Инструменты управления конкуренцией в транспортной организации в период кризиса

Инструменты управления конкуренцией в транспортной организации в период кризиса

В научной статье представлены результаты исследования современных инструментов управления конкурентоспособностью транспортных организаций, осуществляющих грузовые перевозки, которые позволяют эффективно противостоять угрозам, формируемых в условиях кризиса пандемии Covid-19. Актуальность научного исследования на выбранную проблематику обусловлена тем, что период коронакризиса создал ситуации, которые были трудно спрогнозировать, из-за чего уровень конкурентоспособности многих транспортных предприятий в сфере грузоперевозок была нарушена.

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 11 (56), март ‘22

Дата публицакии 13.03.2022

Поделиться

Период 2020-2021 гг. оказывается для транспортных предприятий сферы грузовых перевозок экономики Российской Федерации кризисным и не простым. Обусловлено это продолжением распространения коронавирусной инфекции, из-за чего формируются неустойчивые условия внешней среды. Различные факторы, создающие угрозы, приводят к нарушению операционного цикла предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Повышается степень воздействия рисков на финансовую устойчивость, что требует разработки мероприятий и принятия механизмов, направленных на минимизацию их влияния.

Значение практической роли сферы грузоперевозок в экономике Российской Федерации крайне высокое, что подтверждают данные из графика на рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика объема грузовых перевозок в России, в млн тоннах [1].

Так, с 2000 по 2020 гг. объем грузоперевозок в экономике России практически не изменился (произошел минимальный рост с 7907 млн тонн до 7960 млн тонн). При этом рекордные показатели объема были достигнуты в 2019 году (перед кризисным периодом), когда они составляли 8426 млн тонн.

Наиболее распространенным транспортом, применимым в грузовых перевозках выступает автомобильный. С 2010 по 2020 гг. объем грузоперевозок автомобильными транспортными средствами увеличился с 5236 млн тонн до 5405 млн тонн, но все еще остается ниже показателей 2000 года (5878 млн тонн). На втором месте идет железнодорожный транспорт, где с 2000 по 2020 гг. демонстрируется рост объема грузовых перевозок с 1047 млн тонн до 1359 млн тонн. Однако снижение наблюдается не только с 2019 по 2020 гг., но и с 2018 по 2019 гг.

В рамках функционирования транспортного комплекса России необходимо применять различные организационные и управленческие технологии, целью которых выступает обеспечение устойчивого развития транспортных предприятий в условиях кризиса пандемии [2].

Управленческая деятельность антикризисного менеджмента транспортного предприятия – важнейший элемент, обеспечивающий экономическую эффективность бизнеса в период кризисного состояния. С целью реализации функций управления, необходима разработка и принятие управленческих решений, формирующихся в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации [3].

Одним из таких управленческих решений менеджмента транспортной компании в сфере грузоперевозок в период кризиса выступает использование инструментов в управлении конкурентоспособностью бизнеса. Поскольку пандемия привела к снижению общего объема спроса на рынке грузовых перевозок, а количество конкурентов значительно не уменьшается, то соответственно необходимо обеспечение конкурентоспособности в условиях повышенной рыночной конкуренции.

Управление конкурентоспособностью транспортной компании – главная задача системы управления. В ее основе лежит необходимость формирования конкурентных преимуществ, которые обеспечивает устойчивое развитие и масштабирование бизнеса. Ключевым показателем конкурентоспособности транспортного предприятия выступает ее доля на рынке. Поэтому с целью достижения данной цели необходимо совершенствование методов формирования конкурентных преимуществ.

Основной целью стратегии конкурентного позиционирования транспортной компании в сфере грузовых перевозок должен стать ориентир на транспортно-логистические услуги, которые не были предоставлены компаниями-конкурентами, но желательны потребителям. Поэтому, для формирования конкурентного позиционирования транспортной компании необходима разработка самой стратегии позиционирования, которая состоит из нескольких этапов. Они изображены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Этапы стратегии конкурентного позиционирования компании [4].

Помимо разработки стратегии конкурентного позиционирования транспортной компании, возможно использование следующих механизмов совершенствования методов формирования конкурентных преимуществ в период кризиса, как [5; 6]:

1. Поиск новых форм предоставления транспортных и логистических услуг.

2. Использование инноваций и цифровых технологий в рамках автоматизации системы управления бизнес-процессами. Цифровая трансформация бизнес-деятельности – основное направление функционирования современного предприятия.

3. Использование инструментов повышения профессиональной квалификации сотрудников транспортной компании. Повышение специализации и квалификации сотрудников обеспечивает рост показателя эффективности труда и качества предоставления логистических услуг клиентам в сфере грузовых перевозок.

4. Совершенствование мотивационной схемы, путем привязки материальной оплаты труда сотрудников к системе сбалансированных показателей (KPI).

5. Проведение постоянного стратегического анализа ближайших конкурентов по рынку транспортных и логистических услуг. Благодаря проведению стратегического анализа возможен поиск идеальной бизнес-модели у конкурентов по рынку. Метод бенчмаркинга – один из основных способов формирования конкурентоспособной стратегии развития транспортной организации.

6. Оптимизация структуры капитала, с целью увеличения доли собственного капитала. Высокая зависимость предприятия от заемных средств снижает степень его финансовой автономии и устойчивости.

Таким образом, основными инструментами управления конкурентоспособностью транспортных организаций в сфере грузоперевозок в период кризиса выступают конкурентное стратегическое позиционирование, оптимизация структуры капитала, использование инноваций и цифровых технологий, совершенствования системы мотивации персонала, а также поиск новых форм предоставления транспортных и логистических услуг в грузовых перевозках.

Список литературы

  1. Кильмашкина Т.Н. Управленческое решение: сущность, классификация, предъявляемые требования // Труды Академии управления МВД России. 2018. №2 (46).
  2. Базаров Р.Т., Синетова Р.Г., Басырова Э.И., Тишкина Т.В. Влияние антикризисного управления предприятия на экономику РФ в современных условиях // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 10-2. – С. 301-305.
  3. Тлеубердинова А.Т., Сагаткалиева А.О. Ключевые решения по рыночному позиционированию в условиях конкурентной борьбы // Инновационная экономика и общество. 2019. № 3 (25). С. 79-86.
  4. Мельникова Т.Ф. Конкурентоспособность предприятия: основные методы обоснования экономической сущности // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 431-435.
  5. Войнов Д.А., Германович А.Г. Управление конкурентоспособностью предприятия // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2019. №2.
  6. Российский статистический ежегодник 2021. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2021.pdf (дата обращения: 09.03.2022).

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary