Путь развития коллективных договоров имеет богатую историю, которая в своей ключевой сути основана на стремлении работников добиться наиболее лучших условии труда. Такие авторы, как Архипова Б.А., Писарева Л.Н. описывали в работе «Коллективный договор и профком» [3], Вайтманом Е.В. «Условия коллективного договора, которые помогут обезопасить компанию и ее работников от доначисления налогов» [4], Жильцовым М.А. «Преодоление дефектов трудового права при принятии коллективных договоров и соглашений» [5]. То есть тема работы представляется актуальной.
Другими словами, в основе формирования коллективных договоров лежит борьба людей за свои экономические и социальные права. Хорошей иллюстрацией этого служит вопрос об изменениях в оплате труда и количестве рабочих часов в исторической ретроспективе. Были времена, когда трудовой день длился до 12-14 часов, а труд мужчин был более оплачиваемым и считался отправной суммой для оплаты женщинам и детям (которые также участвовали в различные рода производствах).
Урегулировать подобную ситуацию могли коллективные договоры, которые работодателями и владельцами предприятий заключались неохотно. Более того, веской причиной для отказа в заключении договора было обвинении подорвать общественный уклад и подозрение в революционной деятельности. Их опасения понятны с позиции получения прибыли и желание сохранить право собственности, но не с позиции здравого смысла. Поэтому все коллективные договоры нашли свою реализацию: первые положительные сдвиги этого вопроса были у западных рабочих движений, которые вынесли в поле обсуждение условий труда. Впоследствии нормы трудочасов и оплаты начала изменяться, а также фиксироваться на законодательном уровне. Например, в наши дни все тонкости трудоустройства оговариваются в трудовом кодексе на юридических основаниях.
Путь становления трудовых норм в России прошел революционные путь: лишь после Октябрьской революции 1917 года коллективные договора получили свое правовое обоснование. В частности, законопроект был утвержден декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР "О порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда" от 2 июля 1918 года [2]. Начиная с этого периода именно на основе коллективных договоров началась разработка и усложнение норм трудоустройства в соответствии с запросами и потребностями работающих. Позже во времена коммунизма трудовое регулирование приобрело более централизованный контроль.
Принятый в конце 1922 г. КЗоТ [9]. закрепил нормативный правовой характер договоров, признав обязательность их соблюдения каждой из сторон. Стоит отметить, что уровень правовой разработанности уже был на достаточно высоком уровне и устанавливал много важных аспектов трудоустройства. В частности, были регламентированы четкие размеры зарплат по категориям профессий или должностей, а также заранее оговоренные сроки выплат, сетки тарифов и ставок и др. Также были затронуты вопросы распределения рабочих часов по отношению к отдыху, особенности времени работы во вредных цехах, проработаны вопросы охраны труда (обеспечение безопасности на сложных производствах, обеспечения рабочих необходимым инвентарем и спецодеждой).
Отправной точкой формирования системы социального партнерства как института, которую Россия имеет на сегодняшний день, является 1991 г. в этот год был принят Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 212 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)". Этот указ был специально разработан и принят с целью "создания системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений, разрешения трудовых конфликтов в условиях перехода к рыночной экономике" [10].
Наконец, на современном этапе развития ключевой момент становления трудового права в нашей стране произошел в 2001 году, когда был разработан и утвержден Трудовой Кодекс РФ [1]. Благодаря этому социальное партнерство вышло на новый уровень развития, но все же предстояло решить еще множество тонкостей и спорных вопросов нормативно-правового регулирования труда.
Современное общество еще с начала этого столетия происходит постепенный переходный этап к цифровизации. Этот процесс всеобъемлющ и затрагивает фактически все сферы нашей жизни, исключением не стали и трудовые взаимоотношения между работниками и работодателями. На этом фоне процесс развития социального партнерства также ускорился, как и все остальные социально-общественные трансформации.
Однако, следует отметить, что исследователи по-разному относятся к пониманию правовой природы коллективного договора. Например, встречается точка зрения, когда правовой акт отождествляют с понятием "нормативный правовой акт" [7]. Но другие исследователи называют коллективные договоры «конституцией организации» [8], или даже – «мини-трудовым кодексом» [6].
Коллективный договор сегодня – это инструмент поощрения трудовой дисциплины, поощрения добросовестного труда. Коллективный договор может воздействовать на дисциплину работников.
Первая особенность коллективных договоров. Коллективный договор имеет юридическое, социально-экономическое, политическое, производственное и воспитательное значение. Все эти аспекты важности, роли коллективного договора тесно связаны в одном законе (в ст. 40 ТК РФ).
Стоит также отдельно рассмотреть проблемный вопрос о правовой природе коллективных договоров: установление их юридической правоспособности. Вопрос о правовом характере коллективных договоров имеет основополагающее значение для повышения эффективности трудового законодательства.
Вторая особенность – коллективный договор призван обеспечить наиболее стабильные гарантии гражданам, работающим в дополнение к правовым нормам труда. Эта особенность считается наиболее важной и отражена в части 3 статьи 41 Трудового кодекса РФ.
Третья особенность - систематическое развитие правовых норм труда и исправление недостатков правового регулирования. Вообще процесс перемен постоянен, невозможно представить себе статическое общество. Условия труда и социальные нормы постоянно меняются, поэтому правовые нормы теряют свою актуальность и требуют пересмотра, усовершенствования и изменений.
Четвертая особенность - начальное правовое регулирование. Выражается это в том, что законами и иными правовыми актами предусмотрено, что определенные вопросы социальных и трудовых отношений регулируются коллективным договором и договором (статьи 96 и 154 ТК РФ - труд и его оплата в ночное время).
Пятая особенность. Практика заключения и осуществления коллективных договоров влияет на формирование правового сознания и, следовательно, на содержание правового регулирования государства. Иными словами, договорные нормы часто становятся причиной законодательных изменений.
Коллективный договор направлен не столько на достижение конкретных правовых последствий, которые определяют, как обязанности, так и права сторон договора, а также оказывает влияние на формирование не только местных, но и отраслевых и территориальных правовых норм.
Список литературы
- "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021)
- Декрет СНК РСФСР от 02.07.1918 "О порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда (Положение)" (утратил силу)
- Архипова Б.А., Писарева Л.Н. Коллективный договор и профком. - М., Профиздат, 1988. С. 20
- Вайтман Е.В. Условия коллективного договора, которые помогут обезопасить компанию и ее работников от доначисления налогов // Российский налоговый курьер. 2012. № 24.
- Жильцов М.А. Преодоление дефектов трудового права при принятии коллективных договоров и соглашений // Вестник ЮУрГУ. 2010. № 18. С. 73.
- Источники российского права: вопросы теории и истории: Учеб. пособие / Отв. ред. М.Н. Марченко. М.: Норма. 2011 С. 190
- Соловьев А.В. Коллективный договор, или как достичь успеха в проведении коллективно-договорной кампании. М.: Альфа-Пресс. 2007. С.60.
- Сошникова Т.Л. Проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве // Трудовое право. 2008. № 12. с 40
- СУ РСФСР, 1922, N 70, ст. 903)//СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.04.2020) (утратил силу)
- Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 N 212 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)" (утратил силу)