На фоне развивающихся международных отношений каждый раз государства сталкиваются с новыми вызовами. С одной стороны, международное право направлено на гармонизацию и в некоем смысле унификацию норм, применяемых субъектами международного права, т.е. государствами, в отношении тех или иных аспектов, при этом с соблюдением принципа суверенитета в обязательном порядке. Однако с другой стороны возникает всё больше внутригосударственных кризисов и конфликтов, влекущих за собой гуманитарную катастрофу и даже могущих перерасти из внутригосударственного конфликта в международный, что требует какой-то ответной реакции от других государств. В таком случае суверены встают перед сложным выбором: воздержаться от вмешательства во внутренние дела государства, тем самым соблюсти такие фундаментальные принципы международного права как принцип суверенитета и принцип невмешательства во внутренние дела государства или же, возможно, нарушить данные принципы, но оказать помощь государству, на территории которого и протекают процессы, в урегулировании ситуации? И насколько каждая из указанных моделей поведения правомерна?
В 90-е годы двадцатого века мировое сообщество наблюдало не одну гуманитарную катастрофу в ряде регионов (гражданская война в Руанде; Балканский кризис и др.), результатом которой стало как минимум десятки тысяч погибших гражданских лиц, что и привело к мысли о необходимости пресечь массовые нарушения гуманитарных норм с уважением суверенных прав государств, но не без дискуссий. В то время, как одни считают, что сама по себе возможность военного вмешательства приводит к излишнему и чрезмерному вмешательству государств, подрывающему суверенитет, другие, наоборот, утверждают о бездействии суверенов даже в критических ситуациях.
Неудачный опыт операции НАТО в Косове в 1999 году небезосновательно вызывает по сей день шквал критики: неудачные методы и тактика ведения войны привели к тому, что во время военного вмешательства убийств было совершено больше, нежели предотвращено, что заставляет усомниться в эффективности рассматриваемой позитивной ответственности государств.
Не менее неудачной оказалась предпринятая ООН операция в 1992-1993 годах в Сомали , провал которой был обусловлен плохим планированием, скверным исполнением и чрезмерной опорой на военную силу.
При подобном развитии событий мировое сообщество было вынуждено всё же тщательно рассмотреть и проанализировать со всех сторон вынесенное на повестку предложение нового принципа международного права как ответственность защищать.
В сентябре 1999 года в ходе 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан подчеркнул необходимость государства-членов ООН прийти к общей основе для отстаивания принципов Устава и принятия мер по защите человечества.
Так, в 2000 году была создана Международная комиссия по вопросам вмешательства и государственного суверенитета( далее – Комиссия), результатом работы которой и стало выдвижение новой концепции, получившей название «Responsibility to protect (R2P) (Ответственность по защите»), которая затем была представлена в 2002 году в рамках соответствующего доклада Генеральному Секретарю ООН на рассмотрение.
В указанном докладе собравшиеся члены Комиссии постарались соотнести возможность проведения интервенции с необходимостью соблюдения принципа государственного суверенитета. П. 1-B устанавливает превалирование принципа международной ответственности по защите над принципом невмешательства, если само государство, население которого страдает и испытывает серьёзные лишения в результате междоусобной войны, мятежей, репрессий или несостоятельности государства, не желает или не способно предотвратить или прекратить их.
Также были установлены основания и составные элементы R2P, порог «справедливое дело», представляющий собой положение, согласно которому интервенция с целью защиты граждан другого государства является исключительной и чрезвычайной мерой, к которой можно прибегнуть лишь в случае «нанесения большого и непоправимого вреда людям или её небольшой вероятности в виде крупномасштабных человеческих жертв или крупномасштабных «этнических чисток» .
Не менее важным являются принципы предосторожности, включающие в себя принцип благого намерения (цель) вмешательства, последнего средства (исчерпание всех невоенных вариантов разрешения конфликта), соразмерности средств (для достижения целей) и, наконец, принцип вероятности успеха. Последний принцип является одним из важнейших и в то же время вызывает на практике сложности, ввиду того, что на практике оказывается весьма трудно заранее спрогнозировать возможный исход интервенции (о чём свидетельствуют неудачный опыт НАТО в Косове и ООН в Сомали).
Работа Комиссии осуществлялась при финансировании со стороны правительства Канады, в том числе путём организации многочисленных круглых столов и консультаций. Как утверждают члены самой Комиссии в своём докладе, особое внимание было уделено возможности обеспечить принятие во внимание голоса населений пострадавших регионов.
Фундаментальное значение занимает рассмотренное через новую призму в п. 2.15 Доклада понятие суверенитета государств. В данном пункте предлагается концепция ответственности государств по защите, смысл которой можно свести к трём составляющим:
- Власти государства ответственны за осуществление функций защиты и безопасности граждан.
- Национальные власти несут ответственность внутри страны перед гражданами и одновременно через ООН перед международным сообществом.
- Представителей государств можно привлечь к ответственности как за их действия, так и за бездействие.
Эти положения затем также найдут своё отражение в итоговом докладе Группы высокого уровня в 2004 году.
Окончательно рассматриваемая концепция нашла своё признание со стороны международного сообщества на шестидесятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, проведённой в сентябре 2005 года в Нью-Йорке, результатом которой стало единогласное признание принципа «обязанности защищать».
В пунктах 138 и 139 Итогового документа Саммита подчеркивается, что «каждое государство обязано защищать свое население от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности…Международное сообщество должно принять соответствующие меры для того, чтобы содействовать и помогать государствам в выполнении этой обязанности»
Уже сменивший Кофи Аннана Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун также обращал внимание на новый принцип международного права. Так, в 2009 году им был представлен Доклад, в котором рассматривался исключительно вопрос реализации новой концепции. В указанном Докладе было указано на возникновение обязанности по защите из позитивного понятия суверенитета как ответственности и подчеркнута обязанность международного сообщества оказывать помощь государствам в выполнении ими своих обязательств перед населением.
Таким образом, всемирная история, полная трагичного опыта, в частности в конце 20 века, заставила мировое сообщество задуматься о возможности и правомерности международного вмешательства с целью разрешения внутригосударственных конфликтов в случае, если само государство не справляется с исполнением своих обязательств по обеспечению мира и безопасности для своих граждан. В результате проделанных исследований и рассмотренных на международном уровне докладов возник новый принцип международного права, как «ответственность по защите», сложно коррелирующий с другими принципами международного права, закреплёнными в Уставе ООН, - принцип суверенитета и принцип невмешательства во внутренние дела государства. Однако с новыми вызовами государства вынуждены искать и обдумывать новые пути решения проблемы. Несмотря на консенсус в отношении существования обязанности государств, вытекающей из выработанной концепции суверенитета, главным вопросом остается возможность её реализации без ущерба нормам ius cogens.
Список литературы
- Выполнение обязанности защищать. Доклад Генерального секретаря ООН А/63/677 от 12 января 2009 г. URL: https://documents-ddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N09/206/12/PDF/N0920612.pdf?OpenElement
- Доклад Международной Комиссии по вопросам вмешательства и государственного суверенитета. URL:
- Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/60/1. URL: :
- Субочев В. В. Концепция «обязанность защищать» как форма существования позитивной юридической ответственности в международном праве. 2016. – URL: