Средства выявления нарушений законодательства о противодействии экстремизму

Средства выявления нарушений законодательства о противодействии экстремизму

Полномочия прокуроров неразрывным образом связаны с применяемыми ими правовыми средствами, которые являются регламентированными процессуальным законодательством и Законом о прокуратуре РФ правовыми действиями прокуроров . В их число входят средства выявления нарушений законов.

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (15), май ‘21

Поделиться

              Полномочия прокуроров неразрывным образом связаны с применяемыми ими правовыми средствами, которые являются регламентированными процессуальным законодательством и Законом о прокуратуре РФ правовыми действиями прокуроров[1]. В их число входят средства выявления нарушений законов.

          К таким средствам относятся лишь прокурорские проверки, представляя собой важнейший инструмент надзора за исполнением законов[2], в том числе и о противодействии экстремизму. Определение данного понятия не нашло своего отражения в действующем законодательстве, а Закон о прокуратуре характеризует их отдельные стороны и условия проведения. Само слово «проверка» является производным от «проверить», то есть удостовериться в правильности чего-либо, обследовать с целью надзора, контроля[3]. Обобщая смысл и содержание нормативного закрепления отдельных аспектов прокурорской проверки, а также используя научное определение, предложенное Ю.Е. Винокуровым[4], прокурорскую проверку исполнения законодательства о противодействии экстремизму представляется возможным определить как совокупность проводимых прокурорами в отношении поднадзорных им органов и организаций мероприятий, преследующих цель оценки содержания деятельности указанных субъектов на предмет ее соответствия Конституции РФ и законодательству о противодействии экстремизму.

          Согласно устоявшемуся в науке прокурорского надзора мнению[5] прокурорские проверки являются основным правовым средством выявления нарушений законов, обстоятельств, причин и условий, которые 
им способствуют, установления виновных в совершении обнаруженных правонарушений лиц. Необходимо заметить, что рассматриваемое правовое средство является комплексным, поскольку представляет собой совокупность мероприятий, основанных на применении прокурором конкретных полномочий, тем самым обуславливается их неразрывная связь 
с последними, на что указывалось выше. Такое обстоятельство подтверждает справедливое мнение В.Н. Галузо о том, что осуществление прокурором полномочий по надзору за исполнением законов предполагает наличие повода, оснований и условий[6].

          Субъектом любой прокурорской проверки всегда выступает прокурор. Они могут проводится с привлечением иных участников, однако последние зачастую являются специалистами, которые оказывают помощь прокурорским работникам в решении надзорных задач. Также бывают случаи проведения совместных проверок с контролирующими органами. 
Но в данной ситуации каждое ведомство разрешает собственные задачи, 
в связи с чем такие проверки носят самостоятельный характер.

          Объектами проверок исполнения законодательства согласно требованиям Закона о прокуратуре являются федеральные органы исполнительной власти, Следственный комитет РФ, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека 
в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся 
в таких местах, органы управления и руководители коммерческих 
и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 21 Закона о прокуратуре).

          Предметом прокурорской проверки исполнения законодательства 
о противодействии экстремизму выступают издаваемые вышеперечисленными органами и должностными лицами правовые акты и их конкретные действия в области борьбы с экстремизмом. Необходимость осуществления надзора за первыми отдельно подчеркнута пунктом 2.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 21.03.2018 № 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности».

          Важной сущностной характеристикой прокурорской проверки является ее направленность на установление соответствия деятельности поднадзорных органов и организаций действующим на территории России законам. 
В процессе ее проведения исследуется исполнение правовых предписаний, 
а не работа субъекта как таковая. Необходимо подчеркнуть и специфику данного средства выявления нарушений законов, которая обуславливается характером правоотношений, возникающих при его реализации. Особенностью является то, что возникает особое надзорно-охранительное правоотношение, субъектами которого выступает с одной стороны прокурор, а с другой поднадзорный орган или организация. Происходит это, во-первых, из-за того, что прокуратура имеет статус надзорного органа, во-вторых, из-за использования прокурором комплекса правовых действий, регламентированных статьями 21 и 22 Закона о прокуратуре.

          Являясь важнейшим инструментом выявления нарушений законов 
о противодействии экстремизму, прокурорская проверка базируется 
на принципах законности, полноты, объективности, императивности, оперативности.

          Знание прокурором названных принципов, построение проверок 
в строгом соответствии с ними – важный фактор обеспечения эффективного участия органов прокуратуры в противодействии экстремизму на стадии выявления нарушений в рассматриваемой отрасли законодательства.

          Прокурорская проверка исполнения законодательства о противодействии экстремизму является комплексным организационным и мыслительным процессом, в связи с чем ее проведение можно разделить на несколько этапов:

  1. подготовка к проверке;
  2. непосредственное проведение проверки;
  3. подведение итогов проверки и решение вопроса о принятии мер прокурорского реагирования;
  4. контроль исполнения принятых мер прокурорского реагирования.

          На этапе подготовки прокурору необходимо изучить актуальное законодательство о противодействии экстремизму, обратить внимание 
на отсутствие противоречий законов субъекта РФ федеральным, ознакомиться с методическими рекомендациями, обзорами и информационными письмами, затрагивающими рассматриваемую область, материалами ранее проводимых проверок, имеющимися в органах прокуратуры, а также решить вопрос о привлечении специалистов. Важно отметить особое значение последнего аспекта, так как без участия криминалистов, лингвистов, психологов, историков, религиоведов порой невозможно правильно установить наличие или отсутствие нарушений антиэкстремистского законодательства. После чего прокурором составляется план проверки, определяется время ее проведения, круг субъектов, вопросы, которые необходимо разрешить, и оформляется решение о проведении проверки.

          Стадия непосредственного проведения проверки характеризуется сбором и анализом информации о фактах деятельности проверяемого органа или организации на предмет наличия нарушений законов о противодействии экстремизму. В ходе проверки исполнения законодательства 
о противодействии экстремизму необходимо провести анализ состояния нормативно-правового обеспечения региональной политики в области национально-этнических отношений, противодействия экстремистской деятельности, своевременность принятия и эффективность реализации программных документов в рассматриваемой области. Вместе с тем, Генеральный прокурор призвал обращать особое внимание на исполнение требований законов в деятельности МВД РФ, Министерства юстиции 
и Роскомнадзора (абзац 2 пункт 2.1 Приказа Генерального прокурора 
от 21.03.2018 № 156). Завершается данная стадия составлением справки. 

          На третьем этапе прокурор анализирует полученную информацию при проведении проверки, содержание справки, обсуждает с коллегами выявленные нарушения законодательства о противодействии экстремизму. После чего решаются вопросы о принятии мер прокурорского реагирования и привлечения лиц к установленной законом ответственности, составляются соответствующие акты и направляются адресату.

          Четвертая стадия предполагает организацию контроля своевременности исполнения принятых мер прокурорского реагирования 
и фактического устранения выявленных нарушений.

          В заключении необходимо отметь значимость ответственного подхода к организации и проведению проверок исполнения законов 
о противодействии экстремизму, высокого уровня компетентности прокуроров в рассматриваемой сфере, а также важность привлечения к этому процессу специалистов различных областей знания. В связи с тем, что прокурорская проверка является единственным средством выявления нарушений ее значение сложно переоценить.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Прокурорский надзор в Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Р. Ергашев [и др.]; под ред. Е.Р. Ергашева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт. 2017. С. 116.
  2. Настольня книга прокурора. В 2 ч. Часть 1 : практ. пособие / под общ. ред. О.С. Капинус, С.Г. Кехлерова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. С. 294.
  3. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – Москва : ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство «Мир и Образование». 2013. С. 824.
  4. Прокурорский надзор. В 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Ю.Е. Винокуров, А.Ю. Винокуров ; под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. – 14-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. С. 129.
  5. Прокурорский надзор. В 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для бакалавриата и специалитета / под общ. ред. О.С. Капинус. – 4-е изд., пер. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. С. 144.
  6. Галузо В.Н. Прокурорский надзор : учебник. М., 2004. С. 118.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary