На сегодняшний день одной из ключевых задач, стоящих перед российским обществом, является поддержание, укрепление и сохранение здоровья детей. Это обусловлено тем, что на протяжении последнего десятилетия наблюдается тенденция снижения детского здоровья, что подтверждается различными статистическими исследованиями. Анализируя научные публикации прошлых лет, а также данные Росстата и свободные исследования, было выявлено, что в 2010-2014 гг. только 17,3% детей считались абсолютно здоровыми, что соответствовало 1 группе здоровья. П. И. Храмцов и Н. О. Березина, исследуя состояние здоровья дошкольников, писали о том, что 52,8% детей дошкольного возраста имеют III группу здоровья, т. е. страдают теми или иными хроническими заболеваниями. Авторы также отметили, что 29,4% детей страдают функциональными отклонениями и 0,5% детей имеют хронические заболевания в стадии субкомпенсации [5, с.64].
Детальный анализ состояния здоровья детей с 2014 по 2018 гг. был освещен в статистическом сборнике Росстата. Здесь акцентировалось внимание на заболеваемости детей от 0 до 14 лет по таким критериям, как болезни, передаваемые преимущественно половым путем, болезни, вызванные психическими расстройствами и употреблением психотропных веществ, а также образ жизни семьи и место ее проживания. Согласно данным статистики, родительская оценка состояния здоровья их детей дошкольного возраста, как хорошего, имеет показатель только 76,6% и, как удовлетворительного – 21,9% по состоянию на 2018 год [1].
К. Максимова проводила анализ состояния здоровья дошкольников в рамках деятельности журнала Сибмеда в 2019 году и установила, что порядка 70% дошкольников имеют множественные нарушения здоровья. Автор отметила, что 17% дошкольников имеют хронические заболевания, связанные с болезнью органов дыхания, а также выделила, что практически у половины детей имеются проблемы со зрением и головными болями [4].
В 2022 году исследования состояния детского здоровья показывают увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Так, Уполномоченный при президенте России по правам ребёнка А. Ю. Кузнецова отмечает, что относительно прошлых лет число детей с ОВЗ увеличилось на 9,4% [3].
Отмеченные выше данные, дают наглядную картину состояния детского здоровья в последние годы, которому нельзя дать положительную оценку. Именно этот аспект актуализирует вопросы о том, какие меры должны принимать родители, поддерживая состояние здоровья своих детей, каким образом должна развиваться и прививаться культура здоровья в семье, а также какие технологии будут способствовать формированию культуры здоровья.
Опираясь на всевозможные труды, затрагивающие проблему формирования культуры здоровья в семье, где воспитываются дошколята, можно полагать, что общее состояние здоровья ребёнка складывается исходя из влияния следующих факторов:
- Генетика и биология человека – 18-20%;
- Работа системы здравоохранения - 10-12%;
- Условия окружающей среды – 25-27%;
- Образ жизни в семье – 50-55%.
Образ жизни в семье, как наиболее влиятельный фактор здоровья ребёнка, выступает как регулятор жизнедеятельности и основа для управления здоровьем, формирования здорового образа жизни и его закрепления в процессе воспитательной деятельности. Все это можно назвать культурой здоровья.
Как правило, в процессе семейного воспитания обеспечивается физическое, психическое, а также духовно-нравственное здоровье детей. Если подходить к рассматриваемому вопросу с психологической точки зрения, то важно заметить, что для формирования культуры здоровья в семье дошкольный возраст является самым благоприятным периодом. Это обусловлено тем, что в дошкольном возрасте ребёнок начинает активно усваивать нормы и ценности, осознавать правила поведения, культурные обычаи, т. е. постепенно формировать базис культуры своей личности.
Если образ жизни семьи является главным элементом в социальном развитии ребёнка, то в совокупности с деятельностью дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), которые устанавливают ряд инструкций по воспитанию здорового ребёнка, создаются технологии формирования культуры здоровья в семье. Иными словами, источником формирования у ребёнка культуры здоровья, как личностного качества, является тот здоровый образ жизни, которому придерживается семья, где он воспитывается.
В рамках исследования вопроса культуры здоровья дошкольника, были сформулированы технологии формирования культуры здоровья в семье, основанные на принципе сотрудничества семьи и дошкольных образовательных учреждений, и выделены в две группы:
Первая группа технологий включает в себя мероприятия, направленные на вовлеченность родителей в деятельность ДОУ по вопросам воспитания культуры здоровья. Сюда целесообразно включить следующие технологии:
1. Информационно-аналитические технологии. В рамках взаимодействия семьи и ДОУ обозначенные технологии направлены на выявление уровня педагогической грамотности родителей, заинтересованности и вовлеченности в процесс воспитания культуры здоровья ребёнка. В таком случае эффективны беседы, интервьюирование и анкетирование.
2. Досуговые технологии. Из названия технологии совершенно ясно, что для воспитания культуры здоровья в семье важно совместное досуговое проведение времени родителей с детьми. На базе ДОУ организация досуга родителей и детей в рамках воспитания здорового образа жизни, как правило, осуществляется в виде праздников, выставок, физкультурных мероприятий.
3. Познавательные технологии. Данные технологии предназначены для просвещения родителей в вопросах воспитания культуры здоровья ребёнка. Взаимодействие между родителями и воспитателями ДОУ осуществляется в рамках образовательных отношений, где воспитатели выступают в качестве координаторов и наставников для родителей. Здесь приемлемы родительские собрания, краткие лекции, индивидуальные беседы.
4. Наглядно-информационные технологии. Как показывает практика, наглядные технологии являются наиболее эффективным средством для вовлеченности родителей в воспитание культуры здоровья ребёнка. Для родителей здесь имеет место технология творческого проекта, подразумевающая совместную деятельность с детьми путем использования творческого подхода. Например, оформление спортивного стенда для ДОУ или уголка здоровья. Для ДОУ наглядно-информационные технологии необходимы для поддержания интереса родителей, для их информирования о жизни детей в ДОУ и т.д. [2].
Вторая группа технологий, включает в себя деятельностью, которую на ежедневной основе должны осуществлять родители с целью формирования семейно культуры здоровья.
1. Игровые технологии. Дети дошкольного возраста воспринимают и закрепляют свои навыки и умения в процессе игры. Для родителей, как координаторов семейного воспитания, организация занятий физической культурой дома должна быть построена таким образом, что ребёнок почувствовал интерес. Здесь уместны подвижные игры, игры с мелками и музыкальным сопровождением. Родителям важно учитывать, что дети могут переоценивать свои физические возможности, понимать, что физкультура должна ограничиваться временем от 10 до 20 минут. В игровых технологиях занятия с детьми родителям важно понимать, когда лучше физические упражнения влияют на здоровье ребёнка. Так, легкая зарядка станет актуальным занятием для тела по утрам, до обеда можно прибегнуть к подвижным играм и т.д.
2. Здоровый режим. Важным шагом в семейном воспитании является поддержание здорового режима. Для нормального развития и укрепления здоровья родители обеспечить для своих детей такие условия:
- Отвечающие требованиям гигиены;
- Чистое место отдыха, занятий и сна;
- Здоровое сбалансированное питание;
- Закаливание организма;
- Контроль за правильностью осанки ребёнка.
Как показал анализ научной литературы и статистики, состояние здоровья детей дошкольного возраста на протяжении последних лет имеет тенденцию ухудшения. Все больше детей сталкиваются с проблемами здоровья, вызванными различными факторами. В таких условиях перед родителями и воспитателями ДОУ ставится серьезная задача в формировании культуры здоровья в семье, где воспитываются дошколята, с целью поддержания и укрепления здоровья детей, воспитания культуры здоровья, как личностного качества ребёнка. На этом основании были сформулированы технологии, которые на наш взгляд, будут способствовать эффективному формированию культуры здоровья в семье, но только при условии совместной активной деятельности родителей и ДОУ.
В заключение следует отметить, что обозначенные технологии подразумевают создание психолого-педагогических условий, условий сотрудничества родителей и ДОУ, в которых ребёнок будет обогащать свои знания и представления о здоровье и здоровом образе жизни.
Список литературы
- Здравоохранение в России: статистический сборник 2019. / под. ред. И. Н. Шаповала, С. Ю. Никитиной. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2019. – 170с.
- Киперь Т. Взаимодействие с семьей в вопросе культуры здоровья и формирования здорового образа жизни / Т. Киперь // Maam.RU.2022[Электронный ресурс]. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-vzaimodeistvie-s-semei-v-voprose-kultury-zdorovja-i-formirovanija-zdorovogo-obraza-zhizni-iz-opyta-raboty.html
- Ибадова М. Количество детей с ОВЗ / М. Ибадова // Гатчинская правда, 2022. [Электронный ресурс]. – URL: https://gtn-pravda.ru/2022/06/20/kolichestvo-detey-s-ovz-rastet-v-chem-prichina-i-chto-delat-dalshe.html
- Максимова К. Почти 70% российских дошкольников имеют множественные нарушения здоровья / К. Максимова // Сибмеда, 2019. [Электронный ресурс]. – URL: https://sibmeda.ru/news/sreda-obitaniya/pochti-70-rossiyskikh-doshkolnikov-imeyut-mnozhestvennye-narusheniya-zdorovya/
- Храмцов П. И., Березина И. А. Состояние здоровья и образ жизни современных дошкольников / П. И. Храмцов, И. А. Березина // Сборник «Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста», 2014. - №2. – с.64-65.