, ответственность и уважение к другим.
2. Образование как основа воспитания:
- Он утверждал, что образование является неотъемлемой частью процесса воспитания, и призывал к высокому уровню образовательных стандартов.
Учитель должен обладать прекрасными человеческими качествами. Он должен жить полноценной жизнью на основе исламского шариата. Сохранение культурных традиций:
- Ялчыгул акцентировал на необходимости сохранения и передачи культурного наследия, что способствует формированию идентичности и единства народа.
4. Стимулирование творчества:
- Необходимо развивать творческую активность у молодого поколения, что поможет им найти свое место в обществе и реализовать потенциал.
5. Социальная ответственность:
- Воспитание должно формировать у молодежи понимание социальной ответственности и активной гражданской позиции, что важно для развития общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эти взгляды и положения Ялчыгула представляют собой неотъемлемую часть его педагогической философии в произведениях. Его идеи остаются актуальными и сегодня, призывая к более глубокому пониманию роли воспитания в обществе. Необходимо отметить, что устремлённость к получению основательных знаний у татарского народа издревле была потомственно сильной. Это свойство наших предков. 10 сентября 2024 года в интервью газете Бизнес онлайн муфти Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин особо подчеркнул, что у татар есть свой путь, глубоко отображенный в старинных книгах которые невозможно забыть, что можно спокойно положить в это бесценное богатство на полку прошедшего времени, что было бы преступлением и унижением не указывать на значимость трудов выдающихся учёных. Альхамдулилля!
А нам, продолжателям в трудные годы своими благоразумными делами религиозных, преданных своему народу деятелей в рамках существующих законов, законодательных документов, необходимо на должностном юридическом уровне смело участвовать в недопущении нарушений прав жизненных. В настоящее время ведётся масштабная работа по сохранению и развитию национальных языков и культуры. По данному вопросу в Республике созданы специальные комиссия при Раисе с очень грамотными деятелями. Культурная идентичность:
Татарская литература является основным элементом культурной идентичности татарского народа. Она отражает исторические события, традиции, обычаи и философию народа. Сохранение литературных произведений способствует развитию татарского языка и культуры. Литература является одним из способов передачи и развития языка, его богатства и выразительности. Литература служит источником знаний и воспитания. Произведения великих татарских писателей и поэтов несут в себе нравственные и этические уроки. Литература фиксирует важные моменты истории татарского народа, сохраняя коллективную память о победах и трагедиях, что имеет значительное значение для обучения и понимания исторического контекста. В контексте с изложенным необходимо отметить и то, что в последние годы столица республики тысячелетние Казань успела стать столицей проведения самых высоких мероприятий мирового значения по экономическим, культурным, спортивным и другим значимым вопросом мироустройства. Это способствует изучению татарского языка не только в мусульманских странах, но и в регионах Африки Южной Америки и так далее. Это будет способствовать успешному обмену общечеловеческими, культурными ценностями. Хочется высказать то, что значение изучения творчества писателя, врачевателя, религиозного деятеля, он свои комментарии к Корану для доступного усвоения писал простым языком. В таком же стиле он разъяснял научные обоснования ислама о нравственности, исторических событиях прошлого, чем и плодотворно заполнял заметную пустоту между Богом и людьми. С целью нравственного воспитания детей, приближение их к Аллаху, сознательного вовлечения в реальный мир ислама Таджеддин Ялчыгул свою книгу «Рисаля – и – Газиза» в отличие от Суфи Аллаяра, писал на очень доступном для понимания татарском языке. Целевой задачей и долгом перед единоверцами, исламоведами должно быть изучение наследия 17-20 веков, опираясь на него, обогатить впредь традиционными ценностями, и, самое главное - передать это бесценное духовное богатство молодому поколению.
Изучив религиозное учения Таджеддина Ялчыгула, уверенностью можно сказать, что он был авторитетным богословом и духовным наставником. Вся жизнь Таджеддина Ялчыгула связана с исламом: он получил глубокое религиозное образование, духовно совершенствовался, и самоотверженно трудился в области обучения детей. Как учёный он всегда был среди народа, по приглашению посещал больных других национальностей и никогда не отказывал им в медицинской помощи. Этим своим замечательным качеством заслуженного пользовался глубоким уважением не только мусульман, но и христиан своей округе по месту проживания. Он постоянно был в работе – проповедовал, учил, лечил, воспитывал семерых детей: четырёх сыновей и трёх дочек, прилагал все усилия для того, чтобы жить в соответствии с традициями Корана и сунны. Вся деятельность Таджеддина Ялчыгула была направлена на укрепление и развитие ислама среди татарского народа путём просвещения и нравственно духовного воспитания. Именно поэтому его наследие как научного религиоведа на протяжении трёх веков сохранилась как поучительная проповедь для наших современников и подрастающего поколения.
Список литературы
- Таҗетдин Ялчыгол Рисаләи Газизә. – Казан, Хозур, 2014 – 492 б.
- Таҗетдин бин Ялчыгол Әл Болгари Сидрат Ал – Мунтаха. Кулязма . – Казан, Татарское книжное издательство, 2022. – 775 б.
- Таҗетдин Ялчыгол Тәварихы Болгария. – Казан, Хозур, 2014 – 154 б.
- Көръән Кәрим. Яр Чаллы, Ислам нуры типографиясе, 2016
- Бенигсен, А. Мусульмане в СССР / А. Бенигсен. — Москва: Наука, 1978. — 256 с.
- Бизнес Онлайн. (2023). Сохранение татарской литературы: вызовы и перспективы. Доступно по ссылке: https://www.business-gazeta.ru/article/647370 (дата обращения: 12.11.2024)
- Фахрутдинов, Р. З. Мусульманское воспитание в контексте татарской культуры / Р. З. Фахрутдинов. — Уфа: Гилем, 2015. — 256 с.