СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «СЕНСОМОТОРНЫХ КОРОБОК»

СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «СЕНСОМОТОРНЫХ КОРОБОК»

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 23 (121), Июнь ‘23

Дата публикации 15.06.2023

Поделиться

В данной статье рассматривается описание организационно-дидактической структуры коррекционно-педагогической работы по формированию сенсомоторной базы речи у детей раннего возраста с использованием сенсомоторных коробок. А также приводится количественный и качественный анализ по апробированию разработанных «сенсомоторных коробок» на логопедических занятиях и по определению эффективности их применения.

Проведя анализ психолого-педагогических ресурсов, мы сделали вывод о том, что раннее развитие детей становится все более проблематичным в современном мире. Наблюдения за последние пять лет показывают, что около 25-30% детей детского сада имеют проблемы с речью, и задержки в развитии речи становятся всё более распространенными явлениями. Это отрицательно сказывается на психическом и поведенческом развитии ребенка, и мешает ему успешно осваивать образовательные программы, начиная с дошкольной, а потом и программой начальной школы.

Согласно исследованиям Е.В. Шереметьевой, количество детей с отклонениями в речевом развитии увеличивается в детской популяции. Несовпадение онтогенетических нормативов развития у этих детей обусловлено недостаточным сенсомоторным развитием, включая низкий уровень сенсомоторной базы речи. Среди таких детей с выявленными отклонениями в речевом развитии - дети, которым диагностировали ЗРР, ЗПРР до 3 лет и ОНР разного уровня речевого развития или ЗПР после [7].

Вопросами изучения сенсомоторной базы речи у детей раннего возраста, в том числе, детей с ЗРР, занимались такие ученые, как Н.А. Абрамова, Е.Ф. Архипова, Т.В. Артемьева, Е.А. Бушинская, С.П. Вершинская, Ю.В. Герасименко, Т.А. Григорьева, Н.С. Жукова, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Е.О. Смирнова, Е.А. Стребелева, Э.Л. Фрухт, Е.В. Шереметьева, О.В. Шелкунова.

У детей раннего возраста с ЗРР наблюдаются определенные особенности в сенсомоторном развитии, такие как недостаточное развитие фонематического слуха [3], недоразвитие речевого гнозиса и моторных навыков артикуляции, ограниченный активный словарь [8], проблемы в распознавании цветов и геометрических форм. Исследования показывают, что такие дети также имеют особенности в моторном развитии, такие как нарушения в зрительно-моторной координации, низкая точность и выразительность движений пальцев рук, проблемы с координацией движений и механизмами серийной организации движений, а также недостаточное взаимодействие между полушариями мозга [5, 6].

Всё вышесказанное показывает нам необходимость проводить целенаправленную и систематическую коррекционно-педагогическую работу, которая будет посвящена развитию каждого аспекта сенсомоторной базы речи (таких как фонематический слух, артикуляционная моторика, зрительное восприятие, зрительно-моторные координации). Однако важно найти оптимальные методы для проведения этой работы, учитывая возрастные и психолого-педагогические особенности детей и их образовательные потребности в случае ЗРР.

Нами было организовано и  проведено обследование 10 детей в возрасте 2-3 лет с ЗРР на базе МАДОУ д/с №2 общеразвивающего вида, г. Белгорода. Был отобран диагностический инструментарий на основе рекомендаций таких исследователей, как Е.Ф. Архипова, Т.В. Артемьева и Ю.В. Герасименко. Диагностика сенсомоторной базы речи у детей раннего возраста осуществлялась по следующим направлениям: 

  1. изучение фонематического слуха;
  2. изучение кинетической и кинестетической основы артикуляционных движений;
  3. изучение кинетической и кинестетической основы мелкой моторики;
  4. изучение зрительного восприятия;
  5. изучение зрительно-моторных координаций.

При проведении обследования мы ориентировались на соблюдение таких условий, которые обеспечат  более объективную оценку сенсомоторной базы речи детей:

  • создание в ходе обследований комфортности, установление эмоционального контакта;
  • предъявление заданий от простого к сложному;
  • чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;
  • предметный характер заданий;
  • учёт уровня развития познавательной деятельности.

Для выполнения исследования применялся диагностический комплекс, отобранный на основе рекомендаций ученых, включая Е.Ф. Архипову [1], Т.В. Артемьеву [2] и Ю.В. Герасименко [4], представленный на Рис. 1.:

Рис. 1. Диагностический комплекс экспериментального исследования.

Определились уровни и баллы по каждому компоненту сенсомоторной базы речи, а также общий уровень развития сенсомоторной базы речи.

При первичном обследовании сенсомоторной базы речи у детей раннего возраста с ЗРР, было обнаружено, что большинство из них (70%) имели уровень ниже среднего. Кроме того, были выявлены 10% детей с низким уровнем развития и 20% - со средним уровнем развития. Случаев высокого уровня развития сенсомоторной базы речи не было обнаружено в данной группе детей.

Дети, которые продемонстрировали уровень ниже среднего, имели следующие характеристики: их мелкая и артикуляционная моторика были несформированные, что проявлялось в замедленном и напряженном выполнении упражнений, быстром утомлении, длительном поиске позы и неточном выполнении заданий. У них также были проблемы с зрительно-моторными координациями, такие как неправильное удержание карандаша, неспособность проводить линии и круги, и дезориентация на листе бумаги. Они также испытывали трудности в зрительном восприятии, такие как подбор цвета и формы, а также складывании разрезных картинок. И, наконец, они имели слабо развитый фонематический слух, что проявлялось в трудностях при выполнении заданий, различении речевых и неречевых звуков.

Данные, полученные нами, определили необходимость в реализации разработанного  нами проекта «Запуск речи» для детей раннего возраста с задержкой речевого развития. В рамках этого проекта были определены принципы, направления коррекционно-педагогической работы, смоделирована организационно-содержательная структура и методическое обеспечение «сенсомоторных коробок», предназначенных для развития сенсомоторной базы речи. Кроме того, были отобраны приемы, задания и упражнения для занятий с использованием «сенсомоторных коробок».

На основе этого специально для нашего исследования разработали «сенсомоторные коробки» («Ферма», «Лес», «Чудо сад», «Веселый огород», «Моя песочница») в соответствии с лексическими темами («Домашние животные и птицы», «Дикие животные и птицы», «Сад. Фрукты», «Огород. Овощи», «Игрушки»).

Мы создали задания к «сенсомоторным коробкам» по формированию сенсомоторной базы речи с учетом изучаемых на логопедических занятиях лексических тем и в соответствии с выделенными направлениями и задачами коррекционно-педагогической работы.

Были разработаны конспекты логопедических занятий на основе сенсомоторных коробок и заданий к ним. Мы провели апробирование комплекса логопедических занятий по развитию сенсомоторной базы речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития с применением «сенсомоторных коробок». Занятия проводились индивидуально по 10-15 минут.

После проделанной нами работы, мы провели повторную диагностику сенсомоторной базы речи у детей экспериментальной группы по направлениям и с использованием диагностического инструментария, определенных нами для первичной диагностики.

Рис. 2. Уровень сенсомоторной базы речи в экспериментальной группе на диагностическом и контрольном этапах.

Исходя из Рис.2 мы видим, что общий уровень сенсомоторной базы речи детей повысился. У половины детей был установлен средний уровень (50%). Кроме того, были выявлены дети с высоким уровнем - 40%, а уровень ниже среднего был установлен у 10% детей. Низкий уровень развития сенсомоторной базы речи у обследованной группы детей не наблюдался.

Таким образом, наше исследование подтвердило  целесообразность и эффективность разработанных нами «сенсомоторных коробок» по формированию компонентов сенсомоторной базы речи.

Список литературы

  1. Артемьева Т.В. Ранняя диагностика психического развития детей: учебное пособие / Т.В. Артемьева. – Казань: Изд–во Казан. ун–та, 2016. – 168 с.
  2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учеб. пособие / Е.Ф. Архипова – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 224 с.
  3. Шелкунова О.В. Сенсомоторное развитие ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья как потенциальный фактор родительского отношения [Электронный ресурс] / С.П. Веркашинская, О.В. Шелкунова // Педагогический ИМИДЖ. – 2017. – №4 (37). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sensomotornoe-razvitie-rebyonka-rannego-vozrasta-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-kak-potentsialnyy-faktor-roditelskogo (дата обращения 14.06.2023).
  4. Шереметьева Е.В. Диагностика психоречевого развития детей раннего возраста / Е.В. Шереметьева. – М.: Национальный книжный центр, 2013. – 112 с.
  5. Шереметьева Е.В. Формирование артикуляционной моторики у детей раннего возраста: учебно-практическое пособие / Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во Юж.- Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. – 106 с.
  6. Бушинская Е. А. Особенности развития фонематического слуха и моторики пальцев рук у детей раннего возраста с нормальным и задержанным речевым развитием [Электронный ресурс] / Е.А. Бушинская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 26. – С. 21 – 25. – URL: http://e-koncept.ru/2014/64305.htm (дата обращения 11.06.2023).
  7. Герасименко Ю.В. Коррекция нарушений речевого развития детей третьего года жизни: учебное пособие. / Ю.В. Герасименко. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – 110 с.
  8. Шандыбина Д.М. Формирование зрительно – моторной координации как фактор развития речи детей [Электронный ресурс] / Д.М. Шандыбина // Вестник науки. – 2021. – №5 – 1 (38). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zritelno-motornoy-koordinatsii-kak-faktor-razvitiya-rechi-detey (дата обращения 12.06.2023).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary