Рекомендации по совершенствованию администрирования транспортного налога

Рекомендации по совершенствованию администрирования транспортного налога

Транспортный налог по уровню собираемости является одним из самых проблемных. В среднем по России задолженность физических лиц по транспортному налогу составляет около 30% от объема годовых начислений.

По мнению многих экспертов столь высокий уровень неоплат свидетельствует о необходимости пересмотра подходов к налогообложению транспортных средств.

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (5), февраль ‘21

Поделиться

Проблемы администрирования транспортного налога связаны с общим несовершенством налогового законодательства и неточностями в формулировках, которые позволяют избежать уплаты налога, и приводят к спорам, которые могут быть разрешены только в судебном порядке.

К основным проблемам в области администрирования транспортного налога относятся нижеперечисенные.

  1. Определение категории и вида транспортного средства. Отнесение транспортного средства к определенной категории выполняется с помощью сведений с завода-изготовителя и данных паспорта транспортного средства. Поскольку налоговая ставка и сумма транспортного налога напрямую зависят от категории и вида транспортного средства, данная проблема усложняет работу специалистов ИФНС при начислении транспортного налога.
  2. Продажа транспортных средств по доверенности. Согласно ст. 357 НК РФ «плательщиком транспортного налога является лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным или переданнымими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством, то налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. Лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств». В уведомлении должно быть указано транспортное средство, а также лицо, которому оно было передано. Решение данной проблемы требует более тесного информационного контакта ИФНС с органами ГИБДД [1].

В настоящее время администрирование транспортного налога имеет немалое значение, так как он является важной составляющей региональных бюджетов. На государственном уровне базовая ставка транспортного налога утверждается ежегодно, при этом региональные власти имеют полномочия изменять ставку в сторону увеличения. Каждый из регионов применяет свои подходы к установлению ставок транспортного налога, в связи с чем налог на аналогичные автомобили, зарегистрированные даже в соседних регионах, может существенно отличаться.

Например, ставка транспортного налога в Республике Башкортостан в 2020 г. на автомобиль с мощностью до 100 л.с. составляет 25 руб., что является одним из самых высоких показателей по регионам РФ. В Республике Татарстан ставка составляет 10 руб., а в Ханты-Мансийском автономном округе – 5 руб. Минимальный автомобильный налог установлен в Республике Крым и Свердловской области, где владельцы автомобилей с аналогичной мощностью уплачивают налог по ставке 2,5 руб. Дорогие автомобили облагаются самым низким налогом в Республике Ингушетии, где за автомобиль в 250 л.с. ставка налога составляет 40 руб. за каждую лошадиную силу. В Республике Башкортостан ставка налога на автомобиль свыше 250 л.с. равна 150 руб., так же как в г. Санкт-Петербурге.

Однако, в Республике Башкортостан высокие ставки транспортного налога компенсируются большим количеством льготных категорий физических лиц, освобожденных от уплаты налога.

В 2019 году доля транспортных средств, по которым предъявлен к уплате транспортный налог, снизилась с 83,29% до 82,64%, что связано с увеличением количества льготных категорий граждан.

В соответствии со ст. 3 Законом Республики Башкортостан от 27 ноября 2002 года № 365-з «О транспортном налоге» от уплаты транспортного налога по выбору за одно транспортное средство каждого типа освобождены инвалиды всех категорий, ветераны ВОВ, чернобыльцы, один из родителей многодетной семьи, один из родителей ребенка-инвалида и другие [2].

За период 2017-2019 гг. сумма налога, не поступившая в региональный бюджет Республики Башкортостан по Межрайонной ИФНС №25 по РБ в связи с предоставлением льгот налогоплательщикам, увеличилась с 185 661 тыс. руб. до 196 335 тыс. руб.

В Республике Башкортостан проблемой является также то, что действующие ставки транспортного налога не отражают разную степень воздействия легковых, грузовых автомобилей и автобусов на дорожную сеть страны. Налоги, установленные для каждого класса автомобилей, не компенсируют затраты на содержание и ремонт дорожной сети в соответствии со степенью воздействия на нее транспортных средств.

Более того, ставка налога по мощности никак не влияет на решение проблемы загрязнения окружающей среды, автомобильных выбросов и утилизации машин. Именно автомобили малой мощности и с высокой степенью морального и физического износа оказывают наибольшее влияние на загрязнение среды, следовательно, налог должен быть направлен на использование экологически чистого топлива, новых и качественных марок автомобилей.

Таким образом, выделим следующие рекомендации по повышению эффективности налогового контроля над правильностью исчисления и своевременной уплатой транспортного налога.

Во-первых, необходимо обеспечить качественное и полное информационное взаимодействие территориальных налоговых органов с органами ГИБДД, поскольку результативность администрирования транспортного налога напрямую зависит от качества и полноты информации, поступающей в налоговые органы.

Важно, чтобы в базе данных ГИБДД содержались только актуальные, то есть подлежащие налогообложению транспортные средства. Иными словами, необходимо исключить из базы данных: угнанные транспортные средства, утилизированные, но без регистрации фактаутилизации в ГИБДД, и т.д.

Во-вторых, улучшить ситуацию со сбором транспортного налога в бюджет Республики Башкортостан поможет сбор сведений о владельцах транспортных средств, владеющих ими на основании доверенностей, это обеспечит привлечение этих лиц к уплате налога.

В-третьих, в целях увеличения поступлений транспортного налога в бюджет Республики Башкортостан, следует предусмотреть, чтобы органы внутренних дел при регистрации, перерегистрации и техническом осмотре транспортных средств осуществляли проверку уплаты транспортного налога. В тоже время необходимо урегулировать вопросы актуализации налоговой базы по транспортному налогу.

Администрирование транспортного налога должно быть эффективным в части обеспечения необходимых налоговых поступлений в региональный бюджет и снижения затрат на осуществление налогового контроля государства и налогоплательщиков. Грамотно сбалансированное налоговое администрирование транспортного налога, учитывающее интересы, как государства, так и налогоплательщиков, является важнейшей составляющей экономических, социальных и политических преобразований в стране.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.
  2. Закон от 27.11.2002 г. № 365-з «О транспортном налоге» [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба: [сайт]. – URL: https://www.nalog.ru/rn02/about_fts/docs/4462869/.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary