АСИММЕТРИЯ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЮСМКА

АСИММЕТРИЯ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЮСМКА

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 19 (169), Май ‘24

Дата публикации 17.05.2024

Поделиться

В статье анализируются особенности подписанного в 2018 г. соглашения между США Мексикой и Канадой, которое заменило ранее действовавшее соглашение НАФТА, в основе нового соглашения ЮСМКА лежит соглашение НАФТА, при этом в его структурное содержание были добавлены новые главы, определяющие положение его участников. Отмечается, что соглашение ЮСМКА определило неравномерность положения ее участников, в частности, само соглашение действует в пользу США.

Вступление

Мир переживает период глобализации, а это означает, что валюта становится все более необходимой в жизни современного общества. Сущность рынка проявляется в его основных экономических функциях, которые выражают основные цели данной категории. Функция рынка определяет стоящую перед ним задачу. Рыночный механизм должен помочь найти ответы на три основных вопроса экономики: что, как и для кого? Для достижения этой цели рынок выполняет множество функций: регулирование, ценообразование, информирование, посредничество и реорганизация

Актуальность данного исследования заключается в том, что современный процесс глобализации во всем мире привел к серьезным изменениям в функциях, структуре и понятии «рынок», поэтому необходимы дальнейшие исследования для определения актуальности выбранной темы. Кроме того, актуальность курсовой работы обусловлена недостаточным исследованием влияния различных факторов и характеристик, влияющих на структуру различных рынков [7].

Результаты

Сегодня глобализация оказала огромное влияние на нашу страну и окружающие ее страны, а также на ее экономику. Многие страны сейчас работают совместно, чтобы поддерживать отношения и взаимодействовать друг с другом на глобальном экономическом уровне. Таким образом, финансовые трудности страны могут привести к глобальному кризису. Мы видим, как взаимосвязаны страны и насколько важен качественный анализ денежной системы. Крайне необходимым условием функционирования рынка является взаимопонимание между предпринимателями, бухгалтерами и другими экспертами из разных стран. Денежная система необходима для регулирования денежных отношений. Это набор организаций, правил, обычаев, соглашений и инструментов, созданных для осуществления денежных отношений между странами, то есть платежей, сопровождающих международные экономические операции.

30 ноября 2018 года Соединенные Штаты, Мексика и Канада подписали соглашение в Буэнос-Айресе. Это результат более чем годичных переговоров по пересмотру Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА). Новый документ вступил в силу после одобрения законодательными собраниями трех стран. До этого все еще действовало Североамериканское соглашение о свободной торговле. Важность произошедшего зависит от того факта, что государства - члены Североамериканского соглашения о свободной торговле представляют собой вторую интегрированную группу в современном мире после Европейского союза. Североамериканское соглашение о свободной торговле является основным соглашением для региональной экономической интеграции Соединенных Штатов, укрепляющим их позиции в мировой экономике и политике. Канада и Мексика являются вторым и третьим внешнеторговыми партнерами Соединенных Штатов после Китая. Их общая доля в торговле сырьевыми товарами США в 2018 году составила 29% (Китай -15,6%). Доля этих стран в товарном экспорте США еще выше: доля Канады достигает 17,8%, Мексики -15,8% (Китая – всего 7,3%). Таким образом, модернизация Североамериканского соглашения о свободной торговле, которое действует с 1994 года, означает, что экономическая интеграция Северной Америки будет развиваться на прочной договорно-правовой основе еще как минимум 16 лет (таков срок действия нового соглашения) [1].

Соглашение насчитывает 1800 страниц и содержит 34 главы (в НАФТА–22), 13 приложений (appendix) и 14 двусторонних дополнительных обязательств (side letter).

Межрасовая интеграция - это социологический термин. Это означает интеграцию различных этнических культур и стирание границ между ними.

Это связано с другим процессом, также наблюдаемым в современном обществе, - глобализацией. Мир постепенно превращается в единое экономическое, политическое и культурное пространство. С развитием транспорта, связи и Интернета границы, которые могли бы препятствовать установлению связей между странами, исчезли. Кроме того, в эпоху высоких технологий, в информационную эпоху борьба за полезные ископаемые и территории утратила свою актуальность - сухопутные войны прекратились. Конфликты и разногласия сменились пониманием того, что сотрудничество с другими странами более эффективно и что существует необходимость в единстве. Все это является предпосылками для межрасовой интеграции.

Межрасовая интеграция может проявляться по-разному и на разных уровнях общества. Она пронизывает все, начиная с фундамента общества - экономики, и заканчивая мировоззрением людей и их сознанием. В зависимости от области деятельности, на которую это влияет, существует несколько форм межрасовой интеграции. Первая-это экономика. Примерами такого типа межэтнической интеграции могут быть различные межгосударственные экономические союзы (ОПЕК, ВТО, ЕС), которые влияют на торговую деятельность нескольких стран, транснациональные компании [2].

Следующей формой интеграции является политическая: в дополнение к экономическим альянсам создаются крупные объединения для совместного решения глобальных проблем. К таким альянсам относятся Организация Объединенных Наций, военный альянс НАТО и другие альянсы.

 Пожалуй, самый длительный и сложный процесс - это интеграция рас, которая происходит на уровне сознания людей. Когда культуры не объединяются через специально созданные профсоюзы, они проникают друг в друга, как и они сами. Когда ценности одной страны неосознанно переплетаются со знаковыми зданиями другой страны, под влиянием разных культур менталитет людей постепенно меняется, а обычаи и привычки обогащаются новыми традициями [6].

ЮСМКА закладывает основу для нового видения конкурентоспособности Северной Америки. Столкнувшись с меняющейся глобальной политической экономикой, Соединенные Штаты, Канада и Мексика должны скоординировать свои экономические стратегии. Этот результат требует постоянного внимания трех руководителей в долгосрочной перспективе. Это определяет актуальность исследований в области развития ЮСМКА в ближайшие годы. Кроме того, в рамках этих исследований необходимо определить характеристики североамериканской интеграции в соответствии с условиями соглашения ЮСМКА. Новая форма экономического сотрудничества в регионе появилась в 2020 году, но уже есть работы, посвященные новому этапу интеграции и развития Северной Америки [10].

Стоит отметить, что порядок прохождения глав документа меняется с учетом их приоритетности. Например, глава, посвященная сельскому хозяйству, теперь находится на третьем месте, а не на седьмом, как раньше. Результаты встречи глав государств США и Канады, состоявшейся в Байден-Тадже, также подтвердили возрастающую важность сельскохозяйственного сотрудничества между странами региона. В ЮМСКА появились новые главы, но главное нововведение документа заключается в реализации экономических интересов Соединенных Штатов. Таким образом, документ включает в себя некоторые инновационные положения по борьбе с нерыночным поведением, такие как валютные манипуляции, которые могут поставить американских рабочих и предприятия в невыгодное положение. В рамках новой главы ЮМСКА о признании права собственности Мексики на углеводороды и глав о трудовых отношениях и экологической политике (Главы 8, 23 и 24) в США были созданы два комитета. Это еще один фактор, который сейчас подтверждает ведущую роль Соединенных Штатов в рамках трехстороннего соглашения. Одним из важнейших условий развития интеграционного объединения является взаимодополняемость экономик государств-членов объединения, что позволяет им вступить в начальный этап интеграции - создание зоны свободной торговли. Если экономическая структура государств-членов ассоциации и их экспорт будут соответствовать многим стандартам, торговля между ними развиваться не будет. Государства-члены начали торговать с третьими странами (обычно развитыми). Проблема экономического единства характерна для развивающихся стран и бывших колоний, в которых доминируют принципы управления, заложенные еще во времена колоний. Их экономика часто основана на монокультурном производстве. Что мешает углублению интеграции, а интеграция часто остается на уровне ЗСТ [4].

Новая глава №11 о торговых барьерах не просто способствует ограничению свободных экономических связей стран, но и противоречит стандартам ВТО, определяющим свободную торговлю. Факт нарушений подтверждается не только официальным глоссарием ВТО, но и многочисленными резкими реакциями экспертов на твитты Д. Трампа о возможном поднятии тарифов на импорт из Мексики. Включив в новое соглашение пункт 10 главы №32 и исключив имеющуюся в НАФТА статью № 2204, США окончательно лишили Канаду и Мексику возможности проведения самостоятельной гибкой экономической политики со странами вне североамериканского региона и закрепили антикитайский вектор своей экономической политики. Таким образом, можно говорить о том, что зона свободной торговли, закрепленная в НАФТА, трансформировалась в управляемую торговлю в интересах США.

Следует отметить, что в том, что касается его содержания, ЮМСКA является обновленной версией НАФТА, что отражено в использовании документа многими экспертами как «NAFTA2.0»[8] и «New NAFTA»[9]. Соглашение, по сути, представляет собой концепцию либерализации торговли и предусматривает комплексный подход в области защиты инвестиций. Устранение тарифных и нетарифных барьеров позволяет потенциальным инвесторам снизить затраты, связанные с инвестиционной деятельностью. Глава 14 соглашения посвящена инвестиционным вопросам. Согласно содержанию документа, инвестиция — это любой актив, которым инвестор владеет или контролирует прямо или косвенно, с инвестиционными характеристиками, включая такие, как денежные обязательства. Интересно упомянуть о некоторых вещах, которые нельзя рассматривать как инвестиции. Такого рода соглашения относятся к распоряжению или решению, принятому в судебном или административном порядке. Традиционные национальные системы региональной экономической интеграции и системы наибольшего благоприятствования также отражены в ЮСМКА. Помимо прочего, в случае вооруженного конфликта или гражданских беспорядков закрепляются обязательства государства перед иностранными инвесторами [3].

Автор документа ограничивает возможность экспроприации четырьмя обязательными критериями:

  • наличие общественных целей;
  • недискриминационный характер;
  • своевременная и надлежащая финансовая компенсация;
  • наличие правильных процедур.

Стоит упомянуть соответствующие подробности о видах капитальных переводов, которые являются частью принципа свободного движения капитала. К ним относятся взносы в уставный капитал, прибыль, дивиденды, роялти, административные сборы, техническая помощь, доходы от продажи основных средств полностью или частично, платежи по инвестиционным контрактам, включая платежи по кредитным и трудовым отношениям, а также компенсации за вооруженные конфликты или гражданские войны и экспроприацию. Из-за инноваций мексиканские товары теряют свою привлекательность и конкурентоспособность в глазах американских потребителей. Такая ситуация значительно снижает выгоды от соглашения для Мехико. Тем не менее, даже при таких условиях большой объем торговли с Соединенными Штатами не позволяет государству отказаться от участия в ЮСМКА [5].

Появление главы 32 ЮСМКА устанавливает строгие рамки для партнеров США по интеграции. Поэтому, согласно установленным правилам, государства-члены обязуются уведомлять другие стороны соглашения о поддержке сотрудничества с "нерыночными странами" и предоставлять тексты будущих документов об экономическом сотрудничестве. Однако четкого стандарта для определения этого понятия не существует, что заставило экспертов подозревать, что Соединенные Штаты надеются использовать эту главу, чтобы предотвратить расширение торговых отношений между странами-партнерами и конкурентами США, такими как Китай или Россия.

Заключение

Таким образом, хотя ЮСМКА в основном основана на опыте Североамериканского соглашения о свободной торговле, оно делает взаимодействие между США, Канадой и Мексикой асимметричным. Большинство поправок специально направлены на то, чтобы Соединенные Штаты могли получать экономические выгоды от института и создавать новые рычаги политического давления. Интересы и позиции заинтересованных сторон. В контексте пересмотренного соглашения отношение к интересам всех сторон противоречиво. Высказывая свое мнение о создании USMC, Д. Трамп использовал такую яркую метафору для описания» величайшей сделки, когда-либо заключенной «институтом интеграции», назвав ее «новаторской». Однако многие эксперты считают, что его высказывание не соответствует действительности и позитивному настрою президента это может быть доказано только путем изменения некоторых взглядов в пользу Соединенных Штатов.

В контексте невероятной актуальности углубления интеграции России в евразийское пространство, согласно анализу ЮСМКА, прослеживается возможность применения новых методов ЕАЭС и ориентированных на современность правовых положений по регулированию цифровой торговли, а также правовых аспектов макроэкономической политики и прозрачности обменного курса к правовой системе ЕАЭС.

Список литературы

  1. SICE: North American Free Trade Agreement (NAFTA) 1/1/1994 // SICE Foreign trade Information System. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sice.oas.org/trade/nafta/naftatce.asp. — Дата обращения: 02.04.2024
  2. Бабурина, О. Н. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / О.Н. Бабурина. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 275 с.
  3. Васильева, Т. Н. Мировая экономика: конспект лекций / Т. Н. Васильева, Л. В. Васильев. – 4 -е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2021. – 161 с.
  4. Дерен, В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 588 с.
  5. Емельянова, Л. П. От НАФТА к USMCA: развитие экономических отношений в текущем региональном и глобальном контексте // Исследования молодых ученых: материалы LXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2024 г.). Молодой ученый. – 2024. – С. 5-14
  6. Комкова Е. Г. ЮСМКА вместо НАФТА // Мировая экономика и международные отношения – 2019. – Tом 63. – № 4 C. 50-58
  7. Кузнецова, Г. В. Россия в системе международных экономических отношений: учебник и практикум для вузов / Г. В. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 393 с.
  8. Соков И.А. Новое в американо-канадских отношениях и ратификация соглашения ЮСМКА // Вестник МГИМО-Университета. – 2020. – № 13(5). – С. 78-96
  9. Тоганян А.С., Кеворкова Ж.А., Чирков А.В. Миграционные процессы и регулирование трудовой миграции в интеграционных объединениях на примере ЮСМКА (НАФТА) // Экономические науки. – 2023. – №6 (223). – с. 488-493
  10. Яхваров С.Д. ЮСМКА: инвестиционная интеграция нового поколения // Правовая политика и правовая жизнь. – 2022. – № 4. – с. 165-171
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary