В педагогическом процессе есть много факторов, на которые следует обратить пристальное внимание, поскольку именно их симбиоз позволяет достичь запланированного результата. Среди них особое внимание следует обратить на так называемые «движущие силы», то есть то, что придает направление движения, осуществляет сам процесс движения, является своеобразным импульсом. Именно изучение и познание этих «движущих сил» позволяет понять закономерности и принципы функционирования педагогического процесса в целом.
Что есть движущие силы в педагогическом процессе? По одному из определений это совокупность различных факторов и меняющихся условий, обеспечивающих постоянное и всемерное разностороннее развитие личности.
Есть такое выражение «Movement that inspires», которое переводится как «движение, которое вдохновляет». Что же такое вдохновение с научной точки зрения? Как оно связано с движением?
Именно с этими вопросами мы обратились к одному из главных популяризаторов науки, кандидату биологических наук, Илье Калмановскому.
- «Вдохновение это же довольно абстрактное ощущение, есть какая-то научная теория того, как это происходит? Можете пояснить, что это вообще такое?»
- «Это довольно конкретный мозговой процесс, своеобразный переход, некоторое особое состояние, которое кажется мы неплохо понимаем с точки зрения химии. И работает это так. Мозгу все время нужно, чтобы ты что-нибудь делал, начиная от простых действий - пошел куда-то, поел что-то и пр. Мозг выделяет некоторое стартовое количество дофамина (гормона радости) и ты испытываешь такой зарождающийся интерес к ситуации. «Кажется сейчас должно что-то произойти хорошее или чувствуешь состояние «я чего-то хочу». Ты должен в этой ситуации начать некоторое поведение, так чтобы мозгу было из чего выбрать, куда дальше тебя направлять…»
Далее Илья Калмановский продолжил: «Есть в жизни вещи за которые мозг платит очень крупными условными суммами, очень крупными количествами дофамина. И это называется новизна. Знание, что ты движешься сейчас в направлении чего-то очень большого нового и в это момент ты можешь чувствовать то, что называется «вдохновением».
Возникает вопрос, резонно решили мы: «Если вдохновение это процесс, который управляется мозгом, то можем ли мы подключить сознание к этой ситуации, например, научиться «включать вдохновение» и «выключать», когда не нужно?»
- «Во-первых вдохновение, охватывает людей в той сфере, в которой у них есть большой опыт. Важно, чтобы мозг мог производить свои «условные вычисления» о том, куда движется ситуация, и подсказывать, куда тебе надо двинуться дальше. У мозга должна быть очень большая натренированность к работе и большой объем данных для ее обеспечения. Это происходит в тех сферах, где человек профессионал, в тех сферах, где он что-то умеет. Во-вторых, для этого надо многократно оказываться в ситуациях, где ты хочешь, чтобы когда-нибудь тебя постигло большое вдохновение, что-то крупное. Ты должен приучить мозг к тому, что именно на этих «тропинках» лежат эти «вкусные награды». Ты должен много раз произвести эти действия буднично без вдохновения.
- «И тогда на сто первый раз оно появится?!» - уточнили мы.
- «Да, и ты будешь условно танцевать там, где до этого шел по пояс в снегу и тебе все мешало» - подтвердил свои слова кандидат биологических наук Илья Калмановский.
По отношению к личности движущие силы можно разделить на внешние и внутренние. Так, к числу последних следует отнести: целевые установки личности, ее потребности, установки к самому себе. То есть движущей силой человека всегда была некая «поисковая активность». Без нее вряд ли бы человеческая цивилизация развивалась. Но тут есть один нюанс, на который следует обратить внимание. По мнению эзотериков, все люди условно делятся на две категории - «от неба» и «от земли». Тем, что «от земли» важен комфорт, обустроенность быта, отсутствие нервозности и др. атрибуты спокойной размеренной рутинной жизни без потрясений. Тем, кто «от неба» важно достижение чего-то значимого и не сколько для себя, а для общества, для цивилизации. Они не могут «по-другому». Их куда-то влечет, что-то тянет. И им совершенно не важен быт и другие стороны повседневной человеческой жизни.
Внешние движущие силы педагогического процесса включают: постоянно меняющиеся запросы общества, потребность в изменении системы социального воспитания подрастающих поколений, обновление принципов сосуществования в семье, формирование микросреды с ее установками и ценностями, устранение противоречии, возникающих в педагогического процесса (в том числе и на основе требовательности преподавателей).
При рассмотрении генезиса развития педагогической мысли наблюдается два подхода к пониманию движущих сил рассматриваемого процесса. В первом ведущая роль отведена учителю, преподавателю, наставнику. Второй подход связан с деятельностью обучающихся, например, студентов). Стоит отметить, что оба эти подхода действительно существуют в определенной связи друг с другом.
Так, по мнению д.п.н. А.Ф. Поповой, движущей силой педагогического процесса является «оптимальное сочетание страха и интереса». Это сочетание включает в себя самые различные «образы рационального и иррационального мировидения» участников педагогического процесса. При этом не только интерес к познанию, но и некоторые виды страха определяют положительную составляющую этой силы.
Вспоминается случай, ставший уже притчей, произошедший на одной из молодежных конференций, когда по окончании выступления докладчика-студента ему из зала был задан вопрос. Докладчик успешно на него ответил. Но из зала стали задаваться вопросы одним из присутствующих там профессоров. Аудитория стала возмущаться: «Был же задан вопрос и на него получен ответ. Что еще нужно? Зачем засыпать человека вопросами?» На что был получен следующий ответ от пожилого профессора, который вышел к доске и нарисовал небольшую окружность: «Вот ваш вопрос». Потом он его заштриховал и пояснил: «А это означает что он на него ответил. Все это вместе формирует поле знаний докладчика». Потом профессор нарисовал большую окружность, в которой поместилась маленькая заштрихованная и произнес: «А я хочу бы у вас было вот такое мировоззрение». Как говорится: «На мир нельзя смотреть через замочную скважину».
Как утверждает А.Ф.Попова: «Следует различать три уровня педагогического процесса в вузе: базовый, фактический и укрупненный». Причем интерес может быть не только творческим, но и экономическим, связанным с оплатой труда и т.д. Первый уровень педагогического процесса предусматривает непосредственную связь преподавателей и обучающихся (например, студентов). Обязательными его элементами являются: содержание, формы и методы подготовки специалистов в высшем учебном заведении.
Второй (фактический) уровень педагогического процесса. Кроме преподавателей и студентов, тех, кто непосредственно включен в процесс обучения, он включает в свой состав еще административно-управленческий персонал (АУП) вуза. Как правило, это учебно-методический департамент (УМД) (или управление) с огромным количеством внутренних структурных подразделений (отделов), не особо внятным функционалом и не имеющих прямого отношения к образовательному процессу. При чем несогласованность, а порой и разобщенность деятельности которых приводит к ухудшению самого эффективности педагогического процесса.
«Фактическим» данный уровень назван в связи с тем, что в педагогическом процессе немаловажную роль играет оплата труда преподавателей. Именно она, во многом зависит от АУП вуза. Здесь как раз начинается казуистика, громко именуемая «эффективный контракт», суть которого в огромном объеме разного рода предписываемых «добровольно-принудительных работ», которые оцениваются не напрямую в рублях, а за них начисляются баллы, при чем настолько мизерные, что есть преценденты, когда преподаватели отказываются его выполнять и заполнять соответствующие формы, так как это «овчинка выделки не стоит». Причем администрация вуза оставляет за собой право менять (а точнее, снижать) расценки за них. Стоит ли говорить, что в разным вузах условиях оплаты различаются и одни вузы теряют контингент штатных и остепененных преподавателей, когда их переманивают другие вузы.
Третий уровень педагогического процесса - укрупненный. Он, не только раскрывает специализацию вуза, заключающуюся в подготовке специалистов различного профиля и направлений, но как бы показывает миссию вуза. На инфографике 1, показано как процесс связан с влиянием государственных органов управления высшим образованием на деятельность вузов. На этом (верхнем, иерархическом) уровне решаются искусственно не ограниченные и подсказываемые жизнью задачи. На этом уровне целесообразно решать:
- формулировать образовательные цели, концепции в виде моделей и критериев их оценки;
- отбирать современные технологии на основе морально-нравственных, психологических, медицинских, эргономических, экологических и других подходов и критериев, а также оценки их эффективности и безопасности в условиях дифференцированного обучения;
- создавать перспективные средства обучения и на их основе оригинальные педагогические технологии, популяризировать и внедрять их в практику, оценивать эффективность;
- разрабатывать государственные образовательные нормативы и регламенты;
- управлять этим процессом, руководствуясь целевыми государственными образовательными программами и стандартами.
Сам же собственно рутинный повседневный процесс обучения (то есть формирование знаний, умений и навыков) остается на нижнем уровне. Именно на уровне вуза и происходит приобщение студентов к культурным достижениям цивилизации и формирование высоконравственной и ответственной личности с тем, чтобы в последующем занять достойное место в обществе.
Список литературы
- Дильмухаметова И.А., Лутфуллин Ю.Р. Научные основы педагогического процесса по формированию экономического образа мышления «Science and education in the modern world: challenges of the XXI CENTURY» материалы XIV Международной науч-прак. конф. (Педагогические науки)/ сост.: Е. Ешім. – Астана, 2023 - С.39-44.
- Дильмухаметова И.А., Лутфуллин Ю.Р. Теоретические основы формирования делового успеха фирмы // ХХІ Международная научно-практическая конференция «global science and innovations 2023: Сentral Asia» 25-30 ноября 2023 (Астана, Казахстан) № 3(21). ноябрь 2023 серия «Педагогические науки» - С.10-13.