2021 год оказался для транспортных компаний российской экономики крайне непростым. Обусловлено это продолжением распространения коронавирусной инфекции, из-за чего формируются неустойчивые условия внешней среды. Различные факторы, создающие угрозы, приводят к нарушению операционного цикла предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Повышается степень воздействия рисков на финансовую устойчивость, что требует разработки мероприятий и принятия механизмов, направленных на минимизацию их влияния.
Следующий 2022 год, вероятнее всего, окажется таким же непростым. Помимо кризиса пандемии Covid-19 добавляются новые угрозы, связанные, как с геополитической обстановкой, так и с динамикой на финансовых рынках. Соответственно появляется ряд различных рисков, негативно влияющих на деятельность транспортных организацией и обеспечение их руководством финансовой устойчивости и экономической безопасности.
В особенности проблематика наращивания рисков в отечественном пространстве проявляется в периоде последнего года, когда из-за пандемии коронавирусной инфекции наблюдается негативное проявление различного рода экономических угроз, имеющих воздействие на управление эффективностью хозяйственной деятельности транспортных предприятий.
В настоящее время в сфере транспортных перевозок, как и в любой другой экономической деятельности, экономические риски представляют серьезную опасность, из-за чего формируются угрозы обеспечения системы экономической безопасности организаций транспортного комплекса. В особенности данные риски негативно влияют на сферу пассажирских перевозок, которая менее устойчивая и не поддерживается коммерческой деятельностью предприятий, включая их логистикой. Причиной является то, что основная доля пассажирского потока обеспечивается транспортными организациями, находящимися в собственности муниципалитета и государства. Соответственно любые риски, проявляемые в период кризиса, негативно влияют на устойчивость данного сектора [1].
Для государства и его региональных субъектов развитие транспортного комплекса – рациональный путь к созданию эффективной рыночной инфраструктуры, которая будет способствовать масштабированию бизнеса, роста их финансовых показателей, а соответственно и увеличению национального дохода и валового внутреннего продукта.
Значение практической роли транспортного комплекса и обслуживания населения отражается по динамике объема пассажирских перевозок в России (см. рисунок 1).
Рисунок 1 – Динамика объема пассажирских перевозок в России, в млн человек [2].
Так, с 2000 по 2020 гг. объем пассажирских перевозок в России снизился с 44,839 млрд человек до 12,493 млрд человек. В 2010 году число пассажирских перевозок было 22,036 млрд человек. В 2018 году – 18,113 млрд человек. Если брать снижение с 2018 по 2019 гг., то снижение составило до 17,826 млрд человек. Но, особое снижение показателей было с 2019 по 2020 гг., что обусловлено распространением пандемии коронавирусной инфекции, которая началась как раз в марте 2020 года. Так, общее число пассажирских перевозок уменьшилось с 17,826 млрд человек до 12,493 млрд человек. Это потеря 30% всего рынка пассажирских перевозок за один календарный год.
Основным видом транспорта при обслуживания пассажирских перевозок выступают автобусный транспорт – 7,695 млрд человек и метрополитен – 2,189 млрд человек. Последний вид транспорта для пассажирского потока функционирует в городах-миллионщиках. Далее идет трамвайный транспорт, которые также используется внутри муниципалитетов (889 млн человек) и железнодорожный транспорт (876 млн человек). Последний вид транспорта обеспечивает пассажирские перевозки по всей стране и функционирует благодаря корпорации ОАО «РЖД».
Значение практической роли транспортных компаний отражается и по динамике объема грузовых перевозок в экономике России (см. рисунок 2).
Рисунок 2 – Динамика объема грузовых перевозок в России, в млн тонн [2].
С 2010 по 2019 гг. объем грузовых перевозок увеличился с 7750 млн тонн до 8426 млн тонн. Однако в 2020 году в период кризиса пандемии произошло резкое снижение до 7960 млн тонн. Несмотря на это, развитие транспортного комплекса имеет высокие перспективы своего развития, что обусловлено его важностью при создании инфраструктурного обеспечения и поддержки социально-экономического роста регионов нашей страны.
Раскрывая значение транспортного комплекса как отрасли экономики, можно отметить, что он представляет предприятия и организации осуществляющих перевозку грузов и пассажиров. Это необходимый элемент производственной инфраструктуры, осуществляющий территориальное разделение труда, обеспечивающий постоянность воспроизводственных процессов, следовательно, как результат получение эффекта от взаимодействия всех отраслей экономики региона [3].
В рамках функционирования транспортного комплекса России необходимо применять различные организационные и управленческие технологии, целью которых выступает обеспечение устойчивого развития транспортных предприятий в условиях кризиса пандемии.
Управленческая деятельность антикризисного менеджмента транспортного предприятия – важнейший элемент, обеспечивающий экономическую эффективность бизнеса в период кризисного состояния. С целью реализации функций управления, необходима разработка и принятие управленческих решений, формирующихся в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации [4; 5].
Для того, чтобы антикризисное управление транспортным предприятием в условиях кризиса пандемии было экономически эффективным можно предложить следующий ряд мероприятий, изображенных в таблице 1.
Таблица 1. Антикризисные решения и направления их воздействия при управлении транспортным предприятием в условиях кризиса пандемии.
Управленческое решение |
Направление воздействия |
Работа с покупателями, которые имеют наибольшую долю дебиторской задолженности по обеспечению частичной инкассации долга |
Снижение уровня дебиторской задолженности, повышение притока денежных средств |
Предоставление системы скидок покупателям, которые позволяют проводить инкассацию дебиторской задолженности ранее, чем установленный срок по контракту |
Снижение уровня дебиторской задолженности, повышение притока денежных средств, уменьшение запасов |
Внедрение программы стратегического финансового планирования и бюджетирования |
Повышение финансовой устойчивости, увеличение эффективности управления бюджетом предприятия |
Увеличение доли собственного капитала в структуре активов организации |
Повышение финансовой устойчивости |
Оптимизация портфеля производства продукции |
Повышение продаж, снижение издержек бизнеса, снижение себестоимости производства продукции |
Стимулирование инновационной деятельности предприятия и ускорение процесса цифровой трансформации |
Повышение операционной эффективности, цифровизация и автоматизация управления бизнес-процессами, повышение конкурентоспособности |
Применение инструментов финансового лизинга |
Снижение объема кредиторской задолженности, обновление основных фондов, оптимизация налогообложения |
Благодаря вышеперечисленным мероприятиям антикризисного управления транспортным предприятием возможно достижение следующих целей, как:
- обеспечение экономической безопасности;
- обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности;
- увеличение уровня конкурентоспособности организации.
Таким образом, в современных условиях кризиса пандемии covid-19 антикризисный менеджмент транспортных организаций становится необходимой концепцией управления бизнес-деятельности, использование которого обеспечивает конкурентное выживание в период спада рынков. В случае отсутствия принятия антикризисных управленческих решений возможен внутриорганизационный кризис и банкротство компании.
Список литературы
- Терентьев В.В. Улучшение транспортного обслуживания населения городов // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2017. Т. 2. № 4. С. 226-229.
- Российский статистический ежегодник 2021. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2021.pdf (дата обращения: 23.02.2022).
- Фофанова А.Ю. Транспортный комплекс и его роль в развитии регионов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 1-2 (52). С. 162-165.
- Кильмашкина Т.Н. Управленческое решение: сущность, классификация, предъявляемые требования // Труды Академии управления МВД России. 2018. №2 (46).
- Базаров Р.Т., Синетова Р.Г., Басырова Э.И., Тишкина Т.В. Влияние антикризисного управления предприятия на экономику РФ в современных условиях // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 10-2. – С. 301-305.