Глобализация образования в контексте сообщества единой судьбы человечества

Глобализация образования в контексте сообщества единой судьбы человечества

Авторы публикации

Рубрика

Прочее

Просмотры

104

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 7 (157), Февраль ‘24

Дата публикации 22.02.2024

Поделиться

С философской точки зрения, социальный процесс формирования сообщества единой судьбы человечества является процессом, в котором "локальное" и "глобальное" тесно связаны и взаимозависимы; "глобальное" не может существовать само по себе, а имеет "глобальное" значение только в определенных локальных условиях; при этом "глобализация" и "локализация" - основные социальные процессы современного мира. Глобализация есть внутренне противоречивый процесс создания нового субъекта социального бытия на основе формирования сообщества единой судьбы человечества, что на современном этапе развития мирового сообщества осуществляется на основе глобальной индигенизации. Концепция сообщества единой судьбы человечества способствует процессу глобализации образования, что, в свою очередь, может усилить чувство идентичности между народами человечества и способствовать построению сообщества единой судьбы человечества.

Введение

В настоящее время концепция "сообщества единой судьбы человечества" является основным направлением внешней политики Китая, результатом китаизации марксизма, и закреплена в Уставе КПК и Конституции КНР как стратегическая цель партии и государства. Концепция "сообщества единой судьбы человечества" также была включена в ряд документов ООН.

Философские интерпретации "локального" и "глобального"

В современном мире глобализация играет решающую роль. В этом процессе усиливаются и углубляются взаимосвязи во всех сферах общественной жизни, что приводит к формированию нового типа социального бытия - сообщества единой судьбы человечества. Одним из важных вопросов в исследовании процесса формирования сообщества единой судьбы человечества является вопрос о взаимодействии глобального и локального. Изучение взаимосвязи глобального и локального может стать методологической основой для объяснения современных социальных изменений в рамках теории глобализации.

Мировое общество как целостная система организовано по принципу дихотомии. Этот принцип основан на взаимозависимости "локального" и "глобального", так что каждый из этих базовых элементов мировой системы предполагает и имеет тенденцию к трансформации друг друга. Прежде чем рассматривать процесс взаимодействия локального и глобального в формировании глобального общества на современном этапе, необходимо разобраться с исходным понятием.

Онтологической основой "локального" является идентичность. С философской точки зрения, идентичность следует трактовать как атрибут, сохраняющий самость в условиях постоянных изменений. Идентичность есть многомерный феномен со сложной структурной организацией. В частности, ее можно различать в терминах объективного измерения идентичности, которое указывает на объективную устойчивость идентичности, или в терминах социального измерения идентичности, которое проявляется, когда социальный субъект озабочен измерениями идентичности. На уровне общества традиция является наиболее универсальным и эффективным механизмом идентичности. С социально-философской точки зрения традицию следует трактовать как универсальный культурный генеалогический опыт, который устойчив и заложен в конкретных формах культурной деятельности. Основная социальная функция традиции - нормативно-регулятивная, благодаря которой традиция сохраняет как содержание конкретной социальной формы, из которой она возникла, так и специфическую форму своего собственного существования. Однако было бы ошибкой считать традицию статичной. Традиция также имеет динамическую составляющую и может выступать в качестве системы социального и культурного воспроизводства. Поэтому в изучение традиции включаются как консервативные, так и креативные компоненты.

В философской семантике понятие "локальное" проявляется в определенных аспектах пространственно-временного континуума и представляется как определенные характеристики пространства и времени. Традиционно термин "локальное" ассоциируется с процессами, действиями и явлениями, которые привязаны к определенному месту действия или зависят от условий конкретного места. Такая трактовка локальности предполагает, что процессы, происходящие в одном и том же месте, взаимозависимы, и в то же время локальные процессы в некоторой степени независимы от факторов за пределами конкретного места. По мнению автора, пространство и время можно классифицировать с помощью системного подхода. С точки зрения пространственно-временной непрерывности, мировое общество можно определить как систему более высокого порядка. "локальное" можно разделить на три уровня: первый - макроуровень, включающий цивилизации, религии, этнические сообщества и национальные государства; второй - мезоуровень, включающий регионы, городские и сельские поселения; и третий - микроуровень, включающий сообщества, социальные группы и отдельных людей.

"Глобальное" необходимо понимать с точки зрения его взаимозависимости и трансформации с "локальным". С одной стороны, в определенный момент, за пределами ограниченного пространства, локальные явления становятся глобальными. Это происходит потому, что на такие явления влияют условия и процессы, происходящие в других местах, далеко от них. С точки зрения У.Бек, глобальное следует трактовать как то, что происходит во многих местах одновременно.[1] Другими словами, "глобальное" должно быть определено как "транслокальное". Явление может быть классифицировано как "глобальное", если оно изначально инициировано и реализовано всемирным, транстерриториальным органом.

