Счетные палочки как средство интеллектуального развития дошкольников

Счетные палочки как средство интеллектуального развития дошкольников

В последнее время, мы – взрослые, привыкли скупать с полок детских магазинов огромное количество разнообразных игрушек. При этом мы совсем забыли про такие простые ,но очень важные для развития ребенка вещи как мозаика, матрешка и обычные счетные палочки.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (61), Апрель ‘22

Дата публицакии 11.04.2022

Поделиться

В современных магазинах мы можем встретить огромное разнообразие игрушек для наших детей. Но, они очень быстро надоедают детям, как и настольные игры. Поиграв в них несколько раз, дети теряют к ним всякий интерес.

   Качественные интересные развивающие игрушки стоят дорого. Такие игрушки выполняют какую-то одну функцию — развивают логическое мышление или мелкую моторику, творческое или сенсорное восприятие. Есть много разных игр и игрушек, в задачу которых входит только  развитие интеллектуальных способностей — математических представлений, логического мышления, речи. Их относят к категории развивающих.

   Наша задача (задача взрослых) - помочь им познавать мир не только с помощью игрушек, явлений природы, конкретных бытовых предметов, но и при помощи абстрактных обучающих средств, одними из которых являются обыкновенные счетные палочки.

Простые счетные палочки содействуют развития концентрации внимания, пространственного мышления, воображения, логики и мелкой моторики.

Использовать счетные палочки можно с того возраста, когда ребенок научился держать и перекладывать их из ручки в ручку. Конечно же, ребенок должен в момент игры быть под контролем взрослого.

1. Предложите ребенку разложить палочки по цветам,  или познакомить с геометрическими фигурами. Сначала выкладываем палочки по нарисованному образцу, затем предложить повторить фигуру по памяти. Вроде ничего сложного в этом нет, но для ребёнка в возрасте 5-7 лет – это серьёзный мыслительный процесс, который задействует пространственное мышление и смекалку.

2. Так же можно тренировать память – выложить с ребенком какую-то фигуру. Попросить ребенка закрыть глаза и изменить что-то в этой фигуре. Затем спросить ребенка, не заметил ли он каких – то изменений. Дайте ребёнку возможность самому догадаться, что это за картинка и чего на ней не хватает. Не спешите, пусть подумает. Фантазия у детей в этом возрасте работает очень хорошо. Ребенок может додумать свою картинку, которая будет отличаться от вашей. Если ребенку испытывает затруднения, подскажите ему.

3. С помощью счетных палочек можно развивать пространственное мышление. Например положить на стол небольшую игрушку( машинку, пупса, какое - либо животное) и класть палочки разного цвета сверху, снизу, справа, слева, под игрушку.

4. И конечно же выкладывать сложные фигуры или целые картины. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Игры со счётными палочками называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе, решения, как правило, идёт преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

   Система игр и упражнений с палочками является одним из эффективных средств в системе работы по развитию речи и обучению грамоте. Включение в эту работу упражнений по выкладыванию букв формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, что важно для последующего обучения чтению. Кроме того, упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера.

   В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить бабочку или кораблик. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов (для младшей и средней групп), загадками, потешками. Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности.

   Счетные разноцветные палочки - это настоящая находка для ребенка. С их помощью можно научить ребенка любым базовым навыкам, начиная с простейшего - моторики рук, заканчивая дошкольными математическими знаниями. В процессе обучения детей можно приобрести счетные палочки Кюизенера, которые считаются куда более эффективными и способствующими лучшему развитию. Придумывая различные игры, тренируя фантазию ребенка мы увидим как они буквально на ваших глазах совершенствуются и становятся умнее и умнее.

Список литературы

  1. А. А. Смоленцова, О. В. Пустовойт «Математика до школы», СПб, «Детство-Пресс», 2003г.
  2. Е.А. Янушко Конструирование. Палочка за палочкой/ М.: ЭКСМО, 2014
  3. Глушакова О. А., Весёлые счётные палочки: картотека заданий и упражнений со счетными палочками /О.А. Глушакова, С.И. Дедова. — Мозырь: Содействие, 2011.
  4. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие и игры с палочками Кюизенера», Москва Мозаика-Синтез, 2010г.
  5. Е. А. Носов, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, «Детство-Пресс», 2004г.
  6. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», Воронеж, ТЦ, «Учитель»,2007г.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary