Шасси — это основа любого транспортного средства, несущая на себе все остальные компоненты. Шасси является взлетно-посадочным устройством, которое обеспечивает самолету разбег, взлет, посадку, послепосадочный пробег и маневрирование по аэродрому. Оно воспринимает при этом действующие на самолет нагрузки и рассеивает после посадки на пробеге большую часть его кинетической энергии.
Основные элементы управления шасси:
- Подвеска: обеспечивает смягчение ударов от неровностей дороги и улучшение сцепления колес с поверхностью.
- Рулевое управление: позволяет изменять направление движения транспортного средства.
- Тормозная система: обеспечивает замедление и остановку транспортного средства.
Типы подвесок: независимая подвеска, где каждое колесо подвешено отдельно, что обеспечивает лучший комфорт и управляемость, зависимая подвеска, у которой колеса одной оси соединены жесткой балкой, что упрощает конструкцию и снижает стоимость, но уступает в комфорте.
Типы рулевых систем:
- Механическая рулевая система: наиболее простая, использует механические соединения для передачи усилия от руля к колесам.
- Гидравлическая рулевая система: использует гидравлическую систему для усиления усилия водителя на руле.
- Электронная рулевая система: управляется электронным блоком, который регулирует усилие на руле в зависимости от скорости и условий движения.
Типы тормозных систем:
- Колодочные тормоза: наиболее простой тип, использует тормозные колодки, которые прижимаются к тормозному барабану.
- Дисковые тормоза: более эффективны, используют тормозные диски, к которым прижимаются тормозные колодки.
- Антиблокировочная тормозная система (ABS): предотвращает блокировку колес при торможении, обеспечивая лучшую управляемость и сокращая тормозной путь.
Рисунок 1. Передняя опора шасси самолета Ту-134: 1 – шток стойки шасси; 2,3 – поводок и гидропривод поворота колес; 4 – дроссель-демпфер самоколебаний колес; 5 – цилиндр стойки шасси; 6, 10 – карданный вал и устройство системы управления поворотом колес; 7 – боковой рас-кос; 8, 9 – траверса с цапфой; 11, 12 – гидропривод подъема и выпуска опоры; 13, 14 – цилиндр замка и замок убранного положения опоры; 15,18 – верхнее и нижнее звенья заднего подкоса; 16 – цапфа управления створок; 17 – механизм распора; 19 – серьга убранного положения опоры; 20 – шлиц шарнир
В мировой практике приняты три вида систем уборки и выпуска шасси: с помощью сжатого воздуха; с помощью электропривода; с помощью давления гидросистемы.
С помощью сжатого воздуха шасси убирается и выпускается на легкомоторных самолетах. Электропривод используется в основном на небольших самолетах, хотя в отечественной гражданской авиации электропривод использовался для уборки-выпуска основных стоек шасси на тяжелом магистральном самолете Ту-114. В наши дни на абсолютном большинстве самолетов ГА для уборки и выпуска шасси применяется гидропривод (гидроцилиндры). Стойки шасси убираются в отсеки (ниши) шасси, после уборки они закрываются створками, которые приводятся в действие также с помощью гидроцилиндров.
Управление шасси — это сложная система, которая обеспечивает безопасное и комфортное движение. Современные технологии позволяют повысить эффективность и комфорт управления, делая вождение более приятным и безопасным.
Список литературы
- Файбышенко Л.А. Электрооборудование воздушных судов гражданской авиации: учебное пособие / Л. А. Файбышенко. — Санкт-Петербург: СПБГУ ГА им. А.А. Новикова, 2023
- Захаров, А. С. Системы энергооборудования летательных аппаратов: учебное пособие / А. С. Захаров, В. И. Сабельников, Д. Е. Сиденко. — Новосибирск: НГТУ, 2022