С другой стороны, некоторые специфические явления, хотя и выходят за пределы локальной территории, не теряют своей зависимости от местных факторов и способны сохранять свою определенность благодаря факторам, принадлежащим конкретной территории. Отсюда следует вывод, что глобальные и локальные аспекты социальных процессов тесно взаимодействуют друг с другом. Глобальное может обрести свое глобальное значение только в конкретных местных реалиях. Вместо того чтобы быть пассивными участниками процесса глобализации, местные жители играют в нем активную роль, т.е. процесс глобализации по-разному интерпретируется и усваивается в разных местах.

"Локальное не противоречит глобальному, оно в значительной степени включено в глобальное".[2] В современном мировом сообществе любое локальное событие в той или иной степени подвержено влиянию глобальной среды и будет иметь глобальные последствия, что только доказывает степень взаимозависимости и взаимовлияния локального и глобального. Как говорит А. Дирлик, "каждая локальная история есть часть глобальной картины".[3]"Глобализация создает глобальную среду, контекст, в котором взаимодействуют цивилизации, регионы, нации, страны, народы, в котором они пишут свою историю и строят свою идентичность".[4]Здесь отмечается важность глобальной среды, а локальная среда в значительной степени является продуктом глобальной среды. Глобальный процесс стимулирует появление новых населенных пунктов, но в то же время он еще больше стимулирует политику сохранения природы и более четко формулирует уже существующие территориальные границы. Таким образом, глобальные процессы не приводят к полному исчезновению локального, а зачастую способствуют его формированию и укреплению. Только в процессе взаимодействия с другими местами окружающая среда может быть признана местной и идентифицирована с ней. По словам М. Фезерстоуна, "выражение местных ценностей, чувство местной специфики, становится сильнее и отчетливее, когда местный аспект направлен на другие места или находится под угрозой распада".[5] Часто люди в определенной географической зоне демонстрируют внешнее единообразие, сохраняя при этом внутреннюю социальную неоднородность.

Специфика глобализации заключается в том, что она постоянно порождает противоположные тенденции, и на определенном этапе своего развития любая конкретная тенденция глобализационного процесса стимулирует возникновение и развитие противоположной тенденции. В этом контексте Арнольд Тойнби выявил закономерность социально-исторического процесса, который он охарактеризовал как "вызов-ответ". С диалектической точки зрения процесс глобализации можно трактовать как стимул к возникновению и развитию противоположного процесса.

Глобальная локализация - соединение "локального" и "глобального"

В гуманитарных и социальных науках внутренние противоречия процесса глобализации получили правильное объяснение благодаря введению термина "глобальная локализация" и разработке концепции "глобальной локализации" мировых социальных процессов. Существует две различные интерпретации феномена глобальной локализации. Согласно одной из них, процесс глобальной локализации следует рассматривать как противоположность процессу глобализации, который предполагает создание децентрализованного, справедливого и равноправного мира, основанного на формах самоорганизованных сетей, а также на глобальной этике межкультурного обмена и устойчивого развития. Во-вторых, глобальная локализация есть социальный процесс построения мирового общества, основанный на балансе глобальных и локальных процессов в различных сферах жизни.

Термин "глобальная локализация" может отражать двухмерный характер процесса глобализации, т.е. взаимопроникновение глобального и локального в этом процессе. На основе применения диалектики можно сказать, что глобализация происходит постепенно и делится на четыре этапа в процессе создания сообщества единой судьбы человечества. На первом этапе, в ответ на вызовы глобализации, на определенной географической территории возникают противоположные тенденции; на втором этапе противоположные тенденции находятся в состоянии сосуществования в течение определенного периода времени и на определенном пространстве; на третьем этапе сосуществование противоположных тенденций сменяется борьбой между ними; и на четвертом этапе они переплетаются и возникает новое качественное состояние объекта, характеризующееся сопряжением противоположностей. Это новое качественное состояние будем называть глобальной локализацией.

С точки зрения философии культуры, процесс глобализации можно представить следующим образом: локальные культуры передаются, формируются и развиваются в определенном глобальном контексте в рамках современного культурного процесса. Постепенно глобальное пространство наполняется различными идентичностями, а различные территориальные пространства подвергаются упрощению и формализации. В результате формируется множество форм, существующих в едином глобальном пространстве. "В зонах "выпадения" цивилизационной эволюции происходит процесс саморазрушения позитивных структур, которые безнадежно отстали и не адаптируются к изменениям в глобальной среде. Когда процесс саморазрушения завершается, в мировой процесс неизбежно включаются новые структуры".[6]

В современном мире превосходство и неполноценность осуществляются через фрагментацию актуального социального пространства, в котором постмодернистский субъект отличается своей интегрированностью в глобальный и локальный поток. Глобальный и локальный поток образуют тесную культурную связь и взаимозависимость.

Поэтому "глобальное" и "локальное" тесно связаны и взаимозависимы. Локальное не является пассивным участником процесса глобализации, но способно проявлять широкий спектр различных реакций. Эти реакции приводят к трансформации самих феноменов "локального" и "глобального", что влечет за собой последствия для глобальной локализации. Глобализация есть внутренне противоречивый процесс, новая форма существования общества, основанная на единстве человечества. Социальный процесс формирования человеческого единства в современном мире основан на синтезе противоречивых тенденций. Мы не можем противопоставлять социальные процессы глобализации и локализации, а рассматриваем глобальную индигенизацию как современную форму социального развития процесса формирования сообщества единой судьбы человечества.

Глобализация образования

Концепция сообщества единой судьбы человечества способствует процессу глобализации образования и, в определенной степени, устранению барьеров на пути образовательных услуг между странами, а также распределению и оптимальной интеграции образовательных ресурсов в глобальном масштабе, что приносит большую пользу образованию тех стран, которые положительно отнеслись к этой концепции. В то же время образование как важный носитель и форма сохранения и распространения культуры, а также глобализация образования могут, в свою очередь, укрепить чувство идентичности между народами человечества и способствовать построению сообщества единой судьбы человечества.

Глобализация образования укрепляет личностный статус и возможности профессионального саморазвития будущих специалистов, расширяет условия выбора и места приложения их творческих сил, позволяет концентрировать высококачественный человеческий капитал и добиваться лучших результатов тем, кто способен создать лучшие условия труда, а также облегчает конкуренцию между странами за носителей интеллектуальных ресурсов.

Интернационализация должна быть подсистемой в рамках более крупной системы глобализации, обеспечивающей гарантию универсальной системы правил для глобализации. Интернационализация относится к программам реформ на системном уровне и возникает, когда образовательная организация сталкивается с необходимостью кардинально реформировать собственную образовательную и исследовательскую деятельность в результате изменения внешних условий развития системы образования. Суть интернационализации образования заключается в ее комплексности, объединяющей междисциплинарные, многоуровневые и межкультурные ценности, а сфера интернационализации охватывает всю структуру университета, а также весь процесс обучения и управления.

На наднациональном уровне процесс интернационализации отражается в разработке общих стратегий и принципов развития высшего образования с единой или схожей направленностью образовательной политики. На практике международное образование реализуется как определенный набор образовательных программ, задачей которых является дальнейшая подготовка студентов к будущей карьере, расширение их знаний и совершенствование навыков и компетенций.

В контексте "интернационализации высшего образования" разрабатывается концепция "интернационализации университетов". Интернационализация университетов связана с существенным изменением содержания университетского образования, которое должно быть основано на международных знаниях. Студенты должны обладать интернационализированными знаниями, чтобы успешно общаться и решать проблемы с людьми из других стран в своей будущей профессиональной деятельности. Большинство современных университетов вовлечены в международную деятельность, и обычно это самый простой и распространенный уровень интернационализации - реализация международных программ обучения и т.д. На более высоком уровне интернационализация высшего образования может рассматриваться как процесс систематической интеграции международных элементов в образовательную, исследовательскую и социальную деятельность высших учебных заведений.

Действительно, тенденция к глобализации образования представляет собой совершенно новый процесс формирования глобального рынка образовательных услуг, который неизбежно приведет к формированию новой системы образования. Глобализация образования - современный феномен, реализующий потенциал развития системы образования, - порицается всеми, кто выступает против глобализации, и становится продуктом ущербности и упрощения образовательной парадигмы и общего развития в ущерб национальной идентичности и культурному признанию. В то же время в современном гуманитарном дискурсе наблюдается несколько более позитивное отношение к глобализации образования.

Глобализация системы образования в процессе коммерциализации, совершенствование технологического оборудования и появление новых поставщиков на рынке образовательных услуг создают социальные предпосылки для возникновения глобальной педагогики. Глобальная педагогика универсальна, поскольку может обслуживать группы населения, которые ранее получали образование в специальных учебных заведениях и с помощью специальных методов и технологий.

В контексте нашего времени образование должно учитывать потребности глобальной экономики. В то же время главная задача, стоящая перед образовательными учреждениями и системами, - подготовить следующее поколение профессионалов, которые смогут управлять не только изменившимся миром, но и теми изменениями, которые происходят в этом мире, или теми, которые произойдут в будущем. Хотя страны мира находятся на разных уровнях социально-экономического развития, образование меняется во всех странах и при любых обстоятельствах, и это эфемерный аспект образования, который является общим для всех стран.

Список литературы

  1. Бек У. Что такое глобализация? М.: Прогресс-Традиция, 2001. 204с.
  2. Глобальные современности / под ред. М. Физерстоун, С. Лэш и Р. Робертсон. London Sage, 1995. С. 25–44.
  3. Дирлик А. Глобальное в локальном // Глобальное / локальное: культурное производство и транснациональное воображаемое. Дарем, Северная Каролина: Издательство Duke University Press, 1996. С. 37.
  4. Робертсон Р., Хондлкер Х. Дискурсы глобализации // Международная социология. 1998. Том. 13 (1). С. 30.
  5. Фезерстоун М. Локализм, глобализм и культурная идентичность // Глобальное / локальное: культурное производство и транснациональное воображаемое. Дарем, Северная Каролина: Издательство Duke University Press, 1996. С. 54-55.
  6. Яковенко И. Г. Глобальное сообщество и локальное сознание // Глобальное сообщество: картография современного мира. М. Изд-во «Весь мир», 2002. 463с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее