Развитие культуры гражданского участия – долгий и сложный процесс, требующий много усилий со стороны государственных и муниципальных органов власти и общественных структур. Он требует создание предпосылок и возможностей для реализации различных форм участия граждан и НПО в местном развитии. Кроме того, процесс предполагает активное внедрение, развитие и поддержание граждан и муниципалитетов со стороны государственных институтов. При анализе европейской практики гражданского участия на местном уровне выявляются два типа моделей [3].
Первая основанная на традициях модель, посредством которой роль, участие и вовлечение людей в процессе разработки политики и принятия решений является основным принципом, которому следуют веками (например, данная модель сильно выражена в Скандинавских странах). Вторая «нормативная модель», где формы участия закреплены законодательно, нормативными актами или постановлениями и, таким образом, обретают легитимность и возможность для приложения. Эта модель более широко принята в странах бывшего социалистического блока, где нормативное урегулирование определенного типа общественных отношений направлены на создание или замену определенных традиций. Чтобы достичь желаемого эффекта многие страны пытаются внедрить нормативную модель. Однако для этого требуется хорошее знание практики и местного потенциала для разработки законодательства, соответствующего местным условиям, для реализации этого процесса и регулирования обязательств партнёров. Опыт и практика показывают, что гражданское участие чаще всего тяжело осуществляется, так как это в значительной степени зависит от готовности администрации города к проведению устойчивого общественного диалога, структурированного и правильно ориентированного с признанием принципов гражданского участия и вовлечения граждан в процесс решения местных проблем. Вовлечение граждан и НПО в деятельность местных органов самоуправления происходит только после того, как местные заранее проинформированные власти уже запланировали свои действия и предприняли шаги для реализации вовлечённости граждан в управление муниципалитетов [7]. Однако, игнорирование даже самой простой и доступной формы гражданского участия – консультации, часто приводит к протестам местных сообществ, желающих публично высказать своё мнение по актуальным и общественно значимым вопросам. Граждане по-разному выражают своё несогласие, но всегда ищут единства с единомышленниками, чтобы показать настоящую волю местного населения. Поэтому поиск диалога и гражданского вовлечения в процесс формирования политики одинаково значимо как для местных, так и для региональных властей, НПО и их представителей [5].
Создание каналов связи с целевыми группами и поддержание постоянного общения и диалога имеют немаловажное значение для поддержания интересов и приверженностей со стороны местного сообщества. В качестве широко используемого, хотя и сложной по процедуре, формы гражданского участия выступает местный референдум, наиболее чётко выражающий позицию местного населения.
Также очевидны тенденции, характерные для большинства стран – активное гражданское участие в решении общественных вопросов и разработок местной политики ещё не включены в широкую культуру людей и в их потребности. Навыки, знания и хорошая практика взаимоотношения, необходимые для управление современными демократическими процессами, практически отсутствуют. Политическая элита, граждане и НПО не предпринимают всех необходимых шагов, чтобы отстранить пробелы, инициируя кампании доступных знаний в области гражданского участия. Вместо этого местная администрация муниципалитетов, старается решать современные вызовы без соответствующих методов доступа к уже регулируемым формам гражданского участия. Следует признать, что развитие гражданского участия и гражданского общества не может компенсировать отсутствие местной и национальной политики в этой области. Отношение государственных органов к различным гражданским инициативам часто является проблематичным. Гражданские инициативы, требующих перемен, участвующие как альтернатива официальной руководящей должности тех, кто находятся у власти, обычно не получают поддержки. С другой стороны, граждане скорее знакомятся с концепцией и преимуществами гражданского участия, а не допускаются к данному процессу.
В качестве рекомендаций для муниципальных органов власти по вовлечению гражданского участия в решениях местных проблем необходимо:
внедрить более доступные учебные материалы;
создать и облегчить доступ граждан и организаций гражданского общества к онлайн-площадкам для общественных консультаций и обсуждений;
назначить ответственных должностных лиц для сбора и обобщения результатов проведённых общественных консультаций;
учитывать местные традиции и культурно-исторические факторы при создании законов и выработка стратегий, относящиеся к формам гражданского участия.
Для получения доступа к информации и для того, чтобы сделать её прозрачной органам местного самоуправления необходимо систематизировать и обобщить правила доступа к ней [1]. Осуществлять контроль за её исполнением, а в случае несоблюдения – наложение санкций. А также расширить доступ к местным органам власти для включения и дальнейшего развития условий для участия граждан в заседаниях городского совета и комиссий. Необходимо всё шире развивать условия приёма граждан, устанавливаемые в обязанности председателя муниципальных образований и его заместителей, а также мэров.
Всему вышеперечисленному обеспечить максимальную гласность, прозрачность и подотчётность в работе всех типов советов и комиссий. Ввести единые стандарты (обязательно принципы, процедуры и критерии) работы общественных советов по обеспечению представительности, качества, экспертизы и прозрачности протекания самого процесса. Общественные советы должны быть созданы как реальные и обязательные структуры для взаимодействия и консультации с гражданами на местном уровне [4]. Необходимо регламентировать работы двух типов общественных советов. Первый – общественный совет по определенной местной политике. Инициатива для формирования данного совета (за пределами требований закона) может исходить как от местных властей, так и от граждан. Второй
– общественный совет по территориальному признаку. Данная форма гражданского участия необходима для закрепления нормативно применяемой в настоящее время практики некоторыми муниципалитетами для так называемых «районов» или «советов» населения отдельных посёлков муниципального образования.
Рекомендуется ввести форму проведения «общественных консультаций» местным властям, но для этого необходимо обязательно прописать всю процедуру в отдельном постановлении муниципального совета [2]. Также рекомендуется ввести в обязанности муниципальных советников поддерживать связь с населением в населённых пунктах. Широкое участие заинтересованных сторон на местном уровне требует отличного знания инновационных практик в местной политике, владения механизмами их реализации, знания местных проблем и форм их совместных решений. Участие в местной общественной жизни должно быть открытом для всех, давая возможность услышать различные мнения не только накануне выборов, но и на протяжении всего срока полномочия правительства.
Принцип гражданского участия подчеркивает самый основной принцип демократического управления, а именно, что гражданин является источником суверенитета [6]. Он практически определяет, что такое общественное благо, и формирует местную политику, посредством которой это общественное благо будет достигнута, а также реформирует институты, не служащей данной цели. Сбор актуальной информации, её представление местным ключевым фигурам и разработка проектного документа являются частью процесса практического расширения гражданского участия, поддержания государственно-частного партнёрства и диалога с гражданским обществом и с местными властями. Готовый проектный документ будет не только разработан в партнёрстве с заинтересованными сторонами, но и его поддержит муниципальное руководство в его усилиях по вовлечению граждан и их структур в формирование местной государственной политики. Включённые мероприятия проекта на практике продемонстрируют механизмы координации и коммуникации с местными властями, создадут условия для совместного обсуждения местных проблем и определят меры по их реализации, что даст завершённость процесса гражданского участия в функционировании местных муниципалитетов.
Список литературы
- Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // КонсультантПлюс URL:www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/3a64007dd7a87c4b8f7fdd55e21a43 d928c144c3/ (дата обращения: 09.04.2021).
- Приказ Министерства экономического развития РФ от 7 июля 2015 г. № 454 «Об утверждении методики проведения публичных (общественных) консультаций (обсуждений)» // Информационно-правовой портал Гарант.ру URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71097360/ (дата обращения: 09.04.2021).
- Куценко Д.О. Анализ политико-правовых моделей организации местного самоуправления // Управленческое консультирование, 2020. № 5. С. 154-165.
- Общественный совет может стать эффективным помощником местной власти // Ассоциация совет муниципальных образований Хабаровского края URL: cmokhv.ru/materials/mat20190617/ (дата обращения: 09.04.2021).
- Перезолова А.С. Практики гражданского вовлечения в публичную политику и опыт управления гражданскими инициативами // Вопросы управления, 2015. № 5 (36). С. 25-31.
- Участие граждан в жизни демократического общества - За качественное местное самоуправление // Совет Европы URL: https://www.coe.int/ru/web/portal/local- and-regional-democracy (дата обращения: 09.04.2021).
- Хабибрахманова Э. Региональные практики вовлечения граждан в местное самоуправление // Экономика и управление: научно-практический журнал, 2016.№ 5 (133). С. 61-68.