УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

10

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (154), Февраль ‘24

Дата публикации 05.02.2024

Поделиться

Исследование влияния современных тенденций социального развития общества требует изменений в практике социологических исследований. Особенно, это актуально к сложившейся за последние годы ситуации с усилением влияния внешних политических, экономических и др. факторов. В связи с этим возникает задача не только постоянного анализа современных тенденций развития общества в различных направлениях социальной сферы, но и методического обеспечения практических социологических исследований в обществе.

Целостная экономическая картина состояни жизни населения страны за последние годы как предмет социологических исследований показал, что высокие темпы потребительской инфляции выводят почти половину регионов России за черту бедности, сохраняя высокий уровень социальной напряженности в обществе. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей его численности составила 45%. Надо отметить, что в допандемийный период эта доля была равной 32%.

На инфографике 1 представлен график дифференциации населения региона по различным доходным группам. Показано также его распределение с позиций прожиточного минимума (ПМ) и минимального потребительского бюджета (МПБ).

Инфографика 1. Распределение населения региона по различным доходным группам [1] 

Прожиточный минимум (ПМ) представляет собой показатель минимального уровня потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Так, сильно уменьшилось посещение сеансов на фильмы, причем не только из-за дороговизны билетов на киносеанс, но и с тем фактором, что практически каждый человек стал иметь доступ к киноплатформам, типа Zona, Кion и др.). Стоит отметить, что в МПБ не учитывается потребление престижных товаров (предметов роскоши) – ювелирных изделий из золота, платины и др. металлов с драгоценными камнями, автомобилей класса «люкс», меховых изделий.

Следует отметить, что исследование влияния современных тенденций социального развития общества требует изменений в практике социологических исследований. За последние годы усилилось влияние внешних факторов, связанных. Вработе рассмотрены характерные черты социальной политики. 

Исследование влияния современных тенденций социального развития общества требует изменений в практике социологических исследований. За последние годы усилилось влияние внешних факторов, связанных с политической ситуацией, эпидемиологической и другими происходящими глобальными событиями в мире.

Стоит подчеркнуть, что социальная политика государства есть важный фактор социального развития общества. В соответствии с государственными законами она направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Важнейшими проблемами, которые должно решать социальное государство, являются: обеспечение свободы предпринимательства, создание условий для адаптации населения к рынку, социально справедливое распределение национального дохода между факторами производства, а также перераспределение доходов в пользу малоимущих, повышение экономической активности граждан. Свои функции государство, провозгласившее себя социальным, выполняет через реализацию социальной политики.

Социальная политика - это целенаправленная деятельность государства по созданию правовых, социально-экономических и организационных основ развития человека и общества, реализации конституционных прав и свободы личности. Она призвана обеспечить нормальные условия жизни (труда, быта, досуга, охраны окружающей среды) и гуманизацию отношений между людьми.

Социальная политика во многом определяет темпы развития общества и тесно связана с экономическими процессами. С одной стороны, финансирование социальной политики зависит от результатов функционирования экономики страны, а с другой - сама социальная политика оказывает значительное воздействие на динамику экономического развития. Она определяет ситуацию с предложением труда, с квалифицированными характеристиками персонала, с миграционными настроениями, с репродуктивным поведением населения, демографической ситуацией. Без активной социальной политики невозможно нормальное воспроизводство ни населения, ни ресурсов для труда, ни общественного продукта в целом.

Социальная политика переходного периода соединяет в себе общие принципы социальной политики демократического общества, выступающие в роли стратегических ориентиров, и принципы, отражающие особенности переходного периода. Социальную политику должны отличают [1]:

- конкретность проведения выделения денежных средств, то есть они должны направляться тем категориям населения, которые в этом нуждаются;

- заявительный характер, если человек обращается к органам за получением конкретных услуг;

- разграничение бесплатности и доступности социальных услуг (учитывая высокую дифференциацию в доходах населения, должны быть определены те категории граждан, которым будут предоставляться бесплатные социальные услуги);

- муниципализация социальной политики (важно иметь достоверную информацию о реальных доходах и имущественном состоянии каждого гражданина, его реальных потребностях, что можно обеспечить на муниципальном уровне).

Государственная социальная политика в России определена в Программе социальных реформ. Ее главными задачами являются [2]:

- конкретизация направлений и этапов реформ в важнейших социальных сферах: труд и трудовые отношения, занятость и социальная защита населения, социальное страхование и пенсионное обеспечение, развитие социально-культурных отраслей;

- определение основных механизмов реализации реформ по этим направлениям;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реформированию социальной сферы;

- координация деятельности по реализации федеральных и отраслевых программ, направленных на развитие социальной сферы, конкретизация ресурсов и усилий исполнителей программ на приоритетных направлениях социальных реформ.

Основными направлениями социальной политики государства являются:

- сфера труда и трудовых отношений - создание экономических и социальных условий для значительного повышения результативности труда, трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы, а также внедрение надежных механизмов соблюдения предприятиями всех форм собственности правовых гарантий, предоставляемых работникам наемного труда, в том числе по своевременной и полной оплате труда, социальному страхованию, охране, условиям и режиму труда.

- оплата труда - обеспечение роста реальной заработной платы работников в тесной увязке с результатами их работы, квалификацией и профессионализмом, с тем чтобы оплата труда стала главным источником денежных доходов населения; повышение уровня государственных гарантий оплаты труда с цепью вывода работающих граждан из числа бедного населения; достижение такого уровня заработной платы наемных работников, который позволил бы обеспечить устойчивый платежеспособный спрос населения и экономические стимулы для развития производства, а также активизировать личное участие работников в своем социальном обеспечении и страховании, стал бы надежным источником инвестиций на цели социального развития.

- реформирование системы охраны труда - повышение ответственности работодателей за улучшение условий и охрану труда, поэтапный переход от системы льгот и компенсаций, предоставляемых работникам за неблагоприятные условия труда, к системе, способствующей достижению высокого уровня его безопасности и предотвращению аварий, несчастных случаев на производстве, реабилитации лиц, получивших трудовое увечье. Это возможно обеспечить благодаря внедрению эффективного экономического механизма, выполняющего две функции: наказание работодателя за не обеспечение нормативного состояния условий и охраны труда; поощрение его при существенном улучшении этих показателей на предприятии.

- защита трудовых прав граждан - коренное обновление действующего трудового законодательства и принятие нового Трудового кодекса РФ; формирование системы специальных органов по рассмотрению трудовых споров; проведение взаимовыгодного сотрудничества, стратегия которого будет базироваться на принципах добровольности, равноправия сторон, уважения позиций и учета интересов участников переговоров, экономической заинтересованности договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях, обязательного исполнения договоренностей и ответственности за нарушение соглашений.

- занятость населения и развитие кадрового потенциала - обеспечение рациональной структуры занятости населения, достижение сбалансированности численности персонала и рабочих мест, предупреждение массовой безработицы, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, развитие кадрового потенциала, совершенствование систем обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, рост мобильности ресурсов для труда.

- миграционная политика - преодоление стихийного развития миграции, выработка рычагов воздействия на этот процесс, снижение негативных последствий для общества и государства, повышение эффективности использования потенциала мигрантов. Главным принципом миграционной политики является приоритет государственных интересов в ходе ее реализации и при разработке иммиграционного законодательства.

- государственное социальное страхование - создание финансово устойчивой системы, обеспечивающей гражданам установленные государственные гарантии по защите от социальных и профессиональных рисков, связанных с утратой заработка, работы, здоровья, а также более эффективное использование страховых средств.

Важно обеспечить реализацию важнейших принципов социального страхования: ответственность общества и государства за бережное отношение к личности; государственные гарантии, связанные с обеспечением по социальному страхованию; ответственность страхователя и страховщика за обеспечение прав застрахованных лиц и личная ответственность работников за сохранение своего здоровья и трудоспособности.

- реформирование пенсионного обеспечения - создание условий для развития страховых принципов в пенсионном законодательстве, более полного учета результатов трудовой деятельности работника, повышения личной ответственности за уровень материального обеспечения при его выходе на пенсию. Это позволит постепенно перейти к более высоким стандартам обеспечения пенсионеров.

Главное внимание предусмотрено уделить укреплению и развитию государственной пенсионной системы. Наряду с этим получит широкое развитие система дополнительного пенсионного обеспечения из негосударственных пенсионных фондов, формируемых за счет средств работодателей и граждан.

Реформирование системы социальной защиты населения включает в себя усиление адресности социальной поддержки, концентрацию финансовых и материальных ресурсов на оказание помощи социально уязвимым группам населения. Предусмотрено упорядочить систему действующих и не всегда достаточно обоснованных льгот, с тем чтобы увеличить размеры пособий реально нуждающимся семьям.

Государственная социальная политика в отношении семьи, женщин и детей предусматривает [3]:

- обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций, повышение качества жизни семей;

- создание благоприятных условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни;

- обеспечение прав детей и молодежи на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

В соответствии с программой социальных реформ в предстоящий период предусмотрены меры по созданию возможностей для полноценной государственной поддержки гуманитарной сферы, обеспечению своевременного и в полном объеме выделения бюджетных ассигнований на всех уровнях, приоритетному выделению средств на реализацию утвержденных федеральных целевых программ развития образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения и культуры, по укреплению их материально-технической базы, а также расширению жилищного строительства, совершенствованию коммунального хозяйства.

Список литературы

  1. Лутфуллин Ю.Р., Зинатуллин М.Р. Сравнительный анализ низкой выживаемости российского бизнеса // Теория и практика мировой науки - №3 - 2021 г. - С. 8-13.
  2. Лутфуллин Ю.Р. Формирование и развитие культуры предпринимательства в современных условиях трансформации бизнес-технологий. Уфа: БГПУ им. М.Акмуллы, 2021. - 260 с.
  3. Шафеева Э.И., Лутфуллин Ю.Р. Современные подходы к управлению изменениями // Современное общество в условиях социально-экономической неопределенности». XV Международная научная конференция «Сорокинские чтения»: Сборник материалов. Москва: МАКС Пресс, 2021. - С. 375-377
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее