Интернет произвел революцию в том, как мы общаемся и получаем доступ к информации, обеспечив беспрецедентный уровень подключения и доступности. Однако эта новообретенная свобода сопряжена со своим собственным набором проблем, особенно в том, что касается распространения информации.
Свобода слова является фундаментальным правом человека, закрепленным в различных международных конвенциях и конституциях. В эпоху цифровых технологий это право распространяется на онлайн-платформы, включая социальные сети, веб-сайты и форумы. Однако безграничный характер Интернета затрудняет эффективное регулирование распространения информации.
Преступники активно используют глобальные информационные и коммуникационные сети для осуществления незаконной деятельности, включая обмен запрещенными материалами, мошеннические схемы и многое другое.
Правительства во всем мире признали необходимость принятия правовых мер для регулирования распространения информации в Интернете. Эти меры направлены на защиту прав отдельных лиц и поддержание общественного порядка. Правовая база предполагает сложное взаимодействие между национальным законодательством, международными соглашениями и судебными решениями.
Правовое регулирование Интернета предполагает внедрение процессуальных кодексов. Например, статья 144.110 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяет досудебный порядок блокировки веб-сайтов, в то время как статья 474.1 Уголовно-процессуального кодекса регулирует использование электронных документов в уголовном судопроизводстве.
30 декабря 2020 года статья 10.6, озаглавленная «Особенности распространения информации в социальных сетях», была внесена в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) от 27 июля 2006 года и вступила в силу 1 февраля, 2021 год.
Глава 1 этой статьи определяет правовой статус «владельца социальной сети», относящийся к физическим или юридическим лицам, которые владеют веб-сайтами, веб-страницами, информационными системами и компьютерными программами, используемыми пользователями для предоставления и распространения информации на государственном языке Российской Федерации или других языках, на которых говорят на ее территории. Включение рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей в Российской Федерации, также является критерием. Считается, что ежедневная база пользователей социальной сети превышает 500 000 человек, находящихся на территории Российской Федерации.
Важно отметить, что законодатель определил правовой статус владельца социальной сети, проведя аналогию со статусом владельца новостного агрегатора (статья 10.4) и владельца аудиовизуального сервиса (статья 10.5). Определяющими факторами во всех случаях являются доступ к необходимым информационным технологиям или ресурсам, выполняемые функции и количество пользователей, посещающих эти платформы. В частности, у новостного агрегатора должно быть более 1 миллиона ежедневных пользователей, в то время как у аудиовизуального сервиса должно быть более 100 000 пользователей. С другой стороны, ежедневная аудитория социальной сети должна превышать 500 000 пользователей.
В результате ожидается, что владельцы социальных сетей установят программное обеспечение для отслеживания количества пользователей. Это позволяет Роскомнадзору (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций) определять, подпадает ли социальная сеть под требования закона.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространяемая в любой форме, способом или средствами, адресованная неопределенной аудитории. Она направлена на привлечение внимания к рекламируемому объекту, формирование или поддержание интереса и продвижение его на рынке. Однако, согласно пункту 2 статьи 2 того же закона, это не распространяется на раскрытие обязательной информации, аналитических и справочных материалов или рекламы физическими или юридическими лицами, не связанными с коммерческой деятельностью.
Следовательно, не вся информация, распространяемая в Интернете, может рассматриваться как реклама или подпадать под действие Закона о рекламе. Некоторая информация может быть представлена в статистическом формате, в то время как другие презентации могут отражать личные и субъективные мнения отдельных лиц (блоггеров), не предполагая ответственности за распространение данных.
Изучение существующих правовых норм, относящихся к регулированию Интернета, показывает, что эти нормы не в полной мере учитывают специфическую динамику общественных отношений в этой области, включая их границы.
Одной из основных проблем, когда речь заходит о распространении информации в Интернете, является регулирование контента. Правительства используют различные стратегии для обеспечения того, чтобы вредные или незаконные материалы, такие как разжигание ненависти, подстрекательство к насилию и детская порнография, не были доступны в свободном доступе в Интернете. Эти нормативные акты часто основаны на сочетании законодательства, практики саморегулирования и международного сотрудничества.
Дополнительной областью внимания является концепция ответственности посредника. Интернет-провайдеры (ISP), поисковые системы и платформы социальных сетей играют значительную роль в распространении информации в режиме онлайн. В результате появились правовые рамки, устанавливающие ответственность этих посредников. Эти правила направлены на установление баланса между защитой свободы выражения мнений и привлечением платформ к ответственности за вредоносный контент.
Распространение личной информации в Интернете вызывает озабоченность по поводу конфиденциальности и защиты данных. Страны приняли законы, которые налагают на организации и частных лиц обязательства по защите конфиденциальной информации. Эти нормативные акты часто требуют явного согласия на сбор и обработку данных.
Киберпространство не знает границ, что делает международное сотрудничество необходимым для эффективного регулирования распространения информации в Интернете. Сотрудничество между странами позволяет обмениваться разведывательной информацией, опытом и передовой практикой. Однако проблемы возникают из-за различий в правовых системах, культурных нормах и государственном контроле над Интернетом.
Правовое регулирование распространения информации в Интернете является сложной и развивающейся областью. Обеспечение баланса между свободой слова и необходимостью защиты отдельных лиц и общества создает постоянные проблемы для правительств, организаций и пользователей.
Поскольку технический прогресс продолжает формировать цифровой ландшафт, крайне важно развивать международное сотрудничество и соблюдать тонкий баланс между свободой выражения мнений и ответственным распространением информации, обеспечивая безопасную и инклюзивную онлайн-среду для всех.
Список литературы
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 07.01ю 2002. - N 1 (часть I). - Ст. 3; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 07.10.2022. - № 0001202210070004.
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31.07.2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3448; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)
- Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14.07.2003. - N 28. - Ст. 2895; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)
- Анисимова, А. С. Интернет-отношения как объект правового регулирования / А. С. Анисимова // Вестник СГЮА. 2016. №3 (110) - С. 157-159.
- Анисимова, А. С. Правовое регулирование Интернета: основные пробелы и направления деятельности государства / А. С. Анисимова // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2020. №1. - С. 149-153.
- Амелин Р. В. Право – цифровые технологии : основные направления воздействия // Современное право. 2020. № 8. С. 50–56. DOI 10.25799/NI.2020.24.68.002
- Биктимерова К.Р., Гаймалеева А.Т. Проблемы правового регулирования рекламы в сети интернет // Наукосфера. 2022. № 10-1. С. 261-264.
- Базаркулов А.Т. Экономические предпосылки правового регулирования распространения информации через информационно-коммуникационные сети // Вестник КГЮА. 2022. № 2. С. 96-98.
- Ванчурин М.Д. Проблемы правового регулирования интернет-отношений в сфере распространения экстремистских материалов в сети интернет // Наукосфера. 2022. № 1-2. С. 286-290.
- Касенова, М. Б. Проблемы правового регулирования трансграничного использования интернета. / М. Б. Касенова. - Москва: МГИМО-Университет, 2015. - 429 с.
- Комкова Г. Н., Тогузаева Е. Н., Тюменева Н. В. Правовые основы электронного взаимодействия общества и государства в сфере повышения информационно-коммуникативной культуры населения России // Проблемы и вызовы цифрового общества : тенденции развития правового регулирования цифровых трансформаций : в 2 т. / под ред. Н. Н. Ковалевой. Саратов : Изд-во Сарат. гос. юрид. акад., 2020. Т. 1. С. 112–121.
- Казаков А. А. Политическая теория и практика медийной грамотности. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2019. 172 с.
- Карасев А. Т., Кожевников О. А., Мещерягина В. А. Цифровизация правоотношений и ее влияние на реализацию отдельных конституционных прав граждан в Российской Федерации // Антиномии. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 99–119. DOI: 10.24411/2686-7206- 201910016
- Ломаченко Е.В. К вопросу о признании информации, размещенной в сети интернет, информацией, распространение которой в российской федерации запрещено // Science Time. 2022. № 11 (107). С. 5-8.
- Лаврентьева, М. С., Зуева, Е. Р. Международный опыт осуществления регулирования в сети Интернет / М. С. Лаврентьева, Е. Р. Зуева // Вестник науки. 2021. №3 (36). - С. 63-70.
- Микаева, А. С. Проблемы правового регулирования в сети Интернет и их причины / А. С. Микаева // Актуальные проблемы российского права. 2016. №9 (70). – С. 67-75.
- Моисеенко Ю.П. К вопросу о правовом регулировании общественных отношений в сети интернет в условиях цифровизации // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022. Т. 11. № 4. С. 123-127.
- Наумов, В. Б. Правовое регулирование распространения информации в сети Интернет / В. Б. Наумов. — диссертация: Книжный дом «Университет», 2003. — 132 с.
- Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-113.
- Потовой, В. И., Лузан, С. Н. Субъекты гражданских правоотношений в сети Интернет / В. И. Потовой, С. Н. Лузан // Вопросы современной юриспруденции. 2016. №10 (60). - С. 24-29.
- Павлова Т.В. Правовое регулирование указания на расположение ресурса в сети «интернет» // Научный альманах Центрального Черноземья. 2022. № 1-5. С. 222-225.
- Рассолов, И. М. Право и Интернет : теоретические проблемы / И. М. Рассолов. - 2-е изд., доп. - Москва : Норма, 2009. – 210 с.
- Сычева М.И. Проблемы правового регулирования защиты персональных данных в сети интернет // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 10-3 (73). С. 175-178.
- Стровский Д. Л. Правовое регулирование Интернета: к рассмотрению проблемы / Д. Л. Стровский // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2014. — № 3 (129). — С. 89-98.
- Федоров, М. Н. Проблемы правового регулирования в сети интернет и их причины / М. Н. Федоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 242-243.
- Хабриева Т. Я., Черногор Н. Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 85–101.
- Ядреева Я.А. Механизм правовой информации: состояние и проблемы развития сети публичного доступа к правовой информации // Вестник северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: История. Политология. Право. 2022. № 4 (28). С. 92-96.