Условия формирования положительной мотивации к занятиям по физкультуре и спорту в современных условиях

Условия формирования положительной мотивации к занятиям по физкультуре и спорту в современных условиях

Занятия физкультурой и спортом всегда положительно влияли на здоровье человека, его гармоничный физический и духовный рост. Люди, которые уделяют должное внимание физическим нагрузкам, сохраняют намного дольше остальных свою молодость, долголетие и энергию жизни. Одним из главных компонентов, для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и спортивной, является мотивация. В данной статье, мы рассмотрим, как мотивация влияет на занятия спортом, какова причина низкого уровня мотивации у студентов, а также какие условия необходимо сформировать для ее повышения.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 46 (91), Ноябрь ‘22

Дата публицакии 06.11.2022

Поделиться

Ни для кого не секрет, что одним из сильнейших рычагов склоняющих нас к действию, является мотивация. Напомним, что мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения поставленной цели. Именно от нее зависят наша заинтересованность, активность, целенаправленность и устремленность в удовлетворении возникших у нас потребностей. Выдающийся невропатолог, а также психиатр и психолог В.Н. Мясищев, говорил: результаты, которых человек достигает в своей жизни, зависят от его интеллекта лишь на 20-30%, а на 70-80% - от его мотива, который как раз таки и подталкивает человека вести себя определённым образом.

Занятия физкультурой и спортом, можно определить не просто как мотивированную деятельность для удовлетворения какой-то одной конкретной потребности или цели. Мы бы охарактеризовали ее даже как полимотивированную, то есть имеющую совокупность мотивов, иерархично выстроенных, взаимосвязанных и выражающихся той степенью важности, которая наиболее характерна для возраста, интересов или потребностей занимающихся в данный момент.

Наличие мотивации у студентов к занятиям спортом, во многом не уступает по значимости непосредственно самой тренировке. Так как именно факт ее существования (мотивации), отражает интерес человека к занятиям физкультурой, его активное и осознанное отношение к спорту. Мы полагаем, наличие мотива у человека является одним из факторов успешного освоения программы тренировки, а также способствует наиболее быстрому получению результата.

Причинами низкого уровня мотивации у студентов, на наш взгляд, можно обозначить несколько вещей. Во-первых, это элементарное отсутствие свободного времени, по причине его загруженности. Время может быть занято, как объемными заданиями на учебе, неудобным расписанием, так и посещением работы или помощью родителям. Если эти факторы занимают почти все свободное время студента, мотивации тратить их остаток на физические нагрузки у него не возникнет.

Другой же проблемой формирования мотивации, мы считаем отсутствие желания и личных убеждений в необходимости заниматься спортом. Если человек самостоятельно не пришел к тому, что спорт – это его здоровье, молодость, красота и энергия, то никто не сможет его убедить в этом. Как только человек сформирует положительное отношение к спорту, осознает его необходимость и необходимость заботы о своем теле и общем здоровье, то он сам придет к верному выводу. Осознанность и духовный подход равно мотивация и систематические действия.

Если говорить о том, как повлиять на уровень мотивации у студентов, то сначала необходимо понять один факт. Мотивация к занятиям спортом, должна формироваться с учетом общественных мотивов, моральных мотивов, а также мотивов самовыражения и утверждения в обществе. Ведь, как и упоминалось ранее, мотивация – процесс полимотивированный. При грамотном учете всех мотивов, мы можем избежать  негативных результатов, например, таких как мотивация избегания неудач.

Перейдем к более конкретным положениям. На наш взгляд, для достижения положительной мотивации, необходимо:

  1. Получение осязаемого (реального) результата от занятий;
  2. Систематическая качественно-количественная оценка результата студента;
  3. Индивидуальный подход и формирование деятельности для студента, которая будет для него желанной и интересной, а ее результат получен им самим;
  4. Создание нормативных уровней, по достижению которых студент будет чувствовать гордость, или разочарование при их не выполнении;
  5. Формирование приятной атмосферы занятий, на которые студент будет ходить с удовольствием;
  6. Использование различных средств и методов, для разнообразия проведения занятий, например смена места, формы проведения занятия или введение новых упражнений.

В заключении, хотим отметить, что согласно аналитическому обзору за 2021 год, около 56% россиян занимаются спортом, а их доля среди студентов достигает даже 71%. На наш взгляд, по результатам данного опроса, можно сделать вывод, что спорт является массовым увлечением нашей молодежи, и что наше поколение является достаточно физически и духовно развитым. А те кто еще не пришел к выводу о необходимости заниматься спортом, в скором времени поменяют свое мировоззрение и осознают ценность своего здоровья. Отношение к спорту можно изменить только лишь при собственном желании, ведь все в этой жизни зависит от нас самих!

Список литературы

  1. Родионов А. В. «Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов».
  2. Слепченко, А. Л. Мотивация как компонент занятий физической культурой / Журнал «Молодой ученый» № 19 (257).
  3. Статистические и аналитические данные с сайта «ВЦИОМ Новости», раздел «Спортивная Россия»
  4. Баранов В.Е. и Коряковцев Д.А. «Мотивация в сфере физической культуры и спорта».
  5. В. К. Макаренко «Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом».
  6. Сизова Н.В. и Семиглазова Е.П. «Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом».

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary