Ярмарки считались основной формой организации торговли в регионе. По их количеству отличался Ачинский уезд, где в 1880-е годы насчитывалось 6 ярмарок из 13 действовавших в губернии. В то же время две из шести - Никольская в Балахте и Петропавловская в Ужуре, которые открылись еще в 1830-х годах, считались крупнейшими в провинции, давая 60% торгового оборота. В начале 1880-х годов оборот любого из них превышал 300 тысяч рублей, но к концу десятилетия он упал до 50 тысяч рублей. и потихоньку начал расти только к середине 1890-х годов, приблизившись к 100 тысячам рублей.
Можно сделать вывод, что ярмарки пользовались хорошим спросом и были популярны ещё долгие годы. Так же можно предположить, что бояре устраивали ярмарки не только с целью наживы, но и как способ развлечь себя.
Область торговых связей Никольская и Петропавловская ярмарки раскинулись более чем на 100 верст в округе, включая не только близлежащие волости, но и территории соседних губерний. Например, в Ужур приезжали купцы из Ачинска, Красноярска, Минусинска, Томска, Мариинска, Ялуторовска.
В Минусинском районе было 2 ярмарки: в поселке Абакан и в поселке Соленоозерский, оборот которых в разное время составлял от 30 до 200 тысяч рублей.
Красноярск и Красноярские края значительно уступали этим 2 округам по масштабам ярмарочной торговли. Канский район. В Канске действовала только одна ярмарка в селе Амонаш. Возник в 1840-х годах. во время золотой лихорадки именно она доставляла значительный доход на определенный период, потому что через нее на Бирюсинские прииски шел черный хлеб, скот и продовольствие. Однако вместе с закрытием шахт оборот ярмарок начал быстро снижаться, и в 1880-х годах. это она влачила ничтожное существование. Так, если в Ачинском районе в ярмарках принимали участие 400-500 продавцов, то в Канском — 3-5 человек.
В Красноярском крае прошла единственная ярмарка - в самом краевом центре. Он был открыт в 1869 году. согласно ходатайству провинциальных властей, но никак не оправдал ожиданий своих основателей. Его оборот был крайне скромным, никоим образом не превышая 20 тысяч рублей.
"Енисейская ярмарка – одна из крупнейших ярмарок Сибири XVII - XVIII веков, благодаря которой на рынок поступали меха Туруханского края. Он проводился ежегодно в августе. Пути купцов из Сибири, Европейской части России, Европы сходились в Енисейске: приезжали азиатские торговцы (персы, армяне, бухарцы). Хлопчатобумажные (даба, китайские) и шелковые ткани, фарфор, чай и табак привозились сюда с китайской границы. Русские товары в основном поступали из Тобольска: сукно, черкасский табак, холсты, валенки, ткани, ножи, вилки, обувь, мед, вина. С XVIII века хлеб привозили из Красноярска, а также из Минусинского, Ачинского и Канского районов, а соль - с Троицкого завода. С Туруханской ярмарки привезли рыбу, птичий пух и перья, изделия из северного оленя и, самое главное, меха из Туруханского региона. Кроме того, пушные товары с северо-востока Азиатской России, скупаемые якутскими и иркутскими купцами, перемещались через Енисейск в центр страны. Торговля мехом была главным интересом купцов, пришедших на ярмарку. Они вывозили меха, купленные в Енисейске, частично в Кяхту для торговли с Китаем, частично в Европейскую Россию" (из Енисейского энциклопедического словаря).
Енисейская ярмарка достигла своего расцвета в XVIII веке, была широко известна в Сибири и за ее пределами. Это связано с перемещением товарных масс по Ангаро-Кетскому пути. Обычно ярмарка проводилась в августе и называлась Успенская улица. Официальная дата ее проведения – с 1 по 25 августа была утверждена после введения городским регламентом 1785 года других ярмарок, и в первую очередь всей Ирбитской. Через Маковский острог в течение июля-августа 1717 года прошло более 30 купцов из различных населенных пунктов с 46 рабочими и пешими людьми на 108 телегах и 119 вьючных лошадях. В связи с тем, что большая часть транзитных грузов проходила по маршруту Ангара-Кет, в Маковском был создан таможенный пост. По окончании Енисейской ярмарки некоторые местные купцы отправились в Иркутск, а затем в Кяхту, вернувшись оттуда в декабре.
По моему мнению ярмарки надо было распространить не только в крупных городах, но и в деревнях, тем самым у них бы было еще больше прибыли из-за того, что деревенского населения, которое с трудом могли найти те или иные вещи, также для них это было бы своеобразным праздником, который бы мог посетить каждый.
Енисейской ярмарке предшествовали Туруханская и так называемая "Остяцкая", которая проходила в мае в селе Подкаменная Тунгуска. В нем приняли участие остяцкие семьи. На одну из таких ярмарок прибыла 31 семья. Они продали енисейским купцам 300 шкурок сохата по цене 6-8 рублей. каждый, 10 медведей, не менее 35 тысяч белок по 33-34 копейки за штуку, чуть меньше соболей, стоимость которых достигала 100 рублей. за штуку. Взамен наши купцы "разложили на прилавках ситец, шали, шарфы, пояса, рубашки – все без исключения самых ярких расцветок, горы кроличьих шкурок и прочей мелочи...". Сюда же прибыли ангарские купцы, которые устроили зимнюю трассу от Ангары до Подкаменной Тунгуски. Товары, купленные или обмененные здесь после ледохода, вывозились вплоть до Енисейска. Они потратили 2-3 месяца на это путешествие в 2000 верст, стремясь непременно стать участниками Енисейская ярмарка, причем крайне редко, когда они оставались "в выгорании".
Среди енисейских купцов главными участниками ярмарки были: Бородкин, Хунтусов, Башуров, Грязнов, Еритишев, Абалаков, Ерликов, Китманов, братья Козьмины (х), Баландин, Петров, Ячменев, Дудкинский, Берендеев, Сальников. Купцы, как правило, лично или их представители выезжали на ярмарки со своими товарами, внимательно следили за состоянием цен на рынке и получали новости о них из Москвы и Лейпцига.
Из документов видно, что основным товаром на Енисейской ярмарке у всех без исключения действительно были меха. На Енисейской ярмарке в 1873 году было куплено и также отправлено в Ирбит 2 млн. Белки, а также более 50% принадлежали купцу Бородкину. Торговцы ранее стремились узнать о количестве товаров, выставленных на ярмарке, а также о стоимости, но в ответ получали косвенные ответы: "есть несколько", "есть десять или два", "ну, пятьдесят - в таком случае есть тысяча..." и т.д. После ярмарки была опубликована "Ярмарочная брошюра", в которой подробно рассказывалось об участниках, о том, что продавалось и почем.
Нельзя не сказать о том, что так же можно было представлять на ярмарках товары из других зарубежных стран, например из Европы, для распространения их среди народа, ведь известно, что качество вещей в то время в Европе было наивысшим.
Доля купленных на Енисейской ярмарке товаров предназначалась для Иркутска, проходившего с 15 ноября по 1 января. Цена десятины таможенных товаров с ярмарки за июль-август 1741 года собрала 1250,9 рублей. Значительная доля этой суммы (66,1%) пришлась на китайские товары, черный чай, шелк, "китайский тюнинг" (прочная гладкая бумажная ткань). Сибирские товары (33,9%) были представлены только мехом. Из них 1137 шкурок песца, 265 "недопесков", 2390 белок, 849 горностаев, 2 шкуры волка, 4 росомахи, 29 оленей. В перечень товаров входят единичные партии мехов, доставляемых в Енисейск из-за пределов Средней Сибири. Многие европейские торговцы предпочитали вывозимые из Кяхты китайские товары продавать в Енисейске, чтобы исключить накладные расходы при их последующей доставке. Казначейство также время от времени принимало участие в честной торговле. Так, в августе 1778 года в Енисейск прибыл сержант Тельцов с командой из 4 солдат "для покупки лосиных и оленьих шкур в казну".
Вместе с основанием судоходства в Англии корабли плавали по Енисею и доходили до Енисейска, причем часто со своими товарами. Но они не принимали участия в ярмарке, но стремились. Его строители не сочли нужным допускать англичан к честной торговле. . "Товары слишком дороги и недоступны для широких слоев населения. В Сибири никто не будет носить прочную, но тяжелую и совершенно неудобную английскую обувь, которая стоит 10-12 рублей за пару. Английские дешевые бумажные ткани, даже те, которые перевозятся беспошлинно, вряд ли могут быть здесь дешевле, чем морозовский и другой русский ситец..., очень сомнительно, что хорошие стальные изделия из Шеффилда могли бы конкурировать с теми, которые доставляются в Сибирь из Павлова. Что касается дешевых сортов, используемых в домашнем обиходе, то они также встретят здесь опасных конкурентов из тульских и златоустовских фирм, которые снабжают своей продукцией всю Российскую империю. При таких условиях только дорогие и первоклассные товары.
Для простых людей некоторые товары были недоступны к приобретению из-за больших финансовых трудностей, но я думаю, государство могло задуматься о создание аналогов той продукции, которые по стоимости могли быть доступны простым людям, тем самым государство обеспечило бы страну рабочими местами, а также отечественной продукцией и тем самым, увеличило бы благосостояние низшего слоя общества и предотвратило расслоение.
Торговая активность в Енисейске не ограничивалась августовской ярмаркой, но ее масштабы на протяжении многих лет были гораздо скромнее. Вся торговая жизнь Енисейска сосредоточилась в Гостином дворе и на близлежащей рыночной площади. Бывший Гостиный двор не соответствовал размаху проходивших ярмарок. Новый каменный дом был построен в период между 1747-1752 годами. Большая часть торговых помещений сдавалась "во двор" (по найму) только в период проведения ярмарки, которая началась в середине 60-х годов XVIII века. На Енисейскую ярмарку стало прибывать все меньше и меньше торговцев, конечно, такого изобилия товаров, как раньше, уже не было.
Местные товары были предметом ярмарочной торговли, однако импортные промышленные и продуктовые товары продавались на крупных ярмарках. Со временем в деятельности ярмарок обозначилась определенная специализация: на Абаканской и Балахтинской велась оптовая торговля хлебом, на Ужурской торговали скотом, на Соленоозерской продавались меха, изделия местных ремесленников, на ярмарке в Каратузском заключались договоры о найме рабочих на шахты.
Ярмарки внесли заметное оживление в жизнь сельских жителей провинции, подорвав патриархальный уклад жизни на селе, втянув их в новые социально-экономические отношения. Это заметили сами крестьяне, рассказывая, что до появления ярмарок в их окрестностях возможности продажи продуктов были максимально ограничены, и у них не было в этом необходимости, так как все без исключения, что было необходимо в хозяйстве и повседневной жизни, делалось сами по себе.
Ярмарки, смешиваясь с общей праздничной толпой крестьян и городских модниц, важных чиновников и женщин легкого поведения, деловитых торговцев и праздных повес, респектабельных матерей семейств и веселых народных артистов, выполняли разнообразные культурные функции: они удовлетворяли потребности в развлечениях и угощении, в общении, служили средство получения новых знаний и новых эмоций, раскрывшее рядовым жителям города самые обширные, чем обычно, способности к реализации культурной и творческой деятельности. Ярмарки также были своеобразной эстафетой городской культуры для сельских жителей. Благодаря гастролям музыкантов и художников во время ярмарок население малых городов получило возможность приобщиться к новым формам досуга, стать покупателями творчества высококлассных мастеров культуры. На ярмарках, особенно в середине девятнадцатого века, появилась гораздо более обширная зона общественных развлечений и зрелищ, чем в будние дни. В то же время только праздники на территории ярмарочной площади, а за ее пределами свободное время каждого человека было в основном окрашено в цвета, определяемые его социальным статусом. Часть купцов, не довольствуясь благопристойными развлечениями, предлагаемыми благородными собраниями, предпочитала проводить время в гостиницах, постоялых дворах и питейных домах.
На протяжении всего XVIII века, особенно в период расцвета На Енисейской ярмарке город был важнейшим центром общесибирской торговли, являясь промежуточным пунктом по способу перемещения товарной массы, где значительная ее часть переходила из рук в руки. Во второй половине XVIII века . наряду с улучшением путей сообщения, транзитные перевозки грузов, перемещаемых на юг, привели к сокращению потока товаров в Енисейск. Возрастала роль других торговых центров, привлекающих товары, которые раньше проходили через наш город. Окончание этого процесса можно отнести к первым десятилетиям XIX века. Значительная часть сибирских купцов стала торговать в портах и на развороте.
Список литературы
- МКУ «Архив города Енисейска», Ф-6; Книга В.В.Буланков, К.Ю.Шумов «Енисейск. К 380-летию. Очерки по истории развития и застройки города», Красноярск, 1999 г.
- Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.) / Г. Ф. Быконя, В. И. Федорова, В. А. Безруких. — Красноярск: РАСТР, 2012. — 240 с.: ил.
- Комлева Е.В. Купечество городов Енисейской губернии в последней четверти ХVΙΙΙ – первой половине ХΙХ в.: дис. … канд. ист. наук. – Новосибирск, 2002. – С. 146–147.
- Латкин Н.В. Красноярский округ Енисейской губернии. – СПб., 1890. – С. 146.
- Боголепов М. Торговля в Сибири // Сибирь, ее современное состояние и ее нужды. – СПб., 1908. – С. 175.
- Чудновский С.Л. Енисейская губерния к трехсотлетнему юбилею Сибири: Статистикопублицистические этюды. – Томск, 1885. – С. 121–122.
- Латкин Н.В. Енисейская губерния… – С. 268.
- Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009
- Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта сельского населения Иркутской и Енисейской губерний. М., Иркутск : М-во земледелия и гос. имуществ, 1889 1894
- Обзор Енисейской губернии за 1880 1890 гг. Красноярск: Тип-я Гощтова и К, 1881 – 1891
- Обзор Енисейской губернии за 1883. Красноярск: Тип-я Губернского правления, 1884. 34 с.
- Материалы по обследованию переселенческого хозяйства в Степном крае. Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской губерниях / Под руков. В.В. Алексеева. Спб. : Переселен. Упр., 1905 -1906. Ч. 1-3.
- Памятная книжка Енисейской губернии за 1865 1866, 1898, 1910, 1915 гг. Красноярск: Губ. Стат. ком., 1866 1915
- Список существующих в Российской империи ярмарок. Спб.: Б.и.1834. 533 с. Степанов А.П. Енисейская губерния. Спб.: Тип. Вингебера.1835. Ч. 1. 276 с, Ч. 2 139, XIX с.
- Латкин Н.В. Енисейская губерния, ее прошлое и настоящее. Спб.: Б.И. 1892. III, 467 с.