Психологическая подготовка является неотъемлемой частью успеха в футболе. Она помогает игрокам справляться со стрессом, повышает их уверенность и концентрацию, а также улучшает их общее самочувствие.
Во время игры футболист может испытывать различный спектр психоэмоционального состояния. Еще до выхода на поле перед игрой будь то тренировка, товарищеский матч или реальная игра с соперником, любой игрок команды испытывает напряжение и волнение, как перед игрой, так и во время самого процесса. Во время решающих моментов, способных переломить исход встречи, игроки испытывают пиковое напряжение, и способность держать себя в руках и контролировать свои эмоции становиться неотъемлемым ключом к победе.
Психологическая подготовка позволяет игроку поддерживать качество профессиональных навыков, что с одной стороны помогает реализовать его физическую подковку и весь потенциал, а с другой быть устойчивым к возмущающим факторам, сбивающих с ритма и уверенности в себе и своих возможностях. Ведь уверенный в своей победе человек всегда достигает намеченных целей.
Существует множество методов психологической подготовки, которые могут использовать футболисты, а именно. Визуализация: создание мысленных образов успешных выступлений. Аффирмации: позитивные самоутверждения, которые помогают повысить уверенность и мотивацию. Релаксационные техники: методы, такие как глубокое дыхание и медитация, которые помогают контролировать стресс и тревогу. Постановка целей: определение конкретных, достижимых целей, которые помогают поддерживать мотивацию и сосредоточенность. Личный дневник: ведение записи мыслей, чувств и прогресса.
Психическое состояние футболиста во время игры олицетворяет его переживание к возможному исходу не совершившегося события, а именно к результату его игры. Наиболее часто футболистам сопутствуют такие переживания, которые являются признаками кризисных ситуаций. К ним относят: одиночество, боязнь поражения, неуверенность, неудовлетворенность, ответственность, конкуренция, публичность, несбалансированность основной и неосновной деятельности, переоценка деятельности, психологическая усталость.
Сильнее всего переживают футболисты, из-за неуверенности в себе при выполнении ответственных ударов и сомнение в попадании в заданную цель. С опытом контроль своих эмоций у футболистов возрастает. Для успешного пенальти футболист должен овладеть методом аутогенной тренировки, объективно оценить обстановку и быть уверенным в высоком уровне своей физической, психологической и тактической подготовленности.
Аутогенная тренировка представляет собой интеграцию различных методов взаимодействия в единую систему, направленную на осознанное и глубокое воздействие, в первую очередь, на эмоциональное состояние и производительность. Основная концепция этой методики заключается в использовании мышечной релаксации, самовнушения и самообучения. Участник активно участвует в процессе тренировки, что способствует достижению более высоких результатов. Аутогенная тренировка включает в себя серию упражнений, которые выполняются в положении лежа или сидя. Упражнения сосредоточены на расслаблении различных частей тела, а также на контроле дыхания и сердечного ритма. Во время аутогенной тренировки человек повторяет про себя определенные фразы, называемые аутогенными формулами. Эти формулы помогают вызвать состояние самогипноза и усиливают ощущение расслабления.
Для правильной психической подготовке необходим контакт тренера с психологом команды, который будет содействовать улучшению психологического состояния и выявлению индивидуальных особенностей футболистов, что поможет ему справиться с эмоциями в ходе матча. Также это важно, для того чтобы спортсмен смог сам контролировать свои эмоции во время матча.
Выделяют несколько основных направлений в практике психической подготовке:
1. Воспитание личностных и волевых качеств. Для формирования характера игрока, который будет определять результативность его игры;
2. Развитие психофизиологических процессов, определяющих внимание, восприятие игровых ситуаций, быстроту реагирования.
3. Формирование из группы игроков сплоченной команды, способной решать поставленные перед ней задачи.
Важно научиться контролировать свои эмоции и развивать навыки подготовки к соревновательной деятельности. Психологическая работа - это постоянный процесс, который не зависит от времени года. Даже в период перерыва в тренировках спортсмены должны придерживаться требований своего вида спорта. Исследования психологов показали, что успешные спортсмены обладают следующими качествами: уверенностью в себе, умением поставить перед собой цель и знать, как ее достичь, стремлением к совершенствованию, способностью сохранять спокойствие в сложных ситуациях и готовностью к тяжелым нагрузкам.
Влияние психической подготовки на результаты футбола крайне велико, например, исследования показали, что психическая подготовка может значительно улучшить результаты футбола и характеризуется, тем что игроки с высокой психической подготовкой демонстрируют более высокий уровень уверенности, концентрации и самоконтроля, а также реже получали травмы.
Таким образом, развитие психологических качеств игроков, будет оказываться воздействие на две стороны подготовки – на психологическую и тактическую. Для этого существуют упражнения, которые моделируют реальные условия в ходе тренировок. Вследствие этого личные качества футболистов развиваться целенаправленно, что повысит эффективность их развития. В то же время эти качества не будут развиваться отдельно, а, благодаря многофакторному подходу, будут оказывать положительное влияние на уровень тактической готовности и на факторы его определяющие.
В заключении можно сказать, что психическая подготовка играет решающую роль успеха в футболе. Она помогает игрокам справляться со стрессом, повышает их уверенность и концентрацию, а также улучшает их общее самочувствие. Интегрируя методы психической подготовки в тренировки и игры, футболисты могут повысить свои результаты и достичь своего полного потенциала.
Список литературы
- Монаков, Г.В. Подготовка футболистов / Под ред. Г.В. Монакова. - Псков, 2009. - 256 с. Гальперин, М.В. Общая экология: Учебник / М.В. Гальперин. - М.: Форум, 2016. - 336 c.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие. - М.: "Академия", 2000