МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ

МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

158

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (171), Июнь ‘24

Дата публикации 30.05.2024

Поделиться

В данной статье рассматриваются различные методы, которые можно эффективно использовать на уроках истории. Сюда входят как традиционные, так и современные методы, применяемые учителями истории. Обычно методы преподавания применяются для передачи учебных материалов учащимся. Цель применения каждого метода будет ясна специалистам в области образования. Его цель — создать определенные желаемые изменения в поведении посредством применения Знаний в Истории. Это делается в классе между учителем и учениками посредством серии запланированных действий, выполняемых учителем в классе. Эти запланированные мероприятия представляют собой тактику донесения учебной программы до метода обучения.

Мало кто из преподавателей станет отрицать необходимость преподавания истории в наших средних школах, колледжах и университетах. История включает в себя то, что люди сделали и создали в прошлом. Оно включает в себя политику, религию, досуг и общественную деятельность, а также повседневную жизнь. Как люди, мы должны признать историю неотъемлемой частью нашей жизни. Это делает преподавание истории непростой задачей для любого, кто задумывается об этой профессии. Однако в последнее время кажется, что история иногда отходит на второй план по сравнению с другими социальными науками (например, экономикой и политологией). Существует острая необходимость научить учителей истории преподавать. Это означает, что обучение нужно начинать, пока будущие учителя заканчивают обучение. Учитель может использовать несколько методов, чтобы сделать историю более живой. Методы активного обучения, фильмы, библиотечные исследования и историческая художественная литература — все это может быть использовано, чтобы сделать преподавание и изучение истории более активным. Однако независимо от того, какие методы используются, при преподавании истории важно применять гуманистический подход. На основе обзора некоторых последних публикаций по преподаванию истории в данной статье описываются методы преподавания, которые в настоящее время используются для того, чтобы сделать уроки истории более интересными.

1. ВВЕДЕНИЕ
В данной статье рассматриваются различные методы, которые можно эффективно использовать на уроках истории. Сюда входят как традиционные, так и современные методы, применяемые учителями истории. Обычно методы преподавания применяются для передачи учебных материалов учащимся. Цель применения каждого метода будет ясна специалистам в области образования. Его цель — создать определенные желаемые изменения в поведении посредством применения Знаний в Истории. Это делается в классе между учителем и учениками посредством серии запланированных действий, выполняемых учителем в классе. Эти запланированные мероприятия представляют собой тактику донесения учебной программы до метода обучения.

1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ

Метод обучения: Метод обучения – это, прежде всего, научный способ реализации учебной программы с учетом психологических и физических потребностей детей. Эти методы являются средством достижения заранее определенных целей. Фактически, это важнейшее звено в цикле обучения и динамическое явление в обучении.

История: История была «неизменным отчетом о прошлом» (Аристотель). Это «непрерывный процесс взаимодействия историка и его фактов, бесконечный диалог между настоящим и прошлым» (Э. Х. Карр). Проще говоря, это изучение прошлых событий, особенно в человеческих делах.

1.2. НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Сделать тему интересной, актуальной и живой. Например, учитель может использовать лекцию, обсуждение или комбинацию этих методов, чтобы придать красочность преподаванию в классе.
Чтобы избежать монотонности, разные уроки требуют разных подходов к преподаванию. Если учитель всегда будет применять один и тот же метод, это будет монотонно.
Чтобы привести к полному развитию учащегося, будет осуществляться реализация когнитивной, аффективной и психомоторной сфер. Один метод не может привести к такому тотальному развитию.

1.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ХОРОШЕГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

Они должны стремиться привить любовь к работе.
Они должны быть направлены на предоставление ученикам возможностей применять полученные ими знания.
Они должны расширять круг интересов учащихся.
Им следует сместить акцент с вербализации и запоминания на обучение через целенаправленные, конкретные и реалистичные ситуации, а также в научной манере.

2. МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
Помимо традиционного метода лекций существует множество методов преподавания исторических тем. Давайте взглянем на различные методы;


2.1. СТУДЕНТО-ЦЕНТРИРОВАННЫЕ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Одним из предложений является использование методов активного обучения, которые фактически вовлекают учащихся в процесс обучения. Это способ обучения, который предполагает активное вовлечение студентов в изучение материала курса посредством дискуссий, решения проблем, изучения конкретных ситуаций, ролевых игр и других методов. Мак Эндрюс (1991) описывает несколько методов, которые он использует на курсах истории.

2.1.1. Дебаты

Дебаты требуют от учащихся критического анализа определенной исторической проблемы и являются отличным способом показать две стороны картины. Например, учитель истории может предложить ученикам обсудить вопрос: «Кто были арийцами? Где находилась первоначальная родина ариев? «... Сначала класс можно разделить на две отдельные группы. Затем каждой группе следует дать чтение и справочный материал, подтверждающий один исторический взгляд на арийскую проблему. Наконец, две группы вступают в дебаты под руководством учителя. Дебаты помогут студентам мыслить более критично.

2.1.2. Моделирование
Симуляционное обучение — это процесс, в котором учащиеся изучают историческую тему в моделируемой среде обучения (SLE) перед изучением настоящего учебника. В этих средах используются разные сценарии и механизмы, которые отличаются от реальности. Это метод привлечения учащихся к активному участию в образовательном процессе. Студентам необходимо разыграть определенные исторические события, из которых они смогут извлечь исторические уроки. Примером симуляции является разыгрывание классом «Конференций за круглым столом 1931 года», где каждый учащийся имитирует роли исторических личностей, принимавших в этом участие.

2.1.3.. Демонстрация

Еще одним активным методом обучения является использование демонстрации, которая представляет собой «устное изложение исторического вопроса, демонстрирующее случайность и преемственность между прошлым и настоящим». Ожидается, что, используя этот метод, группа учащихся под руководством учителя проведет демонстрацию. Например, при преподавании «Двуполярной политики после Второй мировой войны» ученик в группе становился представителем какой-либо страны, скажем, США или СССР. Затем студенты рассказывали остальному классу о взглядах и политике своей страны.

2.1.4. Метод решения проблем

Это процесс, непрерывная деятельность, в которой мы используем то, что знаем, чтобы открыть то, чего не знаем. Оно предполагает преодоление препятствий путем выдвижения гипотез, проверки этих прогнозов и достижения удовлетворительных решений. Решение проблем включает в себя три основные функции: 
Поиск информации.
Генерация новых знаний
Принимая решения

Это вполне реальная часть учебной программы. Это предполагает, что учащиеся могут взять на себя часть ответственности за собственное обучение и могут предпринимать личные действия для решения проблем, разрешения конфликтов, обсуждения альтернатив и сосредоточения внимания на мышлении как жизненно важном элементе учебной программы. Он предоставляет учащимся возможность использовать недавно полученные знания в осмысленной, реальной деятельности и помогает им работать на более высоких уровнях мышления.

Каждый из этих методов, дополненный соответствующими материалами для чтения, можно использовать на любом уроке истории. Каждый метод действительно вовлекает учащихся в процесс изучения истории.

2.2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ОЦЕНТРИРУЕМЫЕ УЧИТЕЛЕМ

При обучении, ориентированном на учителя, учащиеся все свое внимание уделяют учителю. Учитель говорит, а ученики слушают исключительно. Когда образование ориентировано на учителя, в классе сохраняется порядок. Учащиеся ведут себя тихо, а учитель сохраняет полный контроль над классом и его деятельностью. В самой радикальной интерпретации учителя являются главной авторитетной фигурой в модели обучения, ориентированной на учителя.

2.2.1. Лекционный метод

Лекционный метод обучения – старейший метод обучения, применяемый в образовательном учреждении. Этот метод обучения является одним из каналов передачи информации. Участие студентов в этом методе обучения заключается в том, чтобы просто слушать и иногда при необходимости делать заметки во время лекции, объединять информацию и систематизировать ее. Одна из проблем этого метода — привлечь внимание учащихся в классе. Основным преимуществом лекционного метода обучения является то, что за один урок можно охватить большое количество тем.

2.2.2. Метод рассказывания историй

Истории остаются в памяти людей гораздо дольше, чем факты или статистика. Если учитель станет отличным рассказчиком, он или она может гарантировать, что любая концепция, которую он преподает, запомнится на долгие годы. Рассказывание историй существует столько же, сколько человечество. Это один из наиболее эффективных способов сообщить важную истину другому человеку. Это точка связи между двумя людьми. Оно дает смысл, контекст и понимание в мире, который часто наполнен хаосом и беспорядком. По этой причине преподавателям приходится использовать истории, если они надеются достучаться до своих учеников.

2.2.3. Биографический метод

Биография – это история жизни великого мужчины или женщины, которая может быть интересна обществу. Поскольку важные события меняют жизнь великих людей, историю можно преподавать с помощью биографического метода. Они представлены в хронологическом порядке, чтобы подчеркнуть благородные дела великих людей. Его основными преимуществами являются:
Обеспечение естественного интереса учащихся.
Привитие социальных и моральных добродетелей.
Простой и мотивирующий

В последние годы все больше учителей перешли к подходу, ориентированному на учащихся. Однако некоторые студенты утверждают, что образование, ориентированное на учителя, является более эффективной стратегией. В большинстве случаев учителям лучше всего использовать комбинацию подходов, чтобы обеспечить удовлетворение всех потребностей учащихся. Учитель знает класс лучше, чем кто-либо другой, поэтому учитель сам решит, что лучше всего подходит ученикам.

3.3. МЕТОДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕРВИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Исторические первоисточники – это следы, оставленные в прошлом. Учитель истории может преподавать систематический отчет о прошлых событиях с помощью этих исторических источников. Они классифицируются следующим образом
• Археологические источники
•Литературные источники
• Пероральные источники

3.3.1. Экскурсии к памятникам

Образовательные туры и экскурсии по Индии, которые охватывают исторические и культурные достопримечательности Индии, мы можем посетить удивительные памятники. Здесь мы можем увидеть великолепные форты и дворцы, гробницы и мечети, великолепные храмы и церкви Индии. Это поможет нам узнать об искусстве и архитектуре древних культур. Благодаря этому мы можем увидеть прекрасную скульптуру и резьбу на стенах исторических зданий, поразиться мастерству живописцев и художников, создававших фрески и изображения на стенах пещер и храмов Индии. Изысканная каллиграфия и резьба на памятниках Великих Моголов — удивительные произведения искусства, которые наполнят вас изумлением во время образовательных туров по Индии. Некоторые важные памятники Индии для исторических исследований:
Тадж-Махал, Агра.
Группа памятников, Хампи
Пещеры Аджанты в Аурангабаде.
Комплекс Фатехпур Сикри Фатехпур Сикри.
Группа памятников Махабалипурам. и т. д

3.3.2. Ознакомительные туры в архивы

Архивы, также называемые записями или архивами, хранилище организованной совокупности записей, созданных или полученных публичным, полугосударственным, институциональным или коммерческим предприятием в ходе своей деятельности и сохраненных им или его преемниками. В этих архивах хранятся первичные литературные источники для исторической реконструкции. Источники в архивах можно разделить на:
• Священная литература, такая как Веды, Упанишады, канонические тексты и т. д.
• Светская литература, например, книги по грамматике и медицине, автобиографии и т. д.
•Иностранные и официальные отчеты, такие как отчеты иностранных путешественников в Индию, отчеты британских и Ост-Индских компаний и т. д.

Основные архивы Индии:
•Национальный архив Индии, Калькутта.
• Национальная миссия рукописей, Дели.
• Национальный киноархив Индии, Пуна.

3.3.3. Ознакомительные туры в музеи

Музей – это учреждение, занимающееся сохранением и интерпретацией основных материальных свидетельств существования человечества и окружающей среды. В сохранении этих первичных свидетельств музей заметно отличается от библиотеки, с которой его часто сравнивают, поскольку хранящиеся в музее предметы по большей части уникальны и представляют собой сырье для изучения и исследования. В музеях хранятся богатые надписи, монеты и другие артефакты. Эти эпиграфические и нумизматические источники дают первичные знания о нашей истории. Основные музеи Индии:
• Музей Ганди Смрити, Дели.
• Мемориальный музей Неру, Дели.
• Индийский музей, Калькутта.

Первоисточниками являются исторические материалы, а именно оригинальные документы и предметы, созданные в исследуемое время. Они отличаются от вторичных источников, рассказов, которые пересказывают, анализируют или интерпретируют события, обычно происходящие на расстоянии во времени или месте. Долг учителя истории – познакомить молодых людей с этими уникальными, часто глубоко личными документами и предметами, которые могут дать им представление о том, каково было жить в давно минувшую эпоху. Это поможет студентам анализировать первоисточники, а также пробудит любопытство и улучшит навыки критического мышления и анализа.

2.4. МЕТОДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВТОРИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вторичный источник интерпретирует и анализирует первоисточники. Эти источники удалены от события на один или несколько шагов. Вторичные источники могут содержать изображения, цитаты или графику первоисточников. Для проекта исторического исследования вторичными источниками обычно являются научные книги и статьи. Учебники, журнальные статьи, критические статьи по истории, комментарии, энциклопедии и т. д.

2.4.1. Обучение использованию традиционных библиотек

Библиотека является неотъемлемой частью любого учебного заведения. Традиционно это коллекция книг, используемых для чтения или изучения, либо здание или комната, в которой хранится такая коллекция. Слово происходит от латинского liber — «книга», тогда как латинизированное греческое слово «bibliotheca» является источником слова «библиотека» в немецком, русском и романских языках. В библиотеках хранятся учебники, журналы, художественная литература, статьи и т. д. по историческим исследованиям. Например, важные учебники по истории, которые мы нашли в библиотеках, включают:
• Древняя Индия, Р. К. Маджумдар.
• «История средневековой Индии» Сатиша Чандры «История современной Индии» Бипана Чандры
• Индия после Ганди: история крупнейшей демократии в мире, Рамачандра Гуха

2.4.2. Обучение использованию цифровых библиотек
Цифровая библиотека, также называемая онлайн-библиотекой, интернет-библиотекой, цифровым хранилищем или цифровой коллекцией, представляет собой онлайн-базу данных цифровых объектов, которая может включать текст, неподвижные изображения, аудио, видео, цифровые документы или другие цифровые медиа-форматы или библиотека, доступная через Интернет. Объекты могут состоять из оцифрованного контента, такого как распечатки или фотографии, а также изначально созданного цифрового контента, такого как файлы текстового процессора или сообщения в социальных сетях. Помимо хранения контента, цифровые библиотеки предоставляют средства для организации, поиска и извлечения контента, содержащегося в коллекции. Преимущества цифровой библиотеки:
• Отсутствие физических границ. Пользователю цифровой библиотеки не нужно физически ходить в библиотеку. Люди со всего мира могут получить доступ к одной и той же информации, если доступно подключение к Интернету.
• Круглосуточная доступность. Главным преимуществом цифровых библиотек является то, что люди могут получить доступ к информации 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
• Множественный доступ. Одни и те же ресурсы могут использоваться одновременно несколькими учреждениями и покровителями.
•Сохранение и консервация. Оцифровка не является решением для долгосрочного сохранения физических коллекций, но позволяет обеспечить доступ к копиям материалов, которые в противном случае пришли бы в упадок в результате многократного использования. Оцифрованные коллекции и изначально цифровые объекты создают множество проблем с сохранением и консервацией, которых нет у аналогичных материалов.
• Пространство. В то время как традиционные библиотеки ограничены местом для хранения, цифровые библиотеки могут хранить гораздо больше информации просто потому, что для хранения цифровой информации требуется очень мало физического пространства, а технологии хранения мультимедиа более доступны, чем когда-либо прежде.

2.5. МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПОСРЕДСТВ

Учебное пособие – это все, что используется учителем, чтобы помочь преподавать урок или сделать его более интересным для учащихся. Учебные пособия могут быть практически в любой форме. Наиболее распространенными являются изображения, видео, диаграммы, карточки и объекты, например трехмерные модели или развивающие игрушки. Термин «учебное пособие» используется для обозначения таких материалов как дополнения к основному обучению (например, обучение посредством лекций). Учебные пособия предназначены для вовлечения учащихся в изучаемую тему. Хотя учебные пособия иногда больше связаны с начальным школьным обучением, их можно использовать на любом уровне образования и по каждому предмету. Учебное пособие не следует путать с помощником учителя, который помогает учителю в классе.

2.5.1. Графические средства

Это двухмерные материалы, не имеющие глубины, которые четко передают факты, идеи и отношения посредством слов, линий, рисунков, символов и изображений. Графические пособия могут служить многим образовательным целям при групповом обучении от 20 до 30 студентов. Они включают:Диаграммы. Блок-схемы, организационные диаграммы родословных полезны на уроках истории.
• Карты – это плоское изображение земной поверхности, передающее информацию с помощью линий, символов, цветов и т. д. Политические карты, исторические карты и т. д. полезны на уроках истории.
• Графики — визуальное представление данных. Линейный график, гистограмма, круговая диаграмма полезны на уроках истории.
• Временные рамки – используются для пояснения временных отношений, для соотнесения событий с основными периодами времени и для связи событий в одной стране с событиями в другой. Картинки – фотографии и иллюстрации в учебнике повышают интерес и поясняют сложные идеи.
• Мультфильмы – передают идею посредством карикатуры, юмора, стереотипов, сатиры и т. д.
• Плакаты – передают одну идею таким образом, чтобы ее можно было уловить с первого взгляда.

Они помогают визуализировать абстрактные понятия, которые трудно понять — понятия размера, скорости роста, внутренней структуры объекта или машины и т. д.
Более того, это уменьшает количество устных разговоров и помогает давать четкие объяснения; наглядные изображения в диаграммах, графиках, диаграммах и плакатах, сокращайте слова. Он также представляет информацию в систематическом виде. Поскольку большинство из них являются формальными помощниками, они должны быть очень систематическими и организованными.

2.5.2. Доски дисплея

Ниже приведены основные доски, используемые на уроках истории:
• Меловая доска. Используйте ее для перечисления материалов для чтения, записи заданий, подведения итогов обсуждения и т. д.
• Доска объявлений. Само название подразумевает место для бюллетеней, новинок, объявлений и разнообразных интересных статей.
• Фланелевая доска — помогает последовательно представлять события или идеи по мере развития истории, представления отчета, проведения демонстрации и т. д.
• Магнитная доска. Маленькие магниты прикрепляются к предметам, изображениям, вырезкам и другим предметам, чтобы удерживать их на тонком железном листе, из которого изготовлена ​​эта доска.
• Peg Board – используется для объединения плоских и трехмерных материалов, причем последний поддерживается специально изготовленными крючками и зажимами.
2.5.3. Трехмерные средства

Ниже приведены основные средства отображения 3D, используемые на уроках истории:
• Модели – это 3D-изображение реальной вещи.
•Реалии. Это означает реальные вещи или артефакты, включая образцы, предметы из музеев и т. д.
• Диорамы. Это сцены, воссозданные в перспективе с использованием 3D-моделей для изображения действия.
•Панорамы. Это широкие сцены, в которых используются модели для изображения темы, которая не обязательно находится в перспективе.
• Глобус – это точное изображение земной поверхности.

2.5.4. Аудио-визуальные средства

Ниже приведены основные средства отображения 3D, используемые на уроках истории:
•Телевидение – оно транслирует учебные программы для поддержки обучения в классе.
• Видеоотводы. В 20-м году нашей эры с их помощью можно было легко хранить инструкции для многократного использования.
•Радио. Несмотря на непопулярность телевидения, многие радиостанции продолжают транслировать образовательные программы. Компьютер с Интернетом – неотъемлемая часть современного образования.
• Мобильный телефон с доступом в Интернет (смартфон). Электронное обучение произвело революцию с появлением смартфонов.

2.5.5. Прогнозируемые средства помощи

Ниже приведены основные средства отображения 3D, используемые на уроках истории:
•Фильмы. Использование фильмов в качестве инструмента исторического преподавания остается незамеченным. Кинохроника, пропагандистские фильмы, телевизионная реклама и исторические документальные фильмы могут помочь нарисовать осмысленную картину прошлого. Такие фильмы, как «Ганди» (1982), «Легенда о Бхагате Сингхе» (2002), «Нетаджи Субхаш Чандра Бос: Забытый герой» (2005) и другие, полезны в преподавании истории.
•Проекторы – проекторы над головой позволяют учителю проецировать материал, глядя на класс, тогда как непрозрачный проектор уникален тем, что он проецирует изображение непрозрачных материалов на экран/стену/классную доску.

2.6. ДРУГИЕ МЕТОДЫ

Существует также множество других методов, помимо упомянутых ранее, чтобы сделать уроки истории более интересными.

2.6.1. Метод проекта

Проектный метод обучения развился из философии прагматиков. Это стратегия, ориентированная на опыт и связанная с жизненной ситуацией. Эта стратегия обучения направлена ​​на социализацию ребенка и достижение когнитивных, аффективных и психомоторных целей. Эта стратегия обучения основана на следующих принципах: полезность, готовность, обучение на практике, социализация, междисциплинарный подход и т. д.

2.6.2. Метод взаимного обучения

Репетиторство или преподавание – один из лучших способов освоить конкретный предмет. Это метод обучения, при котором студент инструктирует другого студента, при этом первый будет экспертом, а второй - новичком. Это дает возможность учащемуся учиться, не завися от учителя, а учителю-ученику снова пересматривать тему, исходя из убеждения, что «учить — значит учиться дважды» (Коллинз).

2.6.3. Метод назначения

Этот метод обучения является наиболее популярной формой личностно-ориентированного обучения. Задания могут включать эссе, исследовательские работы, устные презентации, проекты, лабораторные работы или совместную учебную деятельность. Используя метод заданий, учитель создает задание с четкими инструкциями, этапами и критериями оценки, основанными на результате, которого должны достичь учащиеся. Учитель контролирует и консультирует учащихся во время работы над заданием, а также предоставляет обратную связь, которая побуждает учащихся совершенствоваться.

2.6.4. Метод контролируемого исследования

Обучение под наблюдением означает переход от массового обучения к индивидуальному или групповому обучению. Обучение под наблюдением представляет собой практический метод обучения учащихся тому, что
учиться и как учиться, а также привести учеников в тесный контакт с учителем и процессом обучения.
Классы обычно состоят из разнородных групп с одаренными, средними и ниже среднего учениками в каждом классе. Таким образом, учитель не может учитывать индивидуальные различия. Эту ситуацию можно исправить с помощью контролируемого исследования.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ни один из описанных здесь методов обучения не окажет влияния на учащихся, если их не обучают с гуманистической точки зрения. История должна быть представлена ​​таким образом, чтобы учащиеся могли связать ее со своей жизнью и найти в ней смысл. Марроу (1982/83) говорит нам, что наше преподавание истории должно включать признание и положительное подкрепление учащихся в классе. Учителя и учащиеся должны работать вместе, чтобы отвечать на вопросы и решать проблемы. Основная цель – привлечь студентов. Если бы учителя истории представляли себя сокурсниками, а не экспертами, класс стал бы более гуманным местом. Далее Марроу предполагает, что «адаптация курса с учетом многообразия учащихся… является важным компонентом использования гуманистического подхода». Этот подход, используемый в сочетании с некоторыми из упомянутых методов, делает историю гораздо более интересной как для студентов, так и для учащихся. учителя.

Список литературы

  1. Бхатия Р.Л. Преподавание истории (1-е изд.). Дели: Издательство Surjeet, 2002
  2. Сридхаран Э. Руководство по методологии исторических исследований, Тривандрам: Центр южноиндийских исследований, 2007
  3. Нушад П.П., Судхишкумар П.К. Социальные исследования в классе: тенденции и методы (2-е изд.), Каликут: Издательство Скорпион, 2011
  4. Мангал С.К., Мангал Ума. Преподавание социальных наук, Дели: PHI Learning Pvt Ltd., 2001
  5. Сивараджан К., Туласидхаран Т.В., Виджаян Н.К. Социально-научное образование: методология преподавания и педагогический анализ, Каликут: Центральный кооперативный магазин Университета Каликута, 2011
  6. Аггарвал Дж. К. Преподавание социальных наук: практический подход (4-е изд.), Нью-Дели: Vikas Publishing House Pvt Ltd, 2007
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее