Из истории cкандинавского символизма в изобразительном искусстве

Из истории cкандинавского символизма в изобразительном искусстве

Авторы публикации

Рубрика

Искусствоведение

Просмотры

93

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 53 (98), Январь ‘23

Дата публикации 10.01.2023

Поделиться

В статье рассмотрено понятие «символизм», приведена краткая характеристика данного периода в западноевропейском искусстве, а также более подробно рассмотрен период скандинавского символизма в изобразительном искусстве на примере таких художников, как Ян Теодор Тороп и Йенс Фердинанд Виллумсен.

Ни один период в искусстве не развивался в отрыве от реального хода истории и других художественных периодов. Развиваясь один за другим или совместно, различные направления в искусстве создают временную и смысловую цепи, по которым можно проследить ход истории искусства. Нужно отметить, что изобразительное искусство в целом началось с символических изображений – простых наскальных рисунков, «палеолитических Венер» и др. Символика использовалась в Древнем Египте, в эпоху Античности, в религиозных изображениях разных народов мира и далее по линии истории. Поэтому нельзя сказать, что символизм появился из ниоткуда.

Термин «символизм» ввел в обращение французский поэт Жан Мореас в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», который был опубликован 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». Он предложил название «символизм» так как считал, что именно оно способно передать направленность духа в современном искусстве. Однако Жан Мореас не дал четкого определения символизму, но написал, что символизм является врагом реализма и в состоянии передать великую «сущность».

Сейчас мы знаем символизм как одно из крупнейших течений в искусстве рубежа 19-го века, которое характеризуется стремлением к новаторству и недосказанности, использованием символики, таинственных и загадочных образов. При этом нельзя не отметить тот огромный вклад, который внесли художники-символисты в содержание различных видов искусства.

Волна символизма пошла по всему миру: Европа, Россия, Латинская Америка, Северная Америка . В ответ на бурное развитие в обществе реализма и натурализма, художники-символисты представляют миру искусство, которое отрицает реальность и интересуется идеями, творческой грезой, тем, что находится «по ту сторону» представимого. С другой стороны, можно сказать, что символизм стал логическим продолжением искусства ренессанса, исходя из основных идей самого направления. Интерес к античности и мифологии у символистов объясняется тем, что сам по себе миф является ядром символов; поняв и разгадав который, можно докопаться до истины, до начала всего сущего.

Первоначально возникнув в литературе, символизм напитал музыку, которая вдохновила поэтов своими радикальными изменениями, а те в свою очередь нашли отражение в полотнах художников-символистов. Еще никогда до этого идейная общность художников и литераторов не была столь сильна, как в эпоху символизма.

Западноевропейский символизм – явление подвижное и неоднородное. Отправной точкой символизма принято считать Францию 1870-1880 г.

На скандинавских художников-символистов повлияли драматурги: Ибсен и Стриндберг, особенно их наследие: скандинавская мифология и образы их богатой северной природы. Известные представители скандинавского символизма: Ян Тороп, Ян Торн-Приккер, Фредерик Виллумсен «Горы Ютунхейм», Аксели Галлен-Каллела «Зима», «Калевала».

Ян Теодор Тороп (20 декабря 1858-го года, Пурвореджо, Ява — 3 марта 1928-го года, Гаага) — ярчайший представитель нидерландского символизма. Родился художник в индонезийско-нидерландской семье. Творческий путь начинает в Делфте, где два года берет уроки живописи у Пауля Тетара ван Элвена. После этого Я. Тороп два года обучается в Государственной академии изобразительных искусств в Амстердаме, а с 1882 года учится в брюссельской Академии изящных искусств. До 1886 года Ян Тороп успевает посетить Англию, где знакомится с Уистлером – знаменитым американским предшественником импрессионизма и символизма, и Париж. В Бельгии внимание Я. Торопа привлекает творчество символиста Джеймса Энсора. В этих же годах творчество художника начинает постепенно смещаться в сторону символизма, в 1892 году в Гааеге проходит его персональная выставка, где представлены исключительно символистские работы, созданные под влиянием традиционного искусства индонезийского театра, а в 1893 г. Ян Тороп создает свою самую знаменитую картину в стиле символизма: «Три невесты». От символизма художник постепенно начинает переходить к Ар-нуво, но его здоровье начинает ухудшаться, и он успевает выполнить не так много заказов перед своей смертью.

Йенс Фердинанд Виллумсен (7 сентября 1863-го года, Копенгаген — 4 апреля 1958-го года, Канн) — датский художник-символист. Большая часть художественной карьеры Виллумсена прошла во Франции, где он поддерживал общение с Полем Гогеном и принадлежал к школе Понт-Авена.

Учился Й. Виллумсен в Королевской Академии Художеств с 1881-го по 1885-й год, с1879-го по 1882-й год слушал курс архитектуры в Технической Школе Копенгагена. В 1888-м году Виллумсен переехал в Париж под влиянием выставки современной французской живописи в Копенгагене, где жил до 1890-го года. В 1890-м году художник познакомился с Полем Гогеном, который оказал существенное влияние на творческие принципы художника. Виллумсен также сблизился с группой Наби через Поля Серюзье. Также испытал влияние Одилона Редона. В 1892-м году художник путешествовал по Норвегии, а в 1893-м году принял участие во Всемирной выставке в Чикаго. Вместе с Вильгельмом Хаммершёем и другими датскими художниками В 1891-м году вместе с Вильгельмом Хаммершеем и другими художниками основал художественное объединение Den Frie Udstilling. 

Художник увлекается старинными техниками, стремится их возродить, найти им применение в современном искусстве. В середине своей творческой карьеры он переходит к новой манере письма – художник усиливает цвета и техникой приближается к импрессионизму.

Надо признать, что западноевропейский символизм не был однородным. В каждой стране он видоизменялся ввиду различной культурной истории. В символизме также угадываются течения будущего, которые противоположны символизму. К примеру, экспрессионизм. В целом, символизм растворился в эпохе модерна, стал большой ее частью.

Список литературы

  1. Ильина, Т. В. История искусств: западноевропейское искусство : учебник для вузов : доп. М-вом образования РФ / Т. В. Ильина. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Высшая школа, 2002. – 361с.
  2. Искусство. Всемирная История. / Под ред. С. Фарсинга. - Пер. с англ. - М: ООО «Магма», 2017. - 576 с.
  3. Кассу, Ж. Энциклопедия: живопись, графика и скульптура, литература, музыка / Жан Каасу [и др.]; науч. ред. и авт. послесл. В. М. Толмачев; пер. с фр. Н. В. Кисловой, Н. Т. Пахсарьян. - Москва: Республика, 1999. - 429 с.
  4. Светлов, И. Е., Хренов Н.А. (отв. ред.) Символизм как художественное направление: взгляд из 21 века. Сборник статей. - М.: Государственный институт искусствознания, 2013. - 464 стр.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее