В настоящее время формирование связной монологической речи является одной из основных задач речевого воспитания детей, что объясняется социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Речь выполняет множество функций: благодаря ей обеспечивается общение, она способствует формированию интеллекта, повышает познавательную активность, а кругозор ребенка значительно расширяется [2]. Чем более искусен человек в речи, тем лучше его понимают люди, с которыми он общается. Следовательно, иметь связную речь - значит уметь быть понятным другим. Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешного обучения ребенка в школе. Это относится не только к детям с нормативным развитием, но и к детям, чьи специфические особенности развития квалифицируются как "умственная отсталость". Что подразумевают педагоги и психологи под "связной речью"? Связная речь, прежде всего, представляет собой сложную речемыслительную деятельность и является одним из показателей состояния мышления ребенка [6]. Учителя и психологи по-разному определяют связную речь. Так, Е. А. Желонкина и ее коллеги понимают под связной речью "сложно организованное и развернутое речевое высказывание, имеющее мотив и план, характеризующееся единством структуры, общей логикой содержания, адекватным лексико‐грамматическим и звуковым оформлением" [4]. Согласно В. П. Глухову [3], связная речь - это совокупность тематически объединенных фрагментов речи, которые тесно взаимосвязаны и представляют собой единое смысловое и структурное целое. С. Л. Рубинштейн называет такую речь связной, "которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания" [14]. В любом из определений выделяются основные признаки связной речи: это семантически развернутое высказывание, в котором все его части взаимосвязаны как логически, так и грамматически, что обеспечивает общение и взаимопонимание людей.
Как уже упоминалось, трудности в формировании связной речи у детей с РАС связаны с недостаточным развитием основных компонентов языковой системы. Также оказывают свое влияние особенности развития высших психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия) [14]. Исходя из вышеперечисленных особенностей монологической речи детей с задержкой психического развития и важности развития этого вида связной речи, становятся понятными основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР [6]: формирование умений устанавливать смысловые связи, внутриконцептуальные отношения в речевом высказывании (предложении и тексте). Формирование навыков вычленять его элементы из речевого потока — завершенные мысли и речевые действия (вопросы и мотивы).
Список литературы
- Башмакова С. Б., Максимова С. А., Бизяева Е. С. Развитие монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Актуальные вопросы психологии. — 2017. — № 13.
- Ворошилова О. Л., Россинская И. А. К вопросу формирования связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста// Интегративные процессы в образовании и медицине. Материалы научных трудов. Том 4 — Курск. Издательский центр «ЮМЭКС», 2015. — 116с., с 24–28.
- Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432с.
- Крылова Е. В. Развитие связной речи у учащихся с задержкой психического развития в условиях общего образования: автореф. дис.... к. пед. н.: 13.00.03 Санкт-Петербург, 2008, 25с.
- Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. — М.: Владос, 2004. –303с.
- Ларкина С. А. Исследование особенностей связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. — 2016. — № 2. — С. 52–56.