ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

59

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 30 (231), Июль ‘25

Поделиться

В представленной статье осуществляется компаративный анализ традиционных и инновационных педагогических технологий в контексте их адаптации к специфическим условиям сельской школы. Акцентируется внимание на особенностях профессиональной деятельности педагогов в сельской местности, детерминированных рядом объективных факторов, к которым относятся: ограниченность ресурсного обеспечения, недостаточно развитая инфраструктура, низкий уровень цифровизации образовательного процесса и трудности в доступе к программам повышения квалификации.
Отдельное внимание уделено анализу проблематики имплементации современных образовательных практик, в частности проектного обучения, использования цифровых образовательных платформ и интерактивных методов, в условиях территориальной удалённости. Рассматриваются присущие традиционным методам преподавания преимущества и недостатки, а также обосновываются потенциальные траектории их интеграции с инновационными дидактическими подходами.
На основе проведённого анализа систематизированы ключевые барьеры, препятствующие эффективному внедрению новых технологий. Предлагаются практико-ориентированные рекомендации, направленные на преодоление выявленных препятствий, включая: систематическое повышение квалификации педагогических кадров, развитие сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями, а также формирование комплексной государственной поддержки сельских образовательных учреждений.

Введение. В настоящее время традиционные педагогические технологии на протяжении десятилетий составляли основу образовательного процесса в отечественной школе, и особенно — в сельских образовательных учреждениях. Учитывая ограниченные ресурсы, отсутствие устойчивого интернет-соединения и недостаток оборудования, можно констатировать, что именно они остаются наиболее доступными и понятными как для учителей, так и для учащихся.

При исследовании различных подходов к обучению, известно, что объяснительно-иллюстративный метод является наиболее распространённым способом обучения, при котором учитель излагает готовые знания, а ученики фиксируют, запоминают и воспроизводят материал. Следует отметить, что данный метод эффективен при передаче большого объема информации и формировании базовых понятий, особенно в начальной школе. Преимущества данного метода включают: простоту в реализации, возможность контроля учебного процесса, обеспечение единого образовательного стандарта[1].

 

Вместе с тем, необходимо отметить, что существуют и определенные недостатки заключаются в ограниченной вовлечённости учеников, снижении мотивации и пассивной позиции обучающихся.

Репродуктивное обучение основано на повторении и воспроизведении ранее усвоенной информации. При этом данный подход часто используется при отработке навыков, так, например, при решении уравнений или написании сочинений по образцу. Соответственно, репродуктивный подход актуален при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, однако следует признать, что он может тормозить развитие творческого и критического мышления, если не сочетается с продуктивными формами работы[2].

 

Согласно принципам классно-урочной системы, фронтальные формы работы являются наиболее применимыми, где взаимодействие происходит в режиме «учитель — класс». Поскольку фронтальные уроки позволяют экономить время и обеспечивают равный доступ к материалу, постольку они широко используются. Общее представление о данном подходе, однако, указывает на то, что он не учитывает индивидуальные особенности учащихся, особенно в малокомплектных классах, где встречаются ученики разных возрастов[3].

 

В сельских школах очень важным аспектом является индивидуальная работа с учениками, что часто практикуется, особенно в связи с низкой численностью учащихся. Установлено, что учитель может уделить больше внимания каждому, адаптируя темп и уровень сложности. При этом необходимым здесь является высокая гибкость и профессионализм педагога[4].

Когда речь идёт о специфике сельской местности, педагог нередко включает в процесс обучения элементы, связанные с аграрной и ремесленной спецификой региона. Так, например, уроки труда, природоведения или ОБЖ могут содержать задания, опирающиеся на жизненный опыт школьников и особенности их быта. В связи с этим установлено, что такая связь с реальностью способствует лучшему усвоению материала и повышает мотивацию[5].

 

В традиционной педагогике особую значимость придаётся воспитательной работе, особенно в сельской школе, где учитель часто выполняет функции наставника, организатора досуга и проводника культурных ценностей. Всё это свидетельствует о том, что кружки, школьные мероприятия и участие в праздниках села формируют патриотизм, коллективизм и ценностные ориентиры учеников[6].

 

Как уже отмечалось ранее, сельский учитель, как правило, тесно связан с местным сообществом. Следовательно, это придаёт его педагогической деятельности особую значимость. Кроме того, очень серьезным моментом служит использование личного примера, воспитание на основе уважения к традициям, моральным и духовным нормам, что является важной составляющей традиционной педагогики[7].

 

Таким образом, в целом необходимо отметить, что традиционные педагогические технологии не являются устаревшими, если они гибко адаптированы к современным требованиям. Большая доля их преимущества заключается в устойчивости, универсальности и доступности. В конечном итоге, для эффективного образования необходимо их осознанное сочетание с инновационными подходами, что позволяет расширить педагогический инструментарий сельского учителя и повысить качество образовательного процесса.

 

Инновационные педагогические технологии включают в себя различные подходы, способствующие оптимизации образовательного процесса. Можно объективно констатировать, что к ним относятся проектное обучение, которое способствует развитию исследовательских навыков обучающихся. Кроме того, интерактивные методы, такие как кейс-методы, деловые игры и мозговые штурмы, играют значительную роль в активизации учебной деятельности. В настоящее время активно применяются цифровые технологии, включающие использование онлайн-платформ, электронных журналов и различных систем управления обучением (LMS-систем), например, Moodle и Google Classroom. Также следует отметить, что флиппед-класс, или перевёрнутое обучение, представляет собой инновационную модель, при которой обучающиеся самостоятельно изучают теоретический материал дома, а аудиторные занятия посвящены выполнению практических заданий[8].

 

Вместе с тем, необходимо признать, что внедрение данных технологий в условиях сельской местности сталкивается с рядом существенных препятствий. Основной проблемой является недостаток материально-технической базы, в частности, отсутствие необходимого оборудования и стабильного доступа к сети Интернет. При этом наблюдается низкий уровень цифровой грамотности у педагогических работников. Кроме того, отсутствие систематического повышения квалификации педагогов и их психологическая неготовность к изменениям представляют собой серьёзные барьеры. В связи с этим можно констатировать, что преодоление указанных трудностей является ключевым условием успешной интеграции инновационных педагогических технологий в образовательную практику сельских школ.

 

На основе проведенного анализа, можно констатировать, что сельский учитель осуществляет многофункциональную деятельность, которая выходит за рамки сугубо образовательной функции, охватывая также воспитательную, административную и социальную сферы. В настоящее время, основной проблемой, с которой сталкиваются педагоги в сельской местности, является профессиональное выгорание, обусловленное значительной перегрузкой. Кроме того, следует отметить, что ограниченные возможности для повышения квалификации существенно затрудняют профессиональный рост. Установлено, что низкий уровень мотивации учащихся, особенно в старших классах, является серьезным препятствием в образовательном процессе. При этом большую роль играет социальная изоляция педагогов. Всё это свидетельствует о том, что данные факторы в совокупности затрудняют развитие инновационного потенциала в сельских школах. Следовательно, в связи с этим, необходимо признать, что для решения данной проблемы требуется комплексная поддержка со стороны государства и общества.

 

В настоящее время адаптация инновационных подходов в условиях сельской школы представляется актуальной задачей. Следует признать, что подобная трансформация возможна при соблюдении ряда основополагающих условий.

 

Основной проблемой при внедрении инноваций выступает необходимость поэтапного их освоения. Так, например, пошаговое внедрение инноваций должно осуществляться от простых форм, таких как презентации и видеоуроки, к более сложным, включающим использование LMS-платформ. При этом большую роль играют комбинированные подходы, подразумевающие совмещение традиционного объяснения материала с цифровыми заданиями.

 

Очень важным аспектом является повышение квалификации педагогических кадров. Учитывая современную специфику, необходимо отметить, что это может быть реализовано через онлайн-курсы, вебинары, а также посредством участия в региональных методических объединениях. Кроме того, особую значимость приобретает сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями и учителями, в частности, в рамках профессиональных сообществ.

 

Вместе с тем, очень серьезным моментом служит поддержка на уровне региона. Установлено, что она включает в себя обеспечение школ необходимой техникой, доступом к сети Интернет, а также стимулирование инновационной активности педагогического коллектива. Всё это свидетельствует о том, что без системной поддержки региональных структур полноценное внедрение инноваций затруднено.

 

Выводы. Таким образом, можно констатировать, что работа сельского учителя требует гибкого, адаптивного подхода. Необходимо отметить, что он предполагает сочетание лучших практик традиционного педагогического наследия с современными образовательными технологиями. Следует отметить, что внедрение инновационных методов не должно противоречить реалиям сельской школы, а напротив — учитывать её специфические особенности. В конечном итоге, поддержка со стороны государства, профессионального сообщества и соответствующей образовательной политики является ключевым условием успешной трансформации сельского образования.

 

[1] Зиновьева, С.А., Бекетова, Ю.А., Демакова, О.В. Исследование педагогических технологий при обучении студентов декоративно-прикладному искусству // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-1. С. 103-105.

[2]Цуркан, Н.В., Шведов, Д.В. Модульные технологии обучения как составляющая современных педагогических технологий // The scientific heritage. 2020. №45. С.24-27.

[3]Калинина, И.Г., Толкова, Н.М., Енова, И.В. Эволюция форм организации обучения и предпосылки возникновения проектного обучения в начальной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74. С. 118-120.

[4]Исаева, Л.А. Современные педагогические технологии в обучении русскому языку // Мир науки, культуры, образования. 2020. №6. С.314-316.

[5]Пивоварова, А.В. Технологии формирования резильентности в современной сельской школе //Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020. №6. С. 31-40.

[6]Харисова, И.Г. Подготовка педагогов сельских школ к реализации трудовой функции «Воспитательная деятельность» // Педагогика сельской школы. 2020. №1. С. 95-108.

[7]Шерайзина, Р.М., Александрова, М.В., Тращенкова, С.А. Подготовка современного учителя к работе в сельской школе: ведущие компетенции и индивидуализированные модели организации профессионального развития // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2024. №6. С. 29-37.

[8]Шелестова, Т.Ю. Развивающий потенциал инструментов Web 2.0 для педагогов смешанного обучения в иноязычном образовании: миф или реальность //Bulletin of the Karaganda University Pedagogy series. 2021. №3. С. 163-175.

Список литературы

  1. Зиновьева, С.А., Бекетова, Ю.А., Демакова, О.В. Исследование педагогических технологий при обучении студентов декоративно-прикладному искусству // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-1. С. 103-105
  2. Исаева, Л.А. Современные педагогические технологии в обучении русскому языку // Мир науки, культуры, образования. 2020. №6. С. 314-316
  3. Калинина, И.Г., Толкова, Н.М., Енова, И.В. Эволюция форм организации обучения и предпосылки возникновения проектного обучения в начальной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74. С. 118-120
  4. Пивоварова, А.В. Технологии формирования резильентности в современной сельской школе //Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020. №6. С. 31-40
  5. Харисова, И.Г. Подготовка педагогов сельских школ к реализации трудовой функции «Воспитательная деятельность» // Педагогика сельской школы. 2020. №1. С. 95-108
  6. Цуркан, Н.В., Шведов, Д.В. Модульные технологии обучения как составляющая современных педагогических технологий // The scientific heritage. 2020. №45. С. 24-27
  7. Шелестова, Т.Ю. Развивающий потенциал инструментов Web 2.0 для педагогов смешанного обучения в иноязычном образовании: миф или реальность // Bulletin of the Karaganda University Pedagogy series. 2021. №3. С. 163-175
  8. Шерайзина, Р.М., Александрова, М.В., Тращенкова, С.А. Подготовка современного учителя к работе в сельской школе: ведущие компетенции и индивидуализированные модели организации профессионального развития // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2024. №6. С. 29-37
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее