Этапы развития института суда присяжных в России

Этапы развития института суда присяжных в России

Авторы публикации

Рубрика

Уголовное право

Просмотры

12

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (66), май ‘22

Дата публикации 18.05.2022

Поделиться

В статье исследуется правовой статус присяжного заседателя.

Суд присяжных является одним из наиболее демократических институтов судебной системы, который воплощает принцип непосредственного участия народа в отправлении правосудия. Начало правосудия символизирует естественное право человека быть судимым судом равных, судом своих сограждан. Суд присяжных обеспечивает коллегиальность правосудия, которая повышает уверенность в правильности и справедливости принятого судом решения, а также выступает фактором, формирующим общественное правосознание.

Выделяется два типа суда присяжных:

  1. самостоятельная коллегия присяжных заседателей, которая рассматривает факт преступления и выносит вердикт независимо от судьи. Такой тип суда присяжных характерен для стран англо-американской правовой системы;
  2. смешанная коллегия из присяжных заседателей и нескольких судей, которые совместно выносят решения о виновности подсудимого и назначают ему наказание, данный тип распространен в большей степени в странах романо-германской правовой системы.

           Введение института присяжных в России производилось поэтапно. Объем юрисдикции суда присяжных в 1864-1878 гг. был значительным. В сфере компетенции заседателей находилось примерно 410 статей Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, что составляло почти пятую часть всех карательных статей российского законодательства.

Судебные уставы 1864 г. и последующие принятые за ними нормативные правовые акты создали первичную модель суда присяжных заседателей, которая неоднократно после этого модифицировалась под воздействием многих факторов, связанных с воплощением теоретических идей на практике. В своей изначальной, теоретически созданной модели, институт присяжных не мог существовать в самодержавной России второй половины XXI века.

9 мая 1878 г. был принят закон, в соответствии с которым из ведения суда присяжных временно были изъяты такие преступления, как сопротивление властям, убийство и покушение на убийство должностных лиц и т.п. Кроме того, не совсем отвечал требованиям судопроизводства состав заседателей, в частности в уездных городах (т.е. небольшое количество образованных людей, невысокий уровень грамотности крестьян и мещан), несовершенна была работа Временной комиссии по составлению списков присяжных заседателей (т.е. в списки попадало немалое количество людей умерших, сумасшедших, не отвечающих требованиям установленных законом цензов).

Сведения в общих списках лиц, имеющих право быть присяжными заседателями, зачастую были неточны и неполны. И лишь на судебных заседаниях, на которых присяжные должны были уже приводиться к присяге, выяснялись ошибки, сделанные в процессе составления списков – например, неправильность написания фамилии (не Чирикин, а Чиркин), или отчества (не Антонович, а Антипович), или всех трех составляющих имени одновременно (не Тихонов Максим Константинович, а Максимов Константин Тихонович) и т.п.

Таким образом, с целью исправления выявленных недостатков и под воздействием совокупности юридических, ментальных и политических причин с 1878 по 1889 гг. было принято более десяти временных и постоянных законов, значительно изменивших законодательство о присяжных. Фактически был создан новый суд присяжных, отличающийся существенным образом от подобного института образца 1864 г.

В целом, нормативные правовые акты, принятые в период с 1878 по 1889 гг., касающиеся суда присяжных, можно подразделить на три категории: изменившие компетенцию суда присяжных; изменившие некоторые стороны устройства суда присяжных и отдельные процедуры разбирательства с участием присяжных заседателей; изменившие социальный и образовательный состав присяжных заседателей.

Во-первых, из ведения заседателей были изъяты дела о сопротивлении распоряжениям правительства, неповиновении властям, убийствах и покушениях на убийство должностных лиц и т. д. Эти меры носили чисто политический характер. Но, кроме того, была изменена подсудность и у ряда преступлений, с которыми суд присяжных, в силу своей специфики, просто не справлялся. Например, были изъяты дела о мелких кражах со взломом, о нарушениях паспортного устава и др. В итоге присяжным заседателям остались подсудны только чисто уголовные дела без какого-либо политического оттенка. В результате после 1889 г. в компетенции заседателей осталось примерно 300 статей Уложения о наказаниях уголовных и исправительных вместо 410 статей в 1860-е гг.

