Опираясь на законодательство Российской Федерации, научную литературу и законодательство зарубежных стран, по поводу обозначения такого термина как коррупция было написано немало. Однако, коррупция как явление не имеет универсального и точного определения. Системный подход позволяет определить принадлежащие коррупции уникальные черты.
Анализируя историю и многовековой характер данного негативного явления, можно сделать вывод что логичнее всего считать, что коррупция неразрывно связана с социальными процессами общества, тем не менее, следует учитывать политические, демографические, национально-психологические и этнические особенности государства.
Обычно, под коррупцией принято понимать использование служебного положения для получения личной выгоды. Она может принимать различные формы, включая подкуп, взяточничество, вымогательство, мошенничество, кумовство, конфликт интересов и злоупотребление властью.
Коррупция может происходить на различных уровнях и в различных секторах общества, включая политику, бизнес, госслужбу и правоохранительные органы. Ее последствия могут быть очень серьезными: снижение доверия к государственным и общественным институтам, ухудшение качества услуг, экономический ущерб, нарушение прав и свобод граждан и даже подрыв демократических процессов.
Основными мерами борьбы с коррупцией являются прозрачность и подотчетность в действиях государственных органов и их представителей, усиление законодательной и судебной базы, а также повышение осведомленности и участия общественности в процессах контроля и мониторинга.
К сожалению в современном мире коррупция имеет место быть в каждой стране и государстве, однако способы, методы и подходы по снижению её уровня весьма отличаются, о чём свидетельствует составляемый международной неправительственной организацией Transparency International показатель с целью отражения оценки уровня восприятий коррупции экспертами и предпринимателями по стобалльной шкале.
По состоянию на 2023 год, такие страны как Дания (1 место), Финляндия (2 место) и Новая Зеландия (3 место) - являются лидерами, как страны с наивысшим индексом восприятия коррупции, 90, 87 и 85 соответственно.
Дания постоянно оказывается в топе стран с наименьшей степенью коррупции, что подтверждается отчетами международных органов, включая «Transparency International». Датский парламент, общественность и средства массовой информации активно следят за любыми признаками коррупционных нарушений, которые часто становятся темой для обсуждений в обществе и в парламенте после их освещения в прессе.
Полиция занимается расследованиями коррупционных дел внутри страны, кроме международных преступлений, рассмотрение которых относится к компетенции специализированной прокуратурой по экономическим преступлениям. По датскому Закону о полиции, любой гражданин может, в том числе анонимно, сообщить в правоохранительные органы о своих подозрениях в коррупции. В Уголовном кодексе Дании фиксируются меры антикоррупционной борьбы, включая уголовную и административную ответственность за злоупотребление служебным положением как частными, так и юридическими лицами для получения материальных и нематериальных выгод, а также за их подкуп.
В Дании на данный момент действует более 20 законодательных актов, направленных на борьбу с коррупцией. Особенно значимым стал закон, принятый в 2002 году. Этот закон обязывает всех членов датского правительства разглашать информацию о своих доходах и активах.
Уголовный кодекс предусматривает уголовную и административную ответственность за коррупционные правонарушения для государственных служащих, так и для частных лиц. В основном законы нацелены на превентивные меры использования служебного положения в целях извлечения личной выгоды. Также разработаны правила относительно декларирования всех доходов членами правительства. Следует отметить, что открытые механизмы всех финансовых операций и довольно широкое законодательное регулирование по вопросам связанных с конфликтом интересов способствуют значительному уменьшению риска проявления коррупции.
Также в Дании присутствуют разнообразные государственные институты для борьбы с коррупцией, которые включают в себя уполномоченные на это полицейские подразделения и прокуратуру, которые занимаются непосредственно преступлениями в сфере экономики.
Культурные и социальные аспекты, влияющие на коррупцию: В Дании существует культура высокой социальной ответственности и доверия к государственным учреждениям. Это усиливается за счет обширных социальных гарантий, образовательных и медицинских возможностей для всех слоев населения, что снижает стимулы к коррупционному поведению. Открытость и прозрачность государственного управления, а также активное участие СМИ и общественности в контроле за действиями чиновников способствует снижению коррупции. Кроме того, общественные и профессиональные стандарты и кодексы этики, принятые в различных организациях, устанавливают четкие ожидания в отношении этического поведения и неприемлемости коррупции.
Финляндия создала условия, при которых коррупция сложно укореняется. Финское общество характеризуется стабильностью и отсутствием острых политических расколов. Социальное неравенство в стране минимально, а крайняя бедность отсутствует, большая часть населения принадлежит к среднему классу, что способствует безопасной и предсказуемой жизни.
Одним из ключевых элементов, препятствующих коррупции в Финляндии, является хорошее финансовое и социальное обеспечение чиновников. В разных странах коррупция часто связана с финансированием политических партий. В Европе многие государства установили ограничения на объем частных взносов в предвыборные кампании.
Причины низкой коррупции в Финляндии:
Судебная система, независимая от исполнительной власти, процесс проведения честных и свободных выборов, минимальное вмешательство государства в экономику страны, контроль за действиями чиновников осуществляется канцлером юстиций и парламентским уполномоченным по правам человека, достойные зарплаты и социальные гарантии для государственных служащих, неподвластные влиянию независимые средства массовой информации. Граждане Финляндии активно участвуют в общественной жизни и уверены в том, что их мнения будут учтены при принятии важных решений.
В Финляндии систему органов, занимающихся противодействием коррупции, составляют Министерство юстиции, Национальное бюро расследований, Генеральная прокуратура. Деятельность перечисленных органов направлена на противодействие коррупции преимущественно в государственном секторе. Положения о борьбе с коррупцией содержатся в Уголовном кодексе Финляндии и Законе «О государственной службе».
Новая Зеландия успешно борется с коррупцией, что отчасти обусловлено небольшим числом населения страны. Однако основным фактором является тщательно организованная работа по противодействию коррупционным нарушениям. Страна регулярно занимает высокие позиции в международных рейтингах как одна из наименее коррумпированных стран благодаря прозрачным институтам и строгому соблюдению законов. Благоприятная регуляторная среда упрощает ведение бизнеса, включая оперативное получение лицензий и государственных услуг, часто за один день.
Закон о преступлениях и Закон о тайных комиссиях, категорически запрещают активный и пассивный подкуп как в частном, так и в государственном секторах. Варьирование наказаний от штрафов до тюремного заключения усиливает сдерживающий эффект. Согласно Кодексу поведения Комиссии по государственным услугам, государственные служащие не имеют права запрашивать или принимать подарки.
Например, статья 2 закона о тайных комиссиях интерпретирует вознаграждение как ценное вознаграждение любого рода; и, в частности, включает скидки, комиссионные, скидки, бонусы, вычеты, проценты, трудоустройство, выплату денег (в виде займа, подарка или каким-либо иным образом), а также воздержание от требования каких-либо денег или ценных вещей. Также Министерство юстиции выделило примеры политики мошенничества и коррупции. Министерство не терпит мошеннического или коррупционного поведения и придерживается политики нулевой терпимости к выявленным действиям или инцидентам, связанным с мошенничеством и коррупцией.
Нулевая терпимость в Министерстве означает:
- Все случаи подозрений в мошенничестве или коррупции будут тщательно расследованы с принятием соответствующих мер.
- Все подтвержденные мошеннические или коррупционные действия будут рассматриваться как серьезные проступки в соответствии с Политикой дисциплинарного процесса Министерства и будут переданы в полицию Новой Зеландии, Управление по борьбе с серьезным мошенничеством или в другой соответствующий правоохранительный орган, если законы могли быть нарушены или понесены убытки.
- Министерство примет все необходимые меры для возмещения любых убытков или расходов, связанных с мошенническим или коррупционным поведением. Это включает, помимо прочего, возврат интеллектуальной собственности, материальных активов, денег, понесенных расходов третьих лиц и расходы на расследование.
Также в данном документе (примеры политики мошенничества и коррупции) под коррупцией понимается отсутствие порядочности или честности (особенно склонность к взяточничеству) или использование доверительного положения для нечестной выгоды. Сюда входит взяточничество, принуждение, уничтожение, удаление или ненадлежащее использование или раскрытие записей, данных, материалов, интеллектуальной собственности или активов за рубежом и внутри страны, а также любое подобное или связанное с ним ненадлежащее поведение.
На основании данной информации можно сделать вывод, что изучение зарубежного опыта и рассмотрение вопроса о вероятно частичном заимствовании отдельных положений, в целях вывода Российской Федерации на лидирующие позиции в списке стран по индексу восприятия коррупции - имеет место быть. Однако, прямое заимствование и копирование зарубежного опыта в России неприменимо. Необходимо разрабатывать индивидуальную антикоррупционную стратегию, так как причины коррупции в каждой отдельной стране зависят от финансовых, политических, социальных и иных аспектах. Не всегда возможно найти готовое решение, опираясь на практику других стран.
Список литературы
- Дания // Антикоррупционный портал Высшей школы экономики. URL: https://anticor.hse.ru/main/country/Denmark
- Новая Зеландия // Антикоррупционный портал Высшей школы экономики. URL: https://anticor.hse.ru/main/country/New_Zealand
- О государственной гражданской службе: Закон от 19.08.1994 № 750 // FinLex. URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/1994/19940750
- О тайных комиссиях: Закон от 03.12.1910 № 40 // New Zealand Legislation. URL: https://www.legislation.govt.nz/act/public/1910/0040/latest/DLM177643.html
- Уголовный кодекс Дании // Retsinformation. URL: https://www.retsinformation.dk/eli/lta/2022/1360
- Уголовный кодекс Финляндии // FinLex. URL: https://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1889/en18890039.pdf
- Финляндия // Антикоррупционный портал Высшей школы экономики. URL: https://anticor.hse.ru/main/country/Finland