ГЕНЕЗИС СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРИСЯЖНЫХ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

ГЕНЕЗИС СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРИСЯЖНЫХ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

289

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 44 (89), октябрь ‘22

Дата публикации 31.10.2022

Поделиться

В статье рассмотрены ключевые вехи становления и развития института суда присяжных в России. Проанализированы основные исторические этапы организации правосудия с участием присяжных, принципы работы данного института уголовного процесса на каждом историческом этапе, его роль в развитии уголовного права и процесса России.

Модель суда присяжных известна человечеству с древних времен. Так, для демократического развития процедуры разрешения спорных вопросов в Древней Греции в Афинах был учрежден суд гелиастов, в котором численность граждан-судей в жюри зачастую доходила до 500 человек. В Древнем Риме во II в. до н.э. существовали квестии – постоянные комиссии, формируемые путем жеребьевки для рассмотрения гражданских и уголовных дел [1, с. 62].

В отечественном законодательстве прообраз суда присяжных возник на рубеже IX в [2, с. 71]. В Русской Правде указывалось, что лицо, совершившее преступление, но отрицающее это, должно предстать перед 12-ю мужами, решающими вопрос его виновности. Также в договоре Смоленска с немецкими городами (1229 г.), Псковской судной грамоте, Новгородской судной грамоте (1471 г.) упоминается о «суде одрин», в состав которого входили от каждого города по одному боярину и свободному человеку и по одному приставу со стороны обвиняемого и потерпевшего [3, с. 176]. Российский Судебник 1497 г. предписывал включать в состав суда наместников и волостелей земских выборных людей – представителей местного населения (сотских, старост и т.д.), называемых судными мужами и призванных выполнять роль свидетелей суда [4, с. 91].

Таким образом, судные мужи выступали гарантом соответствия действительного порядка рассмотрения дела. Институт судных мужей был упразднен Петром I, который в 1697 г. указал «суду и очным ставкам не быть, а ведать все дела розыском».

Попытки введения суда присяжных заседателей наблюдались при Екатерине II в начале 1767 г., однако не воплотились в реальность, очевидно, в связи с тем, что сохранение крепостничества в данный период само по себе препятствовало существованию демократичной процедуры суда присяжных. При Александре I в 1809 г. в коронных судах участвовали так называемые сословные заседатели, избирающиеся на эту должность на несколько лет, но существенного влияния на правосудие они не оказывали.

Появление полноценного суда присяжных в России связывается с отменой крепостного права в период правления Александра II [5, с. 48]. В 1864 г. судебная власть была отделена от административной, установлен независимый, открытый, устный и состязательный порядок уголовного судопроизводства, связанный с возможностью участия в отправлении правосудия граждан любых сословий. В качестве присяжного заседателя мог рассматриваться мужчина, имеющий русское подданство, возраст от 25 до 70 лет, проживание не менее двух лет в том уезде, где проводилось избрание в присяжные заседатели [6, с. 147]..

Представляет интерес то, что один из главных разработчиков судебной реформы 1860-х гг. Д. А. Ровинский (1824-1895 гг.), обосновывая необходимость учреждения суда присяжных, утверждал, что гласность суда сама по себе должна значительно сократить число преступлений, поскольку большинство людей страшит не столько наказание, сколько огласка, и в большинстве случаев человек осторожен лишь тогда, когда за поступками его следит общество, у которого есть возможность законным путем порицать и наказывать его. В данном случае такими представителями общества будут выступать присяжные заседатели [7, с. 12].

Вместе с тем, у судебной реформы было и множество противников. Так, известный российский адвокат А.Ф. Кони в своем докладе 1880 г. охарактеризовал разработчиков реформы как «людей, готовых с легким сердцем перекраивать Уставы вдоль и поперек».

Элементы отбора и формирования коллегии присяжных заседателей в дореволюционной России были заимствованы из английской правовой системы, где у сторон процесса были равные возможности отводов кандидатов в присяжные заседатели, после определения состава коллегии присяжных ею проводилось исследование вопросов факта, согласно опросному листу. Исходя из результатов голосования, определялся факт совершения преступления. Далее к исполнению обязанностей приступали коронные судьи, разрешающие правовые вопросы о виде и размере наказания..

Тот факт, что классическая модель суда с участием присяжных заседателей представляет собой символ уголовного процесса англосаксонской правовой системы и не имеет надежных исторических оснований для России, для которое характерно судопроизводство континентального типа, ориентированное на профессиональную юстицию, выступает аргументом для противников функционирования в нашей стране суда присяжных заседателей. Этому доводу противопоставляется утверждение о том, что при введении суда присяжных в России юристы не механически заимствовали соответствующий европейский институт, а отбирали соответствовавшие российской действительности законодательные положения и трансформировали их сообразно традициям страны.

Первые заседания суда присяжных состоялись в 1866 г. в Санкт-Петербурге и Москве. В течение последующих 17 лет было образовано 59 судов присяжных. Нужно отметить, что изначально организационный механизм определения присяжных заседателей не был должным образом отлажен. Известно, что присяжным-крестьянам приходилось из своих личных средств платить за проезд к месту нахождения суда, проживание и питание, порой собирая милостыню. Только в 1913 г. был издан Закон «О назначении присяжным заседателям от казны суточных и путевых денег», по которому каждый заседатель, проживающий вне места заседания суда, получал из казны суточные деньги.

Несмотря на организационные трудности, к концу XIX в. модель суда присяжных заседателей была окончательно сформирована и стала действовать не в 23 губерниях, как это было вначале его становления, а на территории всей страны. Чаще всего судом присяжных рассматривались дела о преступлениях против собственности, против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц, служебные преступления и преступления против порядка управления и общественного благоустройства и благочиния. Отмечалось значительное количество вынесения присяжными оправдательных вердиктов, связанное, в том числе, с низким качеством предварительного следствия и поддержанию государственного обвинения.

Период конца 70-х – начала 80-х гг. XIX в. можно рассматривать как период кризиса функционирования суда присяжных в связи с принятием закона, исключившего из компетенции присяжных дела политической и государственной направленности. Такой законодательный шаг был обусловлен оправдательным вердиктом присяжных заседателей по одному из самых громких процессов того времени – делу Веры Засулич, стрелявшей из револьвера в петербургского градоначальника. В 90-е гг. XIX в. законодательная активность в отношении регламентации суда присяжных существенно возросла, было принято большое количество законов, изменяющих состав присяжных, объем дел, подсудных данных судам [8, с. 150].

С начала Первой мировой войны суд присяжных заседателей претерпел изменения. В частности, Временным правительством была расширена подсудность суда присяжных, поставлен вопрос о допущении к участию в суде присяжных женщин [9, с. 58]. Однако в таком виде суд присяжных просуществовал недолго, закончив свою деятельность после Октябрьской революции [10, с. 62]. Советское правительство упразднило его Декретом от 22 ноября 1917 г. «О суде», как и другие судебные институты, не отвечающие целям функционирования нового государства. В последующем в СССР был сформирован институт народных заседателей – граждан, избранных в установленном порядке в состав всех советских судов и принимающих участие в рассмотрении уголовных и гражданских дел по первой инстанции. 

Суд с участием присяжных заседателей возродился в нашей стране только в перестроечный период. В ноябре 1989 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве, где говорилось о возможности решения виновности подсудимого в преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок дольше 10 лет, судом присяжных (расширенной коллегией народных заседателей). Впоследствии в ч.2 ст.47 Конституции РФ [11], принятой всенародным голосованием 12.12.1993 г., было включено положение о том, что обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Также в 1993 г. в Верховный Совет Российской Федерации был внесен законопроект, предусматривающий внесение дополнений в законодательство о судоустройстве, что стало новым этапом становления и развития указанной формы отправления правосудия и вызвало формирование законодательной базы о суде присяжных [12, с.64]. В действующем УПК РФ особенностям производства в суде с участием присяжных заседателем посвящен отдельный раздел XII [13, с. 68].

В рамках эксперимента с 1993 г. суды присяжных начали действовать в нашей стране в Ивановской, Московской, Рязанской, Саратовской областях и в Ставропольском крае, с 1 января 1994 года — в Алтайском и Краснодарском краях, а также в Ростовской и Ульяновской областях. С 2001 года практика судов присяжных стала распространяться на остальные регионы России. Окончательно данный институт закрепился в России только с 1 января 2010 года, когда суды присяжных были введены в Чеченской Республике [14, с.79]. Неоднократно менялась подсудность дел, рассматриваемых судом присяжных [15, с. 28].

Долгое время суд присяжных заседателей в России не играли особой роли в российской системе правосудия. Положение начало несколько меняться в марте 2015, когда Верховным Судом РФ были опубликованы «Предложения о расширении применения института присяжных заседателей». Также в 2016 году Президент РФ В. В. Путин предложил распространять суд присяжных до уровня районных судов, сократив в районных и городских судах число присяжных заседателей с двенадцати до шести [16, с. 315].

Впоследствии это нашло выражение в УПК РФ. Тем не менее, можно констатировать, что суд присяжных заседателей все еще играет вспомогательную роль в судебной системе. Многие ученые и практики относятся к этой форме правосудия скептически [17, с. 4].

Можно усмотреть некоторую двусмысленность в том, что решение вопроса о том, было ли совершено преступление, и совершило ли его конкретное лицо, требующего профессиональной оценки, отдается на усмотрение лиц, далеких от правосудия, которые могут руководствоваться лишь собственным житейским опытом, и этот опыт в определенной мере противопоставляется компетенциям профессионального судьи. Тем не менее, одновременно суд присяжных, предоставляющий гражданам возможность участвовать в отправлении правосудия, может рассматриваться как необходимый элемент в современном демократическом государстве.

Таким образом, механизм функционирования в нашей стране суда присяжных заседателей во многом основывался на его английской модели. Становление данного института связывается с судебными реформами 1864 г. В послереволюционный период данный институт был упразднен, восстановившись лишь в 1993 г. и развиваясь до настоящего времени.

Список литературы

  1. Малина М.А. История российского суда с участием присяжных заседателей // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2018. № 3. С. 62.
  2. Коломина А.В., Елисеенко А.Г. Генезис развития гражданского суда присяжных в России // Территория права. 2015. С. 71.
  3. Ильюхов А.А. Становление и развитие суда присяжных заседателей в России // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 4. С. 176.
  4. Чекулаева А.О. История становления и развития суда присяжных в России // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2011. № 4. С. 91.
  5. Гаврилова Т.А., Михайлов В.В. Современные проблемы развития института суда присяжных в Российской Федерации // Актуальные проблемы науки и практики. 2019. № 2. С. 48.
  6. Костенко Н.С. Этапы становления и развития института суда присяжных в российском уголовном судопроизводстве // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2020. № 2 (93). С. 147.
  7. Илюхин А.В. Правовая мысль Д.А. Ровинского, С.И. Зарудного и Н.А. Буцковского о суде присяжных как его концептуальная основа в российской империи // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 9. С. 12.
  8. Бушная Н.В. Генезис института присяжных заседателей: общероссийский и региональный аспект (на примере Ставропольской губернии) // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 10. С. 150.
  9. Герман С.Э. Суд присяжных. История развития, проблемы и перспективы // Синергия наук. 2020. № 51. С. 58.
  10. Дашкина Н.Ф. Этапы становления и развития суда присяжных // Перо науки. 2020. № 27. С. 62.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее