В соответствии со ст. 3 Закона о медиации, процесс проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон.
Принцип добровольности выбора медиации сводится к тому, что участники приходят к выводу о медиативной процедуре самостоятельно, кроме того, предусмотрен односторонний отказ. Участники сами по своей воле выбирают медиатора. Согласительный документ основан на доброй воле, равно как и оказание услуг медиации.
Следующий принцип равенство. Данный принцип основан на равноправии сторон. Участники равны, на них могут быть возложены дополнительные полномочия. Участники обладают равным набором прав относительно принятия участия в медиативной процедуре, в том числе доступ к информации, имеющей важное значение для спора.
Принцип нейтральности. В основе него лежит одинаковое отношение к участникам медиативной процедуры со стороны посредника, отсутствие предпочтений, а также гарантия равных способов защиты прав. Посредник не знает, чем закончится медиация, он не может вводить их в заблуждение.
На посредника и его независимость могут оказывать влияние разнообразные источники, включая корыстную цель, финансовую составляющую, близкие отношения, служебная зависимость и многое другое. Он должен быть самостоятельным по отношению к органам государственной власти и иным лицам.
Принцип объективности. Он сводится к тому, что посредник прикладывает максимум усилий для того, чтобы решение удовлетворило все стороны спора. Он должен увидеть реальную картину спора и предложить верное решение в согласительном документе.
Принцип справедливости. Посредник из всех доводов должен выявить и найти правильное решение, принимая во внимание все особенности конфликта, что сводится к возможности продолжения сотрудничества.
Принцип беспристрастности. Сводится к тому, что у посредника не должно быть личной заинтересованности либо выгоды в разрешении конфликта. Для посредника на первое место выходят интересы лиц, которые к нему обращаются, а не свои.
Сегодня конфиденциальность является главным и неотъемлемым принципом медиации.
В правоприменительной деятельности неоднократно стоял вопрос о включении рассматриваемого принципа в процессуальное законодательство.
В точки зрения законодательства принцип конфиденциальность заключается в том, что минимизировать использование сведений, которые стали известны в процессе медиации, ограничить их распространение и возможность использования в дальнейших процедурах, например, при разрешении спора в суде.
Учеными – исследователями неоднократно рассматривались вопросы конфиденциальности медиации. Это связано с тем, что Закон о медиации перечисляя сведения, которые могут быть использованы сторонами в дальнейших процедурах – отсутствует неотъемлемое указание на то, что при рассмотрении и разрешении дела в суде нельзя ссылаться на сведения и документы, которые были получены в процессе медиации в целях примирения.
Это связано с тем, что процессе медиативной процедуры ее участники формируют необходимые заявления, доклады, проекты, которые необходимы для разрешения спора и принятия верного решения, которое удовлетворит стороны спора.
Если медиативная процедура не пришла к примирению, то данные документы допустимо направить в суд, только в качестве подтверждения вины и доказательств.
Важным фактором является то, что на сегодняшний день стороны могут использовать презумпцию договоренности относительно отказа от действия конфиденциальности.
Медиатор может разглашать сведения относительно медиации, только с согласия ее участников. От воли участников медиации напрямую зависит свидетельский иммунитет медиатора.
Верховным Судом Российской Федерации не выработано рекомендаций относительно проблемных аспектов принципа конфиденциальности медиативной процедуры.
Следовательно, на медиатора ложится обязанность сохранения тайны, которая стала известна в процессе медиации.
Медиатор не может без согласия участников рассматриваемой процедуру разглашать те сведений, которые он получил процессе процедуры.
На участников урегулирования спора ложится также обязанность обеспечения конфиденциальности примирительной процедуры.
Конфиденциальность медиативных услуг ложится на ее участников. Посредником могут быть определены пределы секретности, последствия раскрытия информации в медиативном соглашении.
Поэтому, сохранение конфиденциальности не должно противоречить закону.
Таким образом, в медиации независимость медиатора и его беспристрастность предполагается a priori. Медиация является единственной примирительной процедурой, которой действительно присущи конфиденциальность и сотрудничество сторон.
Список литературы
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984))
- "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.07.2022)
- "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 24.09.2022)
- "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 11.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.06.2022)
- Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4162.