Управление транспортной организацией в условиях кризиса

Управление транспортной организацией в условиях кризиса

В научной статье представлены результаты исследования современных практик антикризисного управления транспортными организациями, которые позволяют эффективно противостоять угрозам, формируемых в условиях кризиса пандемии Covid-19. Актуальность исследования на выбранную проблематику обусловлена тем, что период коронакризиса создал ситуации, которые были трудно спрогнозировать, из-за чего необходимым является применение механизма антикризисного менеджмента.

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 10 (55), март ‘22

Дата публицакии 03.03.2022

Поделиться

2021 год оказался для транспортных компаний российской экономики крайне непростым. Обусловлено это продолжением распространения коронавирусной инфекции, из-за чего формируются неустойчивые условия внешней среды. Различные факторы, создающие угрозы, приводят к нарушению операционного цикла предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Повышается степень воздействия рисков на финансовую устойчивость, что требует разработки мероприятий и принятия механизмов, направленных на минимизацию их влияния.

Следующий 2022 год, вероятнее всего, окажется таким же непростым. Помимо кризиса пандемии Covid-19 добавляются новые угрозы, связанные, как с геополитической обстановкой, так и с динамикой на финансовых рынках. Соответственно появляется ряд различных рисков, негативно влияющих на деятельность транспортных организацией и обеспечение их руководством финансовой устойчивости и экономической безопасности.

В особенности проблематика наращивания рисков в отечественном пространстве проявляется в периоде последнего года, когда из-за пандемии коронавирусной инфекции наблюдается негативное проявление различного рода экономических угроз, имеющих воздействие на управление эффективностью хозяйственной деятельности транспортных предприятий.

В настоящее время в сфере транспортных перевозок, как и в любой другой экономической деятельности, экономические риски представляют серьезную опасность, из-за чего формируются угрозы обеспечения системы экономической безопасности организаций транспортного комплекса. В особенности данные риски негативно влияют на сферу пассажирских перевозок, которая менее устойчивая и не поддерживается коммерческой деятельностью предприятий, включая их логистикой. Причиной является то, что основная доля пассажирского потока обеспечивается транспортными организациями, находящимися в собственности муниципалитета и государства. Соответственно любые риски, проявляемые в период кризиса, негативно влияют на устойчивость данного сектора [1].

Для государства и его региональных субъектов развитие транспортного комплекса – рациональный путь к созданию эффективной рыночной инфраструктуры, которая будет способствовать масштабированию бизнеса, роста их финансовых показателей, а соответственно и увеличению национального дохода и валового внутреннего продукта.

Значение практической роли транспортного комплекса и обслуживания населения отражается по динамике объема пассажирских перевозок в России (см. рисунок 1).

Рисунок 1 – Динамика объема пассажирских перевозок в России, в млн человек [2].

Так, с 2000 по 2020 гг. объем пассажирских перевозок в России снизился с 44,839 млрд человек до 12,493 млрд человек. В 2010 году число пассажирских перевозок было 22,036 млрд человек. В 2018 году – 18,113 млрд человек. Если брать снижение с 2018 по 2019 гг., то снижение составило до 17,826 млрд человек. Но, особое снижение показателей было с 2019 по 2020 гг., что обусловлено распространением пандемии коронавирусной инфекции, которая началась как раз в марте 2020 года. Так, общее число пассажирских перевозок уменьшилось с 17,826 млрд человек до 12,493 млрд человек. Это потеря 30% всего рынка пассажирских перевозок за один календарный год.

Основным видом транспорта при обслуживания пассажирских перевозок выступают автобусный транспорт – 7,695 млрд человек и метрополитен – 2,189 млрд человек. Последний вид транспорта для пассажирского потока функционирует в городах-миллионщиках. Далее идет трамвайный транспорт, которые также используется внутри муниципалитетов (889 млн человек) и железнодорожный транспорт (876 млн человек). Последний вид транспорта обеспечивает пассажирские перевозки по всей стране и функционирует благодаря корпорации ОАО «РЖД».

Значение практической роли транспортных компаний отражается и по динамике объема грузовых перевозок в экономике России (см. рисунок 2).

Рисунок 2 – Динамика объема грузовых перевозок в России, в млн тонн [2].

С 2010 по 2019 гг. объем грузовых перевозок увеличился с 7750 млн тонн до 8426 млн тонн. Однако в 2020 году в период кризиса пандемии произошло резкое снижение до 7960 млн тонн. Несмотря на это, развитие транспортного комплекса имеет высокие перспективы своего развития, что обусловлено его важностью при создании инфраструктурного обеспечения и поддержки социально-экономического роста регионов нашей страны.

Раскрывая значение транспортного комплекса как отрасли экономики, можно отметить, что он представляет предприятия и организации осуществляющих перевозку грузов и пассажиров. Это необходимый элемент производственной инфраструктуры, осуществляющий территориальное разделение труда, обеспечивающий постоянность воспроизводственных процессов, следовательно, как результат получение эффекта от взаимодействия всех отраслей экономики региона [3].

В рамках функционирования транспортного комплекса России необходимо применять различные организационные и управленческие технологии, целью которых выступает обеспечение устойчивого развития транспортных предприятий в условиях кризиса пандемии.

Управленческая деятельность антикризисного менеджмента транспортного предприятия – важнейший элемент, обеспечивающий экономическую эффективность бизнеса в период кризисного состояния. С целью реализации функций управления, необходима разработка и принятие управленческих решений, формирующихся в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации [4; 5].

Для того, чтобы антикризисное управление транспортным предприятием в условиях кризиса пандемии было экономически эффективным можно предложить следующий ряд мероприятий, изображенных в таблице 1.

Таблица 1. Антикризисные решения и направления их воздействия при управлении транспортным предприятием в условиях кризиса пандемии.

Управленческое решение

Направление воздействия

Работа с покупателями, которые имеют наибольшую долю дебиторской задолженности по обеспечению частичной инкассации долга

Снижение уровня дебиторской задолженности, повышение притока денежных средств

Предоставление системы скидок покупателям, которые позволяют проводить инкассацию дебиторской задолженности ранее, чем установленный срок по контракту

Снижение уровня дебиторской задолженности, повышение притока денежных средств, уменьшение запасов

Внедрение программы стратегического финансового планирования и бюджетирования

Повышение финансовой устойчивости, увеличение эффективности управления бюджетом предприятия

Увеличение доли собственного капитала в структуре активов организации

Повышение финансовой устойчивости

Оптимизