Разработка алгоритмов и механизмов, а также этапности передачи распределительных устройств и другого оборудования электрических станций сетевым компаниям

Разработка алгоритмов и механизмов, а также этапности передачи распределительных устройств и другого оборудования электрических станций сетевым компаниям

В статье проведен анализ реализованного проекта по передаче распределительного устройства электрической станции сетевой компании, определены условия и особенности такого проекта. Также определены возможные нетиповые ситуации и ограничения при передаче подобного оборудования.

Авторы публикации

Рубрика

ПРОЧЕЕ

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (63), май ‘22

Дата публицакии 28.04.2022

Поделиться

Необходимость реализации (продажи) распределительных устройств электрических подстанций напряжением 6 – 220 кВ определяется отсутствием в тарифе генерирующей компании «транспортной» составляющей. Как следствие, эксплуатационные, ремонтные и инвестиционные затраты по указанным распределительным устройствам являются для генерирующих компаний прямым убытком.

Для упрощения и прозрачности процесса реализации (продажи) распределительных устройств предлагается разработать алгоритмы и  механизмы, а также определить этапность такой передачи. Настоящие алгоритмы разработаны в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации [1, с. 168], [3, с. 203]:.

Процедура реализации непрофильных электросетевых активов состоит из следующих этапов:

1. Ревизия распределительных устройств электрических подстанций генерирующий компаний по их назначению, составление реестра непрофильных распределительных устройств, не участвующих в выдаче электрической мощности ТЭЦ.

2. Определение технической возможности продажи объектов (распределительных устройств) и объема продажи объекта.

3. Формирование перечня оборудования и ЗиС для продажи по каждому объекту;

4. Анализ правоустанавливающей документации, в том числе в отношении земельного участка,  расчет затрат на оформление прав собственности на объекты недвижимого имущества, а также на оформление земельного участка (при необходимости).

5. Определение границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

6. Разагрегирование основных средств согласно перечня.

7. Разработка мероприятий переходного периода. Формирование пакета предложений и обременений для потенциальных покупателей, включая вопросы эксплуатации и управления РУ в переходный период.

8. Оценка объекта.

9. Подготовка и проведение торгов.

10. Заключение договора купли – продажи.

11. Реализация покупателем мероприятий, связанных с переводом на постоянную схему управления и перевод в постоянную эксплуатацию объекта персоналом Покупателя. Завершение переходного периода эксплуатации.

1. Ревизия распределительных устройств электрических подстанций генерирующий компаний по их назначению, составление реестра непрофильных распределительных устройств, не участвующих в выдаче электрической мощности ТЭЦ.

В реестр непрофильных распределительных устройств, включаются все РУ не участвующие в схемах выдачи мощности ТЭЦ и не относящиеся к распределительным устройствам собственных нужд.

По местным условиям, для включения в перечень, необходимо также рассматривать РУ участвующие в схемах выдачи мощности, генераторы (блоки генератор – трансформатор) к которым подключены (могут быть подключены) по схеме «удаленного ввода».

Подготовку данных для реестра должны обеспечивать технические службы передающей стороны.

Возможность отчуждения и продажи определяется по каждому распредустройству, включенному в реестр с учетом местных условий. Учитываются технологические особенности, схемы управления, интеграция в систему АСУ ТП станции, расположение на территории филиала и т.д.

Основной критерий – техническая осуществимость и стоимость технологического разделения оборудования распределительных устройств от элекротехнического оборудования ТЭЦ, а также наличие технической возможности для строительства щита управления оборудованием РУ, поскольку как правило управление распредустройствами осуществляется с щитов управления станций.

Ревизия распределительных устройств должна учитывать оценку их технического состояния и определения необходимости проведения реконструкции и модернизации. Очевидно, что современные распределительные устройства, находящиеся в удовлетворительном техническом состоянии и не требующие значительных финансовых средств на техническое перевооружение и реконструкции не являются приоритетными для реализации. В первую очередь передаче должны подлежать распределительные устройства требующие модернизации.

2. Определение технической возможности продажи объектов (распределительных устройств) и объема продажи объекта.

При рассмотрении технической возможности отчуждения распределительного устройства рассматриваются варианты, как полного отчуждения, так и частичного.  При частичном отчуждении границы уточняются Актами балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Ответственными за определение технической возможности отчуждения РУ технические службы передающей стороны. По результатам анализа возможности отчуждения и продажи непрофильных РУ передающая сторона формирует уточненный реестр непрофильных распределительных устройств предполагаемых к продаже. Распределительные устройства собственных нужд подлежат исключению из перечня передаваемых РУ.

3. Формирование перечня оборудования и ЗиС для продажи по каждому объекту

Для конкретизации состава предполагаемого к продаже имущества по каждому непрофильному распределительному устройству, предполагаемому к продаже должны быть сформированы подробные перечни оборудования и ЗиС.

Для каждого объекта (распределительного устройства) рекомендуется составлять два вида перечня: на базе технического учета и на базе бухгалтерского учета.

Перечень оборудования и ЗиС на основании данных технического учета формируют технические службы передающей стороны.

На каждую единицу оборудования указывается тип, марка, завод-изготовитель, год выпуска (год ввода в эксплуатацию), наименование присоединения, а также другая информация по необходимости.

Для зданий, сооружений и земельных участков указывается общая площадь, площадь застройки, на ситуационном и поэтажном плане указываются предполагаемые границы отчуждаемого объекта.

Для дорог и площадок подлежащих передаче указывается площадь (м2), длина (м), ширина (м), материал покрытия.

Для ограждений: материал ограждающих конструкций, протяженность (м), высота (м).

Для кабельных линий (силовых, контрольных, связи) представляется сводная ведомость кабельной продукции.

Для ошиновки представляется спецификация или сводная ведомость ошиновки.

На каждую единицу имущества по бухгалтерскому учету указывается наименование основного средства (далее ОС), инвентарный номер, дата прихода балансовая (остаточная) стоимость и т.д.

4. Анализ правоустанавливающей документации, в том числе в отношении земельного участка,  расчет затрат на оформление прав собственности на объекты недвижимого имущества, а также на оформление земельного участка (при необходимости).

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются [2, с. 52]:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) вступившие в законную силу судебные акты;

4) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

5) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых;

6) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

В ряде случаев может потребоваться разукрупнение свидетельства о праве собственности  на распределительные устройства, с целью оформления права на объекты недвижимости подлежащие передаче, что может привести к увеличению сроков реализации.

В случае наличия замечаний в правоустанавливающей документации возможно заключение договора купли-продажи с отложенным сроком оформлением перехода права собственности на объекты, имеющие некорректные правоустанавливающие документы.

5. Определение границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности – документ, который необходим для регулирования отношений между  передающей и принимаемой стороной. Основной целью данного акта является четкое определение границ, за которыми лежит зона ответственности передающей и принимаемой стороны. Документально разграничение производится путем подписания соответствующего соглашения между сторонами, а также составления специального акта.

Определение границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности для каждого объекта, предполагаемого к продаже, выполняется отдельно в соответствии с местными условиями (учитываются технологические особенности, схемы управления, интеграция в систему АСУ ТП, расположение на территории и т.д.).

6. Разагрегирование основных средств согласно перечня

Разагрегирование (разукрупнение) производится в случае, когда несколько единиц оборудования, зданий, сооружений (в том числе и не предполагаемые к продаже) числятся по бухгалтерскому учету под одним инвентарным номером. Разагрегирование производится (в случае необходимости) путем приведения в соответствие бухгалтерского и технического учета основных средств путем приведения в соответствие перечней составленных на базе технического учета и на базе бухгалтерского учета.

Ответственным за проведение разагрегирования является передающая сторона.

При этом, бухгалтерия осуществляет разделение на цифрах одной позиции в несколько на основании приказа, подготовленного соответствующим подразделением (по принадлежности ОС). Количество и состав инв. №№ должны определяются исходя из срока амортизации единиц оборудования, фактического назначения, времени ввода в эксплуатацию.

7. Разработка мероприятий переходного периода. Формирование пакета предложений и обременений для потенциальных покупателей, включая вопросы эксплуатации и управления РУ в переходный период.

Разработка мероприятий переходного периода и формирование пакета предложений и обременений для потенциальных покупателей являются необходимыми в случаях, когда продажа РУ невозможна без выполнения ряда технических и организационных мероприятий, связанных с реализацией эксплуатации и управления отчуждаемым РУ.

Пакет обременений формируется по местным условиям и может включать в себя строительство местного щита управления РУ, выделение управления из общего АСУ ТП ЭТО, общестроительные работы по зонированию территории, помещений и др.

Ответственными за разработку мероприятий переходного периода и формирование пакета предложений и обременений является передающая сторона.

На время переходного периода необходимо предусматривать заключение между передающей и принимающей стороны договора возмездного оказания услуг на эксплуатационное обслуживание проданного РУ персоналом передающей стороны.

8. Оценка объекта.

После формирования конечного перечня инвентарных единиц отчуждаемого имущества и переоформления (при необходимости) технической и правоустанавливающей документации, передаваемая сторона с привлечением независимой организации-оценщика проводит оценку стоимости отчуждаемых объектов. При оценке стоимости отчуждаемых объектов проводится оценка технического состояния распределительных устройств, амортизационной стоимости и возможности дальнейшей эксплуатации передаваемого оборудования.

Оценка стоимости отчуждаемых объектов может производиться с применением трёх классических подходов: затратного, доходного и сравнительного. В зависимости от цели оценки стоимость товарно-материальных ценностей может быть рассчитана как рыночная, инвестиционная, справедливая (для бухгалтерского учета) и действительная (в целях страхования).

Свидетельство о проведении независимой оценки, утвержденное в установленном порядке является официальным документом, который подтверждает рыночный характер сделки и при необходимости может быть использован в суде.

В случае не согласия с результатами  независимой оценки, выполненной по заказу передающей стороны, принимаемая организация вправе  провести собственную независимую оценку с привлечением другой независимой организации за свой счет.

9. Подготовка и проведение торгов.

Подготовка к проведению торгов включает себя комплекс корпоративных процедур по согласованию стоимости и порядка отчуждения с передаваемой  стороной.

10. Заключение договора купли – продажи.

После определения победителя торгов на право приобретения электросетевых объектов управление по имуществу оформляет договор купли-продажи и сопровождает регистрацию прав на нового собственника.

С даты подписания сторонами Актов приема-передачи имущества бремя их содержания, ответственность за сохранность, а равно, как и риск случайной гибели или его повреждения, несет новый собственник.

11. Реализация покупателем мероприятий, связанных с переводом на постоянную схему управления и перевод в постоянную эксплуатацию объекта персоналом Покупателя. Завершение переходного периода эксплуатации.

После оформления и регистрации договора купли-продажи принимающей стороне необходимо запланировать выполнение  мероприятий связанных с переводом в постоянную эксплуатацию передаваемого оборудования. Для этого необходимо

Завершение переходного периода эксплуатации заканчивается когда эксплуатация объекта начинает производится персоналом собственника.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг…." (с изменениями на 14 марта 2022 года).
  2. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с изменениями на 14 марта 2022 года).
  3. Федеральный закон "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ (с изменениями на 11 июня 2021 года).

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary