Акты прокурорского реагирования, направленные на устранение имеющихся нарушений антиэкстремистского законодательства, зависят
от их характера, степени распространенности, а также тяжести таких нарушений. Важно помнить, что каждый такой акт имеет строго определенное назначение, и его подмена другим недопустима, а показателем их эффективности является не только устранение выявленных нарушений,
но и нейтрализация причин и условий, из-за которых они стали возможными. В связи с чем, совершенно обоснованным является систематическое подчеркивание Генеральным прокурором РФ необходимости осуществления контроля за исполнением актов прокурорского реагирования, цель которого состоит в своевременном их рассмотрении и фактическом устранении нарушений, что не может не сказываться положительным образом
на эффективности прокурорского участия в противодействии экстремизму.
Так, в целях обеспечения единообразного применения положений уголовно-процессуального законодательства, а также эффективной реализации стоящих перед органами прокуратуры задач, согласно Приказу Генерального прокурора РФ от 28.12.2016 г. № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» прокурорам нужно обеспечить качественный
и эффективный надзор за исполнением законов органами предварительного расследования преступлений независимо от их ведомственной принадлежности. Пунктом 1.2, названного Приказа, приоритетным направлением деятельности признана защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, а также от незаконного и необоснованного обвинения или осуждения. В связи с чем, прокурорским работникам необходимо взвешенно подходить к рассмотрению жалоб и заявлений участников уголовного судопроизводства, своевременно принимать меры
к восстановлению нарушенных прав.
Для повышения эффективности данного участка надзорной деятельности прокурорам следует систематически проверять законность действий и решений органов предварительного следствия в ходе досудебного производства при приеме, регистрации и разрешении сообщений
о преступлениях экстремистской направленности. В связи с чем, надлежит не реже одного раза в месяц осуществлять выезды в поднадзорные следственные органы, где следует проводить анализ книг учета сообщений
о преступлениях, регистрации обращений граждан и иных учетных
и регистрационных документов, сводок органов внутренних дел, публикаций в средствах массовой информации на предмет наличия сведений
о преступлениях, содержащих в себе признаки экстремизма. Вместе с тем,
в органах МВД, ФСБ, ФСИН, ФТС необходимо не менее одного раза
в полугодие проводить проверку исполнения законодательства при осуществлении ими оперативно-розыскной деятельности.
Согласно Приказу Генерального прокурора от 25.12.2012 г. № 465
«Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» участие прокуроров в уголовном процессе является одной из важнейших функций прокуратуры. В этой связи прокурорским работникам нужно постоянно совершенствовать организационные основы этой деятельности,
а именно, обеспечивать профессиональное участие в судебных разбирательствах по уголовным делам экстремистской направленности. Важно помнить, что активная позиция и высокий уровень подготовки государственного обвинителя находится в прямой зависимости
с законностью, обоснованностью и справедливостью итогового решения суда. Также необходимо учитывать и то, что отказ от государственного обвинения невиновных в совершении преступлений экстремистской направленности и их реабилитация в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и поддержание обоснованного обвинения[1].
При осуществлении надзора за исполнением законов
о противодействии экстремизму прокурорам надлежит помнить о том, что
в соответствии с пунктом 3 Приказа Генерального прокурора от 07.12.2007 г. № 195 «Об организации надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» для организации проверки законности правовых актов, изданных органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, не требуется поступления
в органы прокуратуры информации о нарушениях законодательства.
В связи с чем у прокуроров имеется возможность в любой момент времени проверить законность привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения экстремистской направленности и соответствующих постановлений органов контроля (надзора).
Данная позиция поддерживается учеными. Так, А.Ю. Винокуров пишет, что положение Закона о прокуратуре о поступлении информации
о нарушениях законодательства не распространяется на проверку законности правовых актов, прежде всего постановлений по делам об административных правонарушениях, выносимых соответствующими органами и
их должностными лицами, в связи с чем прокурор вправе реализовать свои полномочия и при отсутствии такой информации[2].
В целях повышения эффективности участия органов прокуратуры
в противодействии экстремизму прокурорам следует направлять запросы
в органы административной юрисдикции с требованием предоставить материалы дел об административных правонарушениях экстремисткой направленности, особенно это касается органов внутренних дел, от которых поступление таких материалов должно осуществляться на постоянной основе. При выявлении нарушений необходимо готовить протесты на
не вступившие в законную силу постановления о привлечении лиц
к административной ответственности.
Для обеспечения выполнения требований пункта 8 Приказа Генерального прокурора РФ от 19.02.2015 г. № 78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам
об административных правонарушениях» прокурорам надлежит регулярно анализировать практику их участия в рассмотрении судами дел
об административных правонарушениях. По результатам анализа следует совершенствовать деятельность нижестоящих прокуроров, обеспечивая
их материалами организационно-методического характера, распространением положительного опыта работы по реализации полномочий в производстве по делам об административных правонарушениях экстремистской направленности.
В заключение целесообразно подчеркнуть, что на прокуратуры городов и районов приходится основной массив надзорной деятельности, участии
в рассмотрении судами гражданских и уголовных дел. А результаты их работы имеют основополагающее значение в формировании общественного мнения о работе органов прокуратуры в целом. В связи с этим возникает необходимость уделения особого внимания организации и деятельности прокуратур этого звена на исследуемом участке. Для обеспечения его эффективности нужно учитывать: штатную численность, загруженность конкретной прокуратуры, степень криминализированности и социально-экономические показатели поднадзорной территории.
Список литературы
- [1] Экстремизм: стратегия противодействия и прокурорский надзор: монография / [П.В. Агапов, С.В. Борисов, А.С. Васнецова и др.]; рук. авт. кол. П.В. Агапов; Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – Москва : Проспект, 2019. С. 233.
- [2] Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях: пособие. М.: ИПК РК Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2004. С. 22.