Во-вторых, присяжным было разрешено требовать от суда изменений в формулировках задаваемых им вопросов. Был изменен принцип распределения заседателей по сессиям: по Уставам 1864 г. численность очередных заседателей зависела от численности населения уезда, а законом от 12 июня 1884 г. число граждан, вносимых в очередные списки присяжных, ставилось в зависимость от количества сессий, назначаемых на год в каждом уезде, что ощутимо сократило количество очередных заседателей; было ужесточено наказание за многократное игнорирование исполнения обязанностей заседателя со стороны состоятельных граждан: за неявку в суд в третий раз, кроме уплаты штрафа, правонарушитель лишался права избирать и быть избранным на должности, требующие общественного доверия; положение присяжных было облегчено за счет того, что было запрещено продолжать судебные заседания ночью, и т.п. Законом от 3 июня 1894 г. были упрощены процедуры принятия заседателями присяги, а также разъяснения им судом их прав, обязанностей и ответственности. Законом 2 марта 1910 г. присяжные заседатели получили право знать, какое наказание или другие последствия их решения грозят подсудимому.

В-третьих, в состав Временных комиссий, готовивших общие, очередные и запасные списки присяжных заседателей, ввели людей, непосредственно заинтересованных в нормальной работе судебных органов (лиц прокурорского надзора и др.), был изменен порядок составления списков присяжных, а также контингент лиц, имеющих право быть включенными в эти списки. Причем за счет установления ценза грамотности состав присяжных заседателей был явно улучшен с точки зрения осуществления правосудия. Также в 1887 г. неимущим было дано право отказаться от участия в суде присяжных. В итоге, на 8-10 % сократилось количество крестьян, являвшихся наиболее бедными и необразованными среди присяжных заседателей. В то же время крестьяне по-прежнему, особенно в негубернских уездах, составляли более половины заседателей. «Обязанность быть присяжным заседателем тоже не вызывала прилива гражданского энтузиазма. Несмотря на старания законодателей, большинство избранных для исполнения этой обязанности стремились любым путем ее избежать. Эта задача была облегчена для представителей высших сословий вследствие того, что «…выбор из общих в очередные списки производился большей частью в канцеляриях земских управ или письмоводителями предводителей дворянства. Таким образом, основу личному составу того суда, которому вверяются существенные интересы правосудия в стране, клал вольнонаемный писец, легко доступный соблазнам в виде запрашивания и мелких подачек. Следствием этого было то, что в очередные списки присяжных вносились преимущественно мещане и крестьяне, а в списки запасные – чиновники и дворяне, и притом преимущественно на третью четверть года, когда большинство судов, ввиду летних полевых работ, не делает выездных сессий.

История российского суда присяжных, учрежденного судебной реформой 1864 г., официально завершилась 22 ноября (5 декабря) 1917 г., когда Совнарком «Декретом о суде» № 1 постановил «упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами...», а, следовательно, и институт присяжных заседателей, действовавший в этих судебных местах. 27 января 1918 г. Первый отдел Народного комиссариата юстиции издал «Декрет о суде» в качестве циркулярного распоряжения и разослал его на места. Вскоре после этого деятельность «старых» судебных установлений окончательно прекратилась и на практике.

Суд присяжных в России распространялся поэтапно.

Поэтапное введение суда присяжных, т.е. постепенное и «планомерное» распространение новой формы судопроизводства по субъектам РФ, а не «сразу и повсеместно», оказалось оправданным и удачно перекликается с судебной реформой 1864 г. Изучение этой практики, с нашей точки зрения, и впредь важно для дальнейшего совершенствования законодательства о суде присяжных и разрешения выявленных проблем его функционирования.

Общим при проведении реформы 1864 г. и современной судебной реформы является законодательный подход.

Во-первых, разрабатываются и принимаются нормы, которые регламентируют вопросы организации и деятельности суда присяжных:

  • −Судебные Уставы (Учреждение судебных установлений и Устав уголовного судопроизводства), утвержденные императором 20 ноября 1864 г.;
  • −Закон РФ от 16 июля 1993 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс об административных правонарушениях»;

Во-вторых, принимался специальный закон о введении в действие этих норм на определенных территориях России:

  • −Положение о введении в действие Судебных Уставов 20 ноября 1864 г., утвержденное императором 19 октября 1865 г.;
  • −Постановление Верховного Совета от 16 июля 1993 г. «О порядке введения в действие Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс об административных правонарушениях»;
  • −Федеральный закон №177 от 18 декабря 2001 г. «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (в ред. федеральных
  • −законов №181 от 27 декабря 2002 г. и №241 от 27 декабря 2006 г.).

В соответствии с Положением о введении в действие Судебных Уставов «судебные установления, образуемые по Уставам 1864 г., открываются постепенно, начиная с 1866 г.».

Постепенное создание суда присяжных в России по Судебным Уставам 1864 г. охарактеризовал публицист XIX в. М.Н. Катков: «…система предполагает внести новые суды в небольшой местности, особенно удобной для этой цели, и тут ввести их уже в совершенной полноте проектированного для них плана, а в остальных частях империи одновременно с этим принять все возможные меры к упрощению и улучшению судопроизводства, а также к подготовке перехода от старого судопроизводства к новому… Опыт новых учреждений, произведенных в немногих губерниях, покажет те недостатки, недомолвки и ошибки, которые потребуют дополнения и исправления, а начавшаяся практика нового суда послужит образцом».

Первоначально предполагалось Судебные Уставы 1864 г. «ввести в течение 1866 г. в округах С.-Петербургской и Московской Судебных Палат, а в течение четырех лет, начиная с 1866 г., – во всех губерниях».

Таким образом, развитие института суда присяжных в России происходило на дореволюционном и современном этапе. Дореволюционный этап развития института включает следующие периоды: 20 ноября 1864 г. – 9 мая 1878 г.; 9 мая 1978 г. – 7 июля 1889 г.; 7 июля 1889 г. – 4 марта 1917 г.; 4 марта 19717 г. – 22 ноября 1917 г. Первый и третий периоды – это время эволюции суда присяжных, второй и четвертый – кризис суда присяжных. Современный этап развития института включает два периода: 16 июля 1993 г. – 18 декабря 2001 г.; 18 декабря 2001 г. – настоящее время. В первый период новеллы о суде присяжных включены в законодательство, во второй период законодательство о суде присяжных кодифицировано.

Список литературы

  1. Жидких, А.И. Механизм функционирования суда и присяжных как социального института: теоретические и эмпирические аспекты социального анализа суда присяжных Алтайского края / А.И. Жидких // Уголовно-процессуальные и криминалистические чтения на Алтае: материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции / под ред. В.К. Гавло. - Барнаул, 2016;
  2. Гриненко А.В. Уголовный процесс. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2020;
  3. Зуев Ю.Г. Уголовное судопроизводство с участием присяжных заседателей: курс лекций. Москва: Проспект, 2018;
  4. Тащилин, М.Т., Костылева, Т.В. Составление списков присяжных заседателей / М.Т. Тащилин, Т.В. Костылева // Российская юстиция. - 2015. - №3;
  5. Делигиоз Т.И. Формирование коллегии присяжных заседателей – 2015;
  6. Попаденко Е.В. Суд присяжных: учебное пособие для вузов/ Е.В. Попаденко, Е.В. Красильникова-Москва: Издательство Юрайт, 2020;
  7. Фоков А.П. Правосудие с участием граждан в России / А.П. Фоков // Российские судьи. - 2016. - №8;
  8. Шидловская Ю.В. Участие присяжных заседателей в исследовании доказательств в уголовном процессе России - Томск, 2007.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее