Непрерывные изменения в социуме оказывают значительное влияние и на развитие образования. В последнее годы в сфере образования происходят изменения в содержании и способах реализации образовательной программы дошкольного образования, что в свою очередь приводит к появлению новых требований к педагогическим работникам. В настоящее время в системе образования педагоги в своей работе должны опираться на профессиональные компетентности, которые закреплены в нормативных документах образовательного направления.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования профессиональная компетентность является важным критерием для создания условий развития детей [7].
Г. М. Коджаспирова трактует данное понятие, как способность педагога владеть определенными знаниями, умениями и навыками, которые определяют сформированность его педагогической работы и личности педагога как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания [3].
А. К. Маркова выделяет основой компетентности педагогическую деятельность, которая проявляется педагога как личности, во взаимодействии с детьми и их родителями [6].
В содержании «Профессионального стандарта педагога» компетенции педагога основываются на успешности решения профессиональных задач с применением знаний и умений в данной области в определенных педагогических ситуациях [5].
Таким образом, на основе анализа определений понятия «профессиональная компетентность» можно сделать вывод, что компетентность педагога включает в себя знания и умения, которые подкреплены профессиональным опытом в области образования.
Профессиональная компетентность педагога, по мнению А. К. Марковой, базируются на видах педагогической деятельности и представляют собой следующую структуру:
1) профессиональные психологические и педагогические знания;
2) профессиональные педагогические умения;
3) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;
4) личные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями [6].
Т. А. Коробицына, Б. Ю. Пахомова сформулировали такие направления профессиональной компетентности воспитателя, как воспитательно-образовательное, учебно-методическое, социально-педагогическое [2].
В соответствие с критериями профессиональной компетентности воспитателя, которые перечислены в «Профессиональным стандарте педагога», направления имеют следующее содержание:
Воспитательно-образовательное направление включает в себя организацию ведущих в дошкольном возрасте видов деятельности, а именно предметно-манипулятивная и игровая; обеспечение безопасности жизни и здоровья детей; знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников.
Учебно-методическое направление базируется на составлении плана и проекта воспитательно-образовательной работы на основе знаний образовательной программы и методики развития различных видов деятельности детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования, владеть ИКТ для организации образовательного процесса.
Социально – педагогическое направление включает в себя такие критерии профессиональной компетентности педагога, как создание комфортной и безопасной образовательной среды для детей; владение и использование в практической деятельности методов и средств психолого-педагогического взаимодействия с родителями [5].
О.В. Бережкова отмечает ряд проблем, которые могут образоваться в процессе реализации критериев профессиональной компетентности педагогов ДОО на практике. А именно, преобладание учебно-дисциплинарной модели отношений воспитателя с детьми и их родителями над субъект-субъектными отношениями, которые меняют основу работы педагога в соответствие с новыми требованиями.
С изменениями профессионального стандарта педагога стали востребованы педагоги, которые планируют и выстраивают свою работу в зависимости от детей и их родителей, не основывая свою работу только на должностных обязанностях. Что является затруднительным для педагогов со стажем, которые имеют огромный педагогический опыт, но не могут проявлять гибкость в своей работе.
Профессиональная компетентность требует от педагога постоянного самообразования, но на практике все ограничивается прохождением курсов повышения квалификации. Поэтому эффективность реализации данной профессиональной компетентности зависит от осознания и готовности педагога повышать уровень профессиональной квалификации и реализовывать полученные умения и навыки на практике [1].
По мнению А. А. Печеркина, преодоление перечисленных проблем может реализовываться в ряде разных направлений развития профессиональной компетентности педагога. Во-первых, влияет смена ведущего вида деятельности педагога, а именно использование в своей профессиональной деятельности других, не типичных для конкретного педагога, способов решения задач. Во -вторых, влияние оказывает изменение социальной ситуации развития образования. Например, использование на практике инновационной образовательной среды, изменение профессионального плана и др. В -третьих, субъективность педагога, то есть стремление к саморазвитию и самореализации, участие в социально-профессиональных активностях и др. [4]
Таким образом, понятие «профессиональная компетентность» представляет собой комплекс знаний и умений, которые оказывают влияние на качество результатов деятельности педагога. Анализ проблем и путей их решения, связанные с уровнем профессиональной компетентности, показал, что повышение компетентности зависит, в первую очередь, от личности педагога и его желания и стремления к саморазвитию и самообразованию. А также на данный показатель оказывает особое влияние образовательная среда, в которой педагог реализует свою деятельность.
Список литературы
- Бережкова О.В. Проблема стандартизации профессиональной деятельности педагога дошкольной организации. / О. В. Бережкова // Управление №9, ТЦ «Сфера», 2013. – С. 14-19.
- Дошкольное образовательное учреждение: планирование и методическая работа: учебно-методическое пособие / сост. Т.А. Коробицына, Б.Ю. Пахомова. – Архангельск: АО ИППК РО, 2010. – 265 с.
- Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2003. – 320 с.
- Печеркина, А. А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика : монография / А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова : Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург. 2011. – 233 с.
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 07.12.2023).
- Психология труда учителя : книга для учителя / А. К. Маркова. - Москва : Просвещение, 1993. - 190 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -Минобрнауки РФ, приказ №1155 от 17.10.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rg.rU/2013/11/25Мо8Ьк^п(1агЫок.Мт1/ (дата обращения: 07.12.2023).
- Федеральный закон об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 07.12.2023).