ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЗАРЯЖАЮЩИХ МАШИН

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЗАРЯЖАЮЩИХ МАШИН

Авторы публикации

Рубрика

Машиностроение

Просмотры

21

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 30 (180), Август ‘24

Дата публикации 05.08.2024

Поделиться

В данной статье рассматриваются новые, отличающиеся улучшенными характеристиками конструкции транспортно-заряжающих машин, применяемые для транспортировки и заряжания. Показаны основные тенденции развития конструкций транспортно-заряжающих машин, а именно: увеличение надежности с заданным ресурсом; повышение грузоподъемности; упрощение технологии и снижение стоимости изготовления; применение новых материалов; удобство сборки и разборки.

Развитие транспортно-заряжающих машин в нашей стране и за рубежом тесно связано с общим развитием машиностроения и в значительной степени зависит от прогресса в подъемно-транспортном оборудовании [1]. При проектировании транспортно-заряжающих машин особое внимание обращают на повышение их надежности. При работе на них – соблюдению требований техники безопасности. Наблюдение за правильным использованием подъемно-транспортных машин и за их состоянием, а также разработка норм расчета этих машин возложены на комитеты по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и Госгортехнадзор. Соблюдение Норм и Правил Госгортехнадзора является обязательным при проектировании, расчете и эксплуатации транспортно-заряжающих машин.

 

Надежность и зависит от их конструкции, физико-механических свойств материалов, составляющих конструкцию элементов, состояния их сборочных единиц, грузоподъемностью, скоростью движения отдельных механизмов, пролетом, режимом работы, высотой подъема грузозахватного органа, вылетом стрелы, производительностью.  Обеспечение требуемой степени надежности грузоподъемных кранов является одной из важнейших проблем в современном автомобилестроении [2].

 

При этом необходимо учитывать следующие параметры транспортно-заряжающих машин: 1) грузоподъемности; 2) проходимость.

 

Первый параметр грузоподъемность транспортно-заряжающих машин на строительстве конкретного шасси определяется по массе наиболее тяжелого груза. В массе груза учитываются: масса боекомплекта, ракеты, а также контейнера в целом.

 

Второй параметр проходимость, устанавливается в зависимости от массы оборудованного шасси, с учетом его ширины и высоты. Кроме того, необходимо обеспечить безопасность работ личного состава при перегрузке боекомплекта.

 

Наиболее известные и широко применяемыми видами транспортно-заряжающих машин это: 1) по типу шасси; 2) по типу обслуживаемой установки; 3) по способу транспортирования.

 

К первому типу относят – колесные и гусеничные шасси. Колесные шасси имеют преимущество в простоте конструкции, обслуживании, а также в проходимости по высоте. Данные шасси уступают гусеничным в проходимости по разбитым дорогам, а также в грунтозацепе. Также еще одним фактором у шасси является грузоподъемность. У колесных от 5 до 20 т, а у гусеничных порядка свыше 30-40 тонн, благодаря жесткой подвеске, установленных на катках.

 

Ко второму типу относят машины в основном используемые заряжании пусковой установки. Тип пусковой установки зависит от калибра боеприпаса реактивной системы залпового огня (РСЗО). Также стоит упомянуть, что помимо РСЗО существуют установки межконтинентальных баллистических ракет (МБР), а также установки с самолет-снарядами. В первом случае, разновидность калибра РСЗО варьируется от 120 до 300 мм и массы взрывчатого вещества в боеприпасе. Аналогичная ситуация с МБР, здесь учитывается масса ракеты с боевой частью и топливом в баках. Все эти факторы обуславливают разновидность применения транспортно-заряжающих машин, которые способны перемещать сверхтяжелый груз в пространстве.

 

К третьему типу относят – наземный, воздушный и морской. Наземный способ наиболее распространённый в виду своей универсальности транспортирования боекомплекта, а также ракет. Необходимый транспортник зависит от количества перевозимого груза и его массы. В конечном итоге, стоит подбирать транспортник, у которого снаряженная масса не превысит допустимых значений. Воздушный транспорт необходим для оперативной переброски боекомплекта, что в разы сокращает время доставки, однако, наличие малого количества аэродромов с бетонным покрытием, вынуждает отказаться от данного способа. Морской транспорт наиболее распространён в доставке МБР для несения боевого дежурства в случае непредвиденной атаки.

 

Для анализа активности изобретательской деятельности проводился патентный поиск по открытым базам данных ведущих международных и национальных патентных ведомств: всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в базе данных “Patentscope”, европейского патентного ведомства в базе “Espacenet”, ФИПС (Роспатент), ведомства по патентам и товарным знакам США (US Patent and Trademark Office – USPTO), EPO, патентного ведомства Японии (Japan Patent Office – JPO) в базе J-Plat Pat, а также  по базам патентных ведомств Германии, Китая и Южной Кореи.

 

По направлению анализа – транспортно-заряжающие манишы было найдено 119 патентов на изобретения и полезные модели. Из всех патентных ведомств наибольшую активность патентования имеют Российская федерация. На долю этих стран приходится около 89.69% зарегистрированных патентов от общего числа выданных патентов в указанной области с ретроспективностью поиска 10 лет (2013- 2023 г.).

 

Анализ динамики патентования в период с 2015 г. по 2022 г. (рисунок 1) показывает, что число запатентованных изобретений увеличивается по всем рассматриваемым патентным ведомствам, при этом средний падение зарегистрированных патентов за 10 лет. Схожая ситуация наблюдается при систематизации зарегистрированных патентов по различным патентным ведомствам за тот же промежуток времени. Лидерами национальных и международных патентных ведомств остаются: патентный офис Россия. Проведенный анализ динамики патентования показывает, что выбранное для патентного поиска направление исследования – создания транспортно-заряжающих машин в настоящее время является не актуальной областью исследований и изобретательской деятельности. О чем говорит низкий уровень активности патентования за последние 10 лет.

 

Рисунок 1. Результаты анализа динамики патентования

 

Минский завод колёсных тягачей (МЗКТ) при изготовлении транспортно-заряжающих машин основывают свое производство на проектировании и изготовлении седельных тягачей и базовых шасси.

 

Машиностроительный завод «Омсктрансмаш» при изготовлении транспортно-заряжающих машин основывают свое производство на изготовлении гусеничных шасси танков и зенитно-ракетных комплексов.

 

Машиностроительный завод «Уралтрансмаш» при изготовлении транспортно-заряжающих машин основывают свое производство на разработку и производство военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных вагонов. В корпорацию входят научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и производственные предприятия.

 

В последние годы понизился интерес российских и зарубежных фирм, выпускающих транспортно-заряжающих машин, к разработке, патентованию и выпуску новых конструкций инженерных машин с высокими технико-экономическими характеристиками.

Список литературы

  1. Вовк А.И. «Транспортно-заряжающая машина 9Т234. Конструкция и основы эксплуатации». —С.: Изд-во СВВКИУ РВ, 1993. — 56 с.
  2. Соколов С.А. «Металлические конструкции подъемно-транспортных машин» -М.: Технорос, 2005. - 428 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее