Человек и социум устроены так, что стремятся к постоянному развитию, росту и прогрессу. Говоря о различного рода организациях и сообществах, чаще всего ориентируются на качественное развитие численный рост и открытие новых «филиалов». Христианские сообщества не исключение. Ведь сам основатель христианства Иисус Христос в завершении своего земного служения дал вполне ясное недвусмысленное поручение о миссионерстве. Так апостолы продолжили дело своего учителя, открывая новые церкви по всему лицу земли. Фактически, именно в этом заключалась их миссия – обращать людей в христианство из всех народов воспитывать, учеников, и в большей степени это осуществлялось именно через основание новых церквей.
Вместе с тем, стоит заметить, что в различные исторические эпохи темпы роста христианской церкви и умножение численности общин варьировались в зависимости от многих факторов. Одним из таких факторов являлась степень сфокусированности церкви на миссионерстве. Более того, очень часто на местах возникает серьезная проблема – если в реальности община не имеет видения о миссионерстве и основании новых церквей, если община сфокусирована только на своём самобытном функционировании, то рано или поздно данное сообщество оказывается неподготовленным к серьезным вызовам. В результате этого появляются расколы и разделения церкви (это точно не путь созидания и не путь органичного роста церквей и их естественного умножения).
Актуальность данного опасения довольно ярко отражена в правовом поле Российского законодательства. Так, например Федеральным Законом «О свободе совести и религиозных объединениях» в Российской Федерации смена учредителей в религиозной организации не предусмотрена [7]. Об этом в свою очередь высказывалось Правовое управление Московской Патриархии Русской Православной Церкви: «Свободный выход из состава учредителей религиозной организации может противоречить уставу и внутренним установлениям таких организаций и, как следствие, привести к расколу... Свободный выход учредителя (учредителей) такой религиозной организации может привести к её ликвидации»[4].
Осознавая всю серьёзность данного вопроса, в данном исследовании мы сконцентрируемся на главной направленности церкви, потому что, на наш взгляд, именно от этого напрямую зависит, будет ли община раскалываться или умножаться в созидании.
Цель данной работы – исследовать, проанализировать и систематизировать основные подходы к функционированию христианских сообществ, которые проявляются в объекте сфокусированности этих сообществ. Данные подходы мы будем рассматривать с позиции прямого влияния на способность к естественному умножению христианского сообщества. Практическая значимость результатов данного исследования заключается в том, что, проанализировав состояние конкретной общины, исследователь-практик сможет не только определить реальную модель функционирования общины, но и наметить необходимые изменения и подготовку. Это необходимо для того, чтобы в результате грамотных действий и реформ исследуемое сообщество стало способным к естественному умножению.
В рамках данной работы под христианским сообществом мы понимаем религиозную общину той или иной конфессии или деноминации. Вместе с тем, это может быть как малая группа в рамках конкретной общины или прихода, или цельная отдельно взятая община.
Поскольку большая часть принципов, о которых будет говориться в данной работе, может найти своё практическое применение в христианских сообществах разных конфессий и деноминаций, в сообществах разных организационно-правовых форм и размеров, то целесообразным, на наш взгляд, является отсутствие ограничений организационно-правового и конфессионального характера.
Прежде чем мы перейдём к описанию трёх основных моделей функционирования общин, внесём ясность относительно понятия естественного умножения сообщества. Вопросом умножения церквей и учеников занимались и занимаются многие исследователи и священнослужители церкви. Это и зарубежные специалисты: Фрэнсис Чен, Нейл Кол [6], Фрэнк Виола [3], Майкл Фрост, Давид Уотсон [14], Том Джонс [8], движение «Коммунитас» [16] и другие. И также российские исследователи: движение церквей «Дом Отца» (в частности Амир Усмонов [15], Владимир Зуев, Сергей Сипко [11]), Евгений Бахмутский [1], Влад Трескин [13] и другие.
Говоря об умножении как о естественном процессе развития и функционирования сообщества (церкви, общины, прихода, малой группы и пр.), для начала необходимо обозначить разницу между принципом умножения и сложения. Описывая модель процесса сложения, Амир Усмонов пишет: «происходит прибавление новых, но также происходит и естественный отток старых. В результате мы получаем минусовой баланс. Закон простой: всё, что слагается, будет стагнировать и умирать» [14, с. 45-46]. Когда в общину приходят новые люди, она увеличивается числом, когда в централизованную религиозную организацию входит новая община, организация также увеличивается, но всё это пока ещё сложение. Для того, чтобы запустился принцип умножения, необходимо, чтобы новые члены сообщества стали продуктивными, стали рождать новых учеников, новые группы, новые церкви. А. Усмонов, являющийся одним из лидеров движения умножающихся учеников, говорит об этом так: «рождение всего одного ребёнка в семье приведет к тому что, род умрёт. И только родив троих детей и увидев внуков и правнуков, мы запускаем неконтролируемую геометрическую прогрессию, которую не могут остановить войны и эпидемии» [15, с. 46].
Говоря о естественном процессе умножения, мы прежде всего имеем ввиду то, что новые члены сообщества, будь то отдельный ученик, малая группа или община, сами становятся продуктивными, «рождая» себе подобных, воспитывая новых учеников, образуя новые группы и основывая новые общины. Например, если община раскололась и теперь стало две общины вместо одной – это не умножение. Если в общину стало приходить много людей, которые уже не вмещаются в привычном помещении, и открывается второе собрание, или, быть может, даже вторая община, это тоже еще не умножение. Но, когда община целенаправленно воспитывает лидеров, учеников, служителей, подготавливая людей к естественному процессу умножения, и в результате этого открывается новая самостоятельная здоровая церковь, которая спустя определенное время сама начнёт насаждать новые церкви, которые также в свое время будут основывать новые общины и этот процесс не будет конечным – это умножение. Миссионерская стратегия «привести человека на богослужение», чтобы он стал приходить каждое воскресенье – это сложение. Но стратегия, заключающаяся в том, чтобы воспитать ученика, который также будет воспитывать учеников уже в своём окружении, – это умножение.
Исходя из вышеописанного понимания миссионерских стратегий сложения и умножения и в зависимости от направленности христианских сообществ, в процессе данного исследования нами были выделены три основных подхода к развитию общины, три типа функционирования сообществ. В данном исследовании мы не претендуем на исключительность данной классификации, поскольку в зависимости от критериев отбора, можно произвести ещё более детальную классификацию, но исходя из целей и предмета исследования, целесообразным мы считаем выделить именно эти три подхода к функционированию христианских сообществ, которые и опишем ниже.
Первую модель функционирования христианского сообщества можно условно назвать «общиноцентричность». Название этого подхода говорит само за себя. Сообщество сфокусировано исключительно на внутренних нуждах и запросах. Может показаться, что данный подход совершенно исключает миссионерскую деятельность, но это не так. Миссионерство есть в таких сообществах, но выражается оно в основном в призывах «приходите к нам». На сегодняшний день в Российской Федерации, вероятно, это наиболее распространенный подход. Ведь это даже находит своё отражение нормативно-правовых актах. Так например, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» следующим образом определяет миссионерскую деятельность: «миссионерской признаётся деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своём вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения» [7].
Как видно из данного определения, целью является именно вовлечение людей в конкретное объединение. Это именно то, о чём мы говорим: «Приходите к нам!» Для многих это вполне удобная модель. Есть конкретное место, время. Собираются последователи христианского сообщества, и человек, не являющийся участником религиозного объединения, в принципе может знать, когда и где проходят богослужения, встречи, мероприятия. Христианское сообщество, например, церковь или малая группа, открыты для новых посетителей, прихожан. В этом подходе всё нацелено на удовлетворение нужд общины и на привлечение верующих людей в собрание. Людям предлагается то, что они ищут. Это может быть определённый музыкальный стиль, богослужения, шоу, детские занятия, литургия и прочее. Евгений Бахмутский, пастор, основатель Русской Библейской церкви и автор книги «Евангелие в городе», описывая подобный подход к развитию церкви в России, называет его завлекательно- развлекательным, и добавляет: «церкви борются между собой, чтобы «купить» воскресное утро верующих людей, предлагая им что-то более привлекательное» [1, с. 212]. Конечно, общиноцентричный подход не обязательно означает только развлечения и потребительство. Другой версией этого же подхода является евангелизационный. Евгений Бахмутский, описывая ситуацию когда пасторы смущаются, что их церковь не развивается эффективно и жизнь общины замыкается на внутренних нуждах и церковных собраниях, говорит: «они начинают пытаться... перестроить жизнь церкви, ориентируя её на привлечение неверующих в свои собрания... Пасторы меняют воскресные богослужения, подстраивая их под неверующих... Церковь становится религиозной площадкой общения или клубом по интересам» [1, с. 212]. И, хотя в этой разновидности функционирования церкви, вроде бы в центре не община, а евангелизм, всё же конечной целью является увеличение численности данной общины. Всё снова сводится к принципу «Приходите к нам, у нас хорошо».
Конечно, участники данного сообщества могут быть настоящими самоотверженными христианскими служителями. Церкви такого типа могут придерживаться вполне здравого богословия по ключевым вопросам христианского вероучения. В таких общинах может присутствовать очень располагающая атмосфера принятия, каждый может чувствовать себя своим, «как дома». Чаще всего такого типа общины являются своего рода профессионалами в проведении внутрицерковных мероприятий и богослужений. Но в таких общиноцентричных сообществах практически исключено умножение. Церкви такого типа могут расти за счёт новых прихожан, за счёт того, что будут рождаться дети, которые будут оставаться членами этой общины. Но сфокусированность общины на самой себе фактически исключает естественное умножение данного сообщества.
Вторую модель функционирования христианского сообщества можно назвать «экстраверсией». Буквально это слово означает «направленность вовне». На практике это общины, ключевым слоганом которых является «идите». Стоит признать, что сам слоган в принципе взят из Великого Поручения Иисуса Христа: «Итак идите научите все народы...» (Матфея 28:18-20). Церковь такого типа большей частью сфокусирована на евангелизации окружающего мира. И это не просто момент приглашения людей в церковь, но, напротив, церковь сама идёт к людям. Члены христианского сообщества довольно активно становятся частью различного рода групп, объединений, кружков, светских сообществ. И, находясь там, они проявляют христианский характер, показывают христианский образ жизни на практике, служат добром и распространяют евангельскую весть естественным способом. Это вполне органичный способ проповеди Евангелия через естественные социальные связи. Главной целью данного подхода является не столько приглашение людей в церковь, сколько создание из них нового миссионального сообщества там, где они уже находятся. К сильным сторонам данного подхода следует отнести его органичность и естественность. У каждого человека есть естественное окружение. И, если каждый христианин принесёт евангельскую весть, явленную не только в словах, но и в делах, в своё окружение, то прямо там, в этом светском сообществе, зародится новая христианская группа, которая впоследствии сможет стать полноценной церковью.
При таком подходе полезней и эффективнее будет не просто пригласить друга, приятеля на богослужение или другое христианское мероприятие, но самому пойти в его сообщество, и начать там новую группу (например, группу изучения Библии). Противники данного подхода в качестве своих аргументов часто используют возможную слабую общинность и недостаточную богословскую подготовленность членов таких сообществ. Причиной таких возможных отклонений может являться то, что сообщество сфокусировано не на своей внутренней жизни, а направлена вовне. Но поскольку данные общины возникают в естественных уже существующих группах людей, то и общинность при правильном подходе будет не только сохранена, но и преуспевать. Из практики мы видим, что чаще всего такие сообщества не очень большие по размеру, но более функциональны и естественнее умножаются, поскольку насаждаются в естественных сообществах. Уровень теологической подготовленности членов таких общин напрямую зависит от того, какое внимание уделяется богословско-преподавательской работе в данных группах. Такие общины могут собираться не только в храмах, но и в домах, на парковках, в различного рода клубах, на пляжах. В каком-то смысле это «церкви без стен».
Третью модель функционирования христианского сообщества можно назвать «гибридной», поскольку она будет и экстраверсивна, и общиноцентрична. Такие общины стремятся сохранить здоровый баланс между внутриобщинными и внешними целями и задачами. Такие церкви направлены на духовное формирование зрелых служителей-наставников, на подготовку людей, которые будут «светом миру» (Матфея 5:14-15) везде, где бы они ни находились. В своей книге «Евангелие в городе» Е. Ю. Бахмутский, описывая основные подходы к развитию церкви в России, одним из таковых выделяет «общинный». И, хотя у этого автора несколько иная терминология, в сущности речь именно об этом подходе, который мы назвали гибридным. Бахмутский пишет, что такой путь «сформирует тружеников Евангелия и осуществит реальное благовестие» [1, с. 213]. Из этого ясно видно что речь не об общиноцентричном подходе, а именно о таком механизме, при котором «основным инструментом в деле духовного формирования людей станут служители-наставники» [1, с. 213]. И соответственно, количество таких людей в церкви пропорционально скорости роста и развития общины. Чем больше в церкви будет духовно зрелых и духовно здоровых людей, тем быстрее она будет расти. Такие люди будут естественным образом проповедовать Евангелие, служить, будут самыми эффективными миссионерами, в тех сообществах, где они уже находятся. И тогда получается, что из здоровой общиноцентричности естественным образом вытекает адекватная экстраверсия. В этом и есть преимущество гибридного подхода.
Фактически, изучая послания апостола Павла, мы встречаем именно такой подход, хотя, конечно, апостол не называет его гибридным. В послании к Ефесянам Павел говорит, что Бог поставил служителей (апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей) с определённой целью. И, хотя русский синодальный перевод наталкивает нас на мысль, что именно эти особые служители поставлены на дело служения, чтобы совершенствовать святых, чтобы созидать общину («И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф. 4:11-12)), более внимательное изучение греческих текстов и других русских переводов приводит нас к выводу, что задачей этих служителей является приготовление людей Божьих к служению. Например, «чтобы приготовить святых к делу служения, для созидания тела Христа» (Новый русский перевод) [9], «Он сделал это, чтобы подготовить людей Божьих к служению ради укрепления тела Христа» (перевод Библейской Лиги ERV) [9], «для усовершенствования святых к делу служения, на созидание Тела Христова» (перевод еп. Кассиана) [9], «их задачей является снабдить Божий народ всем необходимым для совершения служения, созидающего тело Мессии» (Еврейский Новый Завет в переводе Давида Стерна) [12, с. 304]. Греческое слово, которое в русском синодальном тексте переведено как «совершению» («к совершению святых»), буквально означает снаряжение, квалификацию. Это слово было медицинским термином, обозначавшим вправление кости. Фактически, Павел описывает некое динамическое действие, с помощью которого люди приводятся в подобающее состояние [10, с. 687]. И это приводит к развитию обшины, церкви, сообщества. Согласно Павлу, служители нацелены на то, чтобы снарядить каждого христианина на дело служения. Это совсем не общиноцентричный подход, при котором есть определённый класс первоклассных служителей в общине, а основной задачей людей в этом сообществе является собственный рост, благовестие же сведено к фразе «Приходите к нам, мы вас научим!»
В модели апостола Павла более зрелые христианские служители подготавливают, помогают возрастать и духовно формироваться другим христианам, чтобы они стали эффективными служителями, принося свет Евангелия Христова именно туда, где они уже находятся, или ещё придут. И хотя Павел был апостолом, миссионером, благовестником, его подход нельзя назвать экстраверсией, потому что он сфокусирован одновременно и на внутренних задачах формирования зрелых христианских служителей-наставников и на внешней задаче достижения этого секулярного мира Евангелием.
Более того, мы считаем, что внимательное и глубокое изучение Писания приводит нас к выводу о том, что именно этот подход, который мы назвали гибридным, и является самым естественным и органичным для любого христианского сообщества. Если мы вспомним первые дни существования христианской церкви, которые описаны во второй главе книги Деяния апостолов, мы увидим, что здоровая общинность первой церкви привела её не только к качественному росту, но и количественному. Результаты не заставили долго ждать, и автор книги Деяния, Лука пишет: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к церкви» (Деян. 2:47).
Дальнейшее внимательное наблюдение за жизнью ранней церкви позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, даже когда на церковь обрушились гонения, апостолы не бросили иерусалимскую церковь, но продолжили заниматься её укреплением и формированием. И, хотя некоторые богословы критикуют апостолов, говоря, что это им Иисус заповедал идти во все народы, тогда как они остались сидеть в Иерусалиме, всё же мы видим очевидные плоды служения. В результате их труда, рассеявшиеся от гонения другие ученики разошлись по разным местам Римской империи, неся проповедь Евангелия в другие народы (Деян. 8:1, 11:19-20). В определённом смысле слова – это победа, церковь продолжила расти и развиваться, и в это были вовлечены рядовые верующие, простые христиане, не только избранные Христом апостолы из числа 12. Они не просто остались сидеть в Иерусалиме и говорить: «Приходите к нам, у нас есть 12 апостолов, которые всему вас научат и всё расскажут!». Напротив, обычные христиане, чьих имён мы даже и не знаем, стали настоящими служителями, основателями новых церквей, миссионерами.
Итак, в рамках данного исследования, нами были выделены три типа функционирования христианских сообществ: общиноцентричность, экстраверсия и гибридная модель. Определённо, у каждого из них есть свои плюсы и минусы, есть свои сильные и слабые стороны. Каждая из упомянутых моделей по-своему эффективна. И, вероятно, община в разные периоды своего развития может относиться к одному или другому типу. Но, говоря именно о естественном умножении, и о том, как сфокусированность христианского сообщества влияет на его умножение, рост и развитие, наиболее гармоничным органичным и библейским точным, на наш взгляд, является именно гибридный подход который позволяет сообществам естественным образом умножаться, потому что при этом подходе присутствует как здоровая общиноцентричность, так и адекватная продуктивная экстраверсия (направленность вовне).
Результаты данного исследования, на наш взгляд, могут быть полезными для конкретных христианских общин. Руководители общин, исследователи и просто неравнодушные христиане могут, внимательно проанализировав состояние своей общины, утвердиться, что они на правильном пути и усилить его, или наметить необходимые изменения, подготовку или инновации, направленные на движение в сторону более органичной модели функционирования общины, которая приведёт к умножению и естественному росту сообщества.
Список литературы
- Бахмутский, Е. Евангелие в городе / Е. Бахмутский. – СПб : Библия для всех, 2022. – 240 с.
- Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издание Московской Патриархии, 1990. – 1372 с.
- Виола, Ф. Как найти живую церковь. Книга о том, как основать и укреплять настоящую христианскую общину / Ф. Виола. – Ирпень : Ассоциация «Духовное возрождение», 2010. – 293 c.
- Выход участника из религиозной организации \ 2024 год \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/law/podborki/vyhod_uchastnika_iz_religioznoj_organizacii/ (дата обращения: 16.05.2024)
- Как выйти из состава учредителей местной религиозной организации? :: Министерство юстиции Российской Федерации : [сайт]. – URL: https://minjust.gov.ru/ru/appeals/faq/477/ (дата обращения: 16.05.2024)
- Кол, Н. Органическая церковь / Н. Кол. – Б. м. : Издательство «Феникс», 2013. – 276 c.
- О свободе совести и о религиозных объединениях : [сайт]. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102049359&rdk (дата обращения: 16.05.2024)
- Основание церквей от А до Я / Под ред. Джонса Т. – М.: ЕХЦАП, 2011
- Послание к Ефесянам 4:12 — Еф 4:12 : [сайт]. – URL: https://bible.by/verse/56/4/12/ (дата обращения: 16.05.2024)
- Роджерс-младший, Клеон Л. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета / Клеон Л. Роджерс-младший, Клеон Л. Роджерс III. – СПб : Библия для всех, 2001. – 1007 с.
- Сипко, С. Ю. Созидание новой церкви через приобретение учеников // Как умножать учеников и церкви. Опыт движения «Дом Отца». Б.м.: Миссия Евразия, 2020. С. 5-8
- Стерн Д. Еврейский Новый Завет в переводе и комментариях Давида Стерна. Б.м.: Шамаш, 1989. – 456 с.
- Трескин, В. Рождение общины: Дорожная карта основания церкви / В. Трескин. – Самара : Благая весть, 2022. – 240 с.
- Уотсон Д. Вирусное ученичество. Как вести других в путешествие, полное открытий / Д. Уотсон, П. Уотсон. – Б.м.: 2021. – 300 с.
- Усмонов, А. Умножение учеников // Как умножать учеников и церкви. Опыт движения «Дом Отца». Б.м.: Миссия Евразия, 2020. С.45-49
- International Church Planting | Mission Equipping Organization : [сайт]. – URL: https://gocommunitas.org/ (дата обращения: 21.05.2024)