Монологическая речь представляет собой сложную речемыслительную деятельность. При формировании и развитии монологическойречи существует тождественная связь между речевым и умственным развитием ребенка. В работах исследователей: Н. Ю. Боряковой (1983), В.П. Глухова (1987, 1990, 2004, 2014), М.С. Певзнер (1966), Р.И. Лалаевой (1990), И. Н. Лебедевой (2004), И.Ф. Марковской (1982), В.В. Морозовой (2011), Е.С. Слепович (1978), Р.Д. Тригер (1981), У.В. Ульенковой (1970, 1980, 1994) Г.Г. Голубевой (2000) отмечается, что речевое развитие детей с задержкой психического развития характеризуется замедленным темпом и качественным своеобразием. Вопросы формирования монологической речи у детей данной категории в теории и практике достаточно изучены. Однако и сегодня имеющиеся в специальнойлитературе сведения не в полной мере позволяют получить всестороннюю оценку речевых способностей детей с задержкой психическогоразвития (далее – ЗПР) в разных формах речевых высказываний.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил выдвинуть гипотеза, что нарушение формирования монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития обусловлены недостаточностью развития у них не только языковой системы, но и вербально-логического мышления.
Нарушения развития монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития проявляются в трудности вербализации действия, понимании логико-грамматических структур, выражающих пространственные отношения. Это обусловлено несформированностью мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения и нарушением динамики мыслительных процессов. У дошкольников с задержкой психического развития наиболее выражено отставание в вербально-логическом мышлении.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что несформированность монологической речи взаимосвязана с недостаточным уровнем развития вербально-логического мышления. У детей с задержкойпсихического развития выявлен низкий уровень вербально-логическогомышления, который оказывает негативное влияние на развитие монологической речи детей данной категории.
Развитие монологической речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми, имеющими задержку психического развития. У старших дошкольников с задержкой психического развития не формируется, соответствующий возрастным возможностям уровень развития монологической речи и вербально-логического мышления. Формирование монологической речи предполагает анализ, сравнение речевых единиц, выделение и обобщение языковых правил, то есть высокий уровень сформированности вербально-логического мышления. В связи с этим развитие монологической речи детей с задержкой психического развития должно быть основано на развитии мыслительных операций, анализа, синтеза, обобщения, абстракций. Это требуетособого подхода к выбору методов и приёмов активизации речемыслительной деятельности. Коррекционное воздействие должно также учитывать выявленные специфические особенности монологической речи и вербально-логического мышления дошкольников с задержкой психического развития.
Список литературы
- Белопольская Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): модифицированная психодиагностическая методика: руководство по использованию. Москва :Когито-Центр, 2009. 29 с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Москва : Академический Проект, 2000. 184 с.
- Елецкая О.В. Специальная педагогика / О.А. Елецкая, М.В. Матвеева, Е.А. Логинова. Москва : Владос, 2019.478 с.
- Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. Санкт-Петербург : Наука-Питер, 2006. 102 с.
- Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. Москва : КомКнига, 2006. 248 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. Москва : Владос, 1999. 384 с.
- Речевые нарушения у детей: монография / Л.С. Чутко, О.В. Елецкая, С.Ю. Сурушкина, А.М. Ливинская, Е.А. Логинова, Н.П. Чистякова, Д.А. Щукина. Москва : МЕДпресс-информ, 2019. 448 с.