М.А. БАКУНИН В ЛИГЕ МИРА И СВОБОДЫ

М.А. БАКУНИН В ЛИГЕ МИРА И СВОБОДЫ

Авторы публикации

Рубрика

История

Просмотры

58

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (171), Июнь ‘24

Дата публикации 03.06.2024

Поделиться

Данная работа посвящена участию революционера-анархиста Михаила Александровича Бакунина в Лиге Мира и Свободы в 1867-1868 годах. На основе речей М. А. Бакунина раскрывается его позиция по отношению к организации, к революции и дальнейшему мироустройству.

Михаил Александрович Бакунин (1814–1876), безусловно, является одним из наиболее известных представителей российского и международного революционного движения девятнадцатого века. Также он известен как идеолог революционного народничества и панславизма, но главное – как теоретик анархизма. Сама личность этого революционера, его философские и политические труды, богатая деятельность получили всемирное признание и повлияли на ход всеобщей истории.

В данном докладе рассматривается лишь короткий промежуток времени с 1867 по 1868 год, но данный период очень важен для дальнейших событий в биографии М. А. Бакунина. Речь идёт о вступлении и участии в пацифистской международной организации Лиги Мира и Свободы. Сама Лига была создана в 1867 году в Швейцарии, но в неё входили представители многих стран Европы. В начале своей деятельности организация пыталась привлечь на свою сторону рабочее движение, конечной же целью принималось установление всеобщего вечного мира путём создания общеевропейской республиканской федерации – Соединённых Штатов Европы.

Последователи и враги Михаила Александровича из числа его современников, исследователи из разных периодов истории и стран пытались понять цель вступления и довольно активного участия в такой «тихой» организации видного революционера. Ведь уже к тому времени он успел принять участие в нескольких крупных европейских восстаниях сороковых годов, отсидеть в тюрьмах трёх стран почти 12 лет, оказаться в ссылке в Сибири и, наконец, бежать оттуда в Лондон через Америку. В 1864 году, после некоторых разногласий с Карлом Марксов ещё в первый период своей активной деятельности в Европе, он вступил в Интернационал, а в Италии были заложены начала его тайной организации революционеров под названием «Альянс». Тем не менее, после побега Михаил Александрович не делал заявлений и жил относительно тихо в Италии. [3, с. 834]

9 сентября 1867 года [4, с. 258] Михаила Александрович впервые за длительное время предстал перед публикой именно в рамках первого Конгресса Лиги Мира и Свободы. Особое внимание стоит уделить речам революционера [1], так как это первые официальные выступления, начиная с конца сороковых годов.

Первую речь Михаил Александрович произнёс в 1867 году. Тогда же, на Женевском Конгрессе Лиги именно он стал инициатором предложения объединить эту организацию и Интернационал на основе взаимных уступок: рабочие обязуются помогать буржуазии своими голосами, буржуазия будет помогать рабочим в их экономической борьбе.

М. А. Бакунин в первой речи рассуждал о свободе, построенной на принципе федерализма, где каждая провинция или объединённый народ решает сам за себя. Интересно, что Михаил Александрович ставит такие слова как «патриот», «революционер», «человек свободомыслящий» в один ряд, как бы подчёркивая, что и он, всё ещё являющийся подданным Российской Империи, любит свою страну и желает её народу процветания, но не в рамках такой формы государства, однако тут же делает оговорку: «Едва четыре года прошло с тех пор, как русская империя, которой я, правда, всенепокорнейший подданный, возобновила свои преступления и убийства над геройскою Польшею. <...> Вот почему <...> я, русский, открыто и решительно протестовал и протестую против самого существования русской империи» [1].

Государственность, по мнению революционера, всегда несёт в себе насилие как внутри страны, так и за её пределами, – эту формулу выводит революционер по отношению не только к вышеупомянутой Российской империи, но и в отношении всех остальных стран Европы, которые путём вооружённых конфликтов с другими государствами добывают себе могущество.

Особенно интересным представляется заявление Михаила Александровича о неизбежности всемирной войны из-за подготовки правительств. Он предрекал беды тому народу, кто победит в этой схватке. Революционер видел в подобной войне для всех стран лишь очередное поражение в виде укрепления насилия со стороны «власть имеющих» [1]. Роль Лиги Мира и Свободы в сложившейся ситуации, он определял очень просто: «Мы собрались <...> для того, чтобы изыскивать сообща условия, при которых международный мир возможен» [1].

Международный мир и победу без войны оратор закладывал в отказе от патриотизма только к своей стране, призывая собравшихся стать патриотами всеобщей справедливости, а не навязанных идеалов национальностей. Именно тогда публика впервые услышала план революционера по созданию Соединённых Штатов Европы. [1] Пока что эта теория оставалась лишь на словах и не была разработана окончательно.

Заканчивая своё выступление рассуждениями о возможности международного мира, М. А. Бакунин вновь обращается к простым принципам сосуществования: «...всякая нация, слабая или сильная, малочисленная или многочисленная, всякая провинция, всякая община имеет абсолютное право быть свободной, автономной, жить и управляться, согласно своим интересам» [1].

Второе выступление Михаила Александровича на Лиге Мира и Свободы произошло через год [4, с. 266]. Специально для него было разработано мотивированное предложение, которое сейчас известно под названием «Федерализм, социализм и антитеологизм» [2, с. 1]

Во второй речи [1] антигосударственные призывы звучат с новой силой и, фактически, вся речь направлена против одного государства – Российской империи: «...желаем полного разрушения, совершенного уничтожения русской империи, империи, которая служит вечной угрозой для свободы мира, постыдной тюрьмой для всех народов, ею покоренных, систематическим и насильственным отрицанием всего, что называется правом, справедливостью, человечностью. <...> Наши цели диаметрально противоположны, они взаимно исключают друг друга» [1].

По мнению М. А. Бакунина нельзя отождествлять империю и народ, который проживает на её территории, так как государство выступает эксплуататором людей. Присутствует и замечание о том, что у русского народа есть родственные племена, что немаловажно в историческом значении вопроса: «Племена эти следующие: во-первых, народ великорусский, славянский по происхождению, с примесью финского элемента, составляющий однородную массу 35-ти миллионного населения; это главная часть империи. На ней главным образом основалось могущество московских царей» [1]. Революционер заявляет, что до XVII века эта часть населения пользовалась «естественной свободой и полным общинным и даже часто областным самоуправлением» [1], хотя и была не полностью отдана самой себе.

Михаил Александрович дальше углубляется в историю и вспоминает, что северо-западная территория Российской Империи в давние времена была разделена на удельные княжества, в чём и была причина некой независимости друг от друга, ведь князья и их двор долго не управляли одними территориями. «Народ тоже кочевал, и потому земля в действительности не принадлежала никому... <...> Вот где кроется начало идеи, вкоренившейся в умах всех русских племен империи, <...> что земля, вся земля принадлежит только одному народу, т. е. всей действительно трудящейся массе, обрабатывающей ее своими руками» [1].

М. А. Бакунин рассуждает о последующем рабском характере Московского княжество, которое было в «сотрудничестве с татарами» [1]. Михаил Александрович считает, что во все времена, в отличие от истории Запада, где короли, соединяясь с народом, нередко боролись с аристократией, русский народ губили собственные цари в союзе с дворянами и церковью. Автор рассуждает о несогласии народа с такой участью, выраженной в восстаниях. Он приводит три крупных и, по его мнению, самых важных восстания того периода. Во-первых, это события начала XVII века, эпохи Лжедмитрия. Михаил Александрович считает, что поводом случившегося является не столько польская интервенция или династические споры, сколько желание народа скинуть с себя бремя рабов. [1] Поэтому нового царя, Михаила Романова, выбирали посланные со всех земель депутаты, которые изъявили волю людей. Государя выбрали и взяли с него обещание об ограничении собственной власти, однако вскоре клятва была нарушена Алексеем Романовым, преемником избранного царя. Именно по этой причине поднялось второе восстание под предводительством Степана Разина, «первого и самого страшного революционера в России» [1]. После подавления собственного народа возникла империя Петра I, которая, по словам М. А. Бакунина, характеризовалась расширенным бюрократическим аппаратом. После некоторого затишья и новых успехов Екатерины II, поднялась вся восточная Россия, во главе которой стоял Емельян Пугачёв [1]. Однако и тогда народ был повержен огромной армией, но желание свободы не угасло, а воплотилось в местные столкновения крестьян с собственными помещиками. Автор склоняется к выводу, что после всего произошедшего, любовь народа к государю есть недоразумение и это не мешает подняться ему за собственную свободу.

На вопрос о больших завоеваниях Российской Империи и её предшественниц, автор отвечает однозначно: русский народ не был завоевателем, но поставлял солдат, оружие и пропитание войскам только из-за своего подчинённого положения. Сами же люди всегда стремились только на восток, где земля более свободна и каждый может получить себе её кусочек для самостоятельной работы, чего и желает любой русский человек в первую очередь, что ещё раз подчёркивает необходимость и даже жизненную потребность, которая досталась от предков простому человека. [1]

Далее в речи упоминаются события, связанные с отменой крепостного права Александром II. М. А. Бакунин делает вывод о главной причине этого решения: это была не доброта и желание даровать свободу населению, а «крымская катастрофа» [1], которая нанесла урон не столько самой стране, сколько императорскому дому, что неминуемо бы привело к революции снизу.

Но даже за такую свободу крестьянам пришлось очень дорого заплатить: русский простой человек остаётся прикреплённым к земле, чем окончательно разорён и вымотан. Михаил Александрович видит продолжателем революционного дела и защитником свободы крестьян русскую молодёжь, которая на последние деньги пытается получить образование, помочь другому человеку и выжить в пучине религиозного образования. В союзе со всем народом – это сильная армия революции.

В конце речи Михаил Александрович определяет, что станет с каждой отдельной территорией, про которые говорилось ранее, в случае победы революции в Российской империи. Финляндия и Балтика как территории, попавшие сначала в немецкое, а затем в русское подданство, абсолютно не должны относиться к этим двум странам, а иметь собственное мнение на освобождение или присоединение к кому-либо другому. Польша будет представлять федерацию из-за обилия разнообразных народов, проживающих на её территории, но теперь каждый из них будет вправе решать, остаться ли ему в составе этого объединения или свободно покинуть его. Великороссия вызывает наибольшие колебания у революционера, так как сохранение 35-ти миллионного государство единым представляется невозможным и нечестным по отношению ко всем нациям, входящим в её состав. По мнению революционера, странно говорить о свободе всех наций на Конгрессе, не желая уничтожения государств по всему миру и «основания на их развалинах всемирной федерации производительных свободных ассоциаций всех стран» [1].

Сразу после этого своего выступления на конгрессе М. А. Бакунин и 18 его сторонников покидают Лигу Мира и Свободы и создают свой собственный открытый Интернациональный союз социалистической демократии: «...Бакунин <...> воспользовался конгрессом «Лиги мира и свободы», собранным в Женеве, чтобы выступить там с чисто-социалистическою декларацией. <...> С этого времени анархистская нота звучит у Бакунина все сильнее и сильнее. К проповеди анархии, как идеала общественного устройства в будущем, у Бакунина присоединялась готовность признавать неизбежною и ту бурную, разрушительную анархическую эру, которая может, по его соображениям, сменить буржуазный порядок вещей и расчистить место для нового, идеального, безгосударственного уклада» [5, с. 206]

Нельзя не признать тот факт, что деятельность Михаила Александровича Бакунина в составе Лиги Мира и Свободы была плодотворной. Он вновь всколыхнул европейское сознание своей непоколебимой фигурой и сильными речами, выступив как антимилитарист и федералист. Участие в Лиге, хоть и было лишь стартовой площадкой для революционера, но очень громкой и продуктивной. Последнее десятилетие жизни и работы Бакунина было так громко открыто лишь благодаря речам, произнесенных на Конгрессах данной организации.

Список литературы

  1. Бакунин, М. А. Речи на Конгрессах Лиги Мира и Свободы [Электронный ресурс] / М. А. Бакунин. Петербург-Москва, 1919. URL: http://az.lib.ru/b/bakunin_m_a/text_0160.shtml (дата обращения: 29.03.2024)
  2. Бакунин, М. А. Федерализм, социализм и антитеологизм [Электронный ресурс] / М. А. Бакунин // М. А. Бакунин. Философия. Социология. Политика. М., 1989. 24 с. URL: https://royallib.com/read/bakunin_mihail/federalizm_sotsializm_i_antiteologizm.html#0 (дата обращения: 11.04.2024)
  3. Мечников, Л. И. М. А. Бакунин в Италии 1864. Из воспоминаний / Л. И. Мечников // Ист. вестник. 1897. No3. С. 807-834
  4. Пирумова, Н. М. Бакунин / Н. М. Пирумова. М. : Изд-во «Молодая гвардия», 1970. 400 с.
  5. Тарле, Е. В. М. А. Бакунин / Е. В. Тарле // М. А. Бакунин: pro et contra, антология. 2-е изд., испр. СПб., 2015. С. 203-210
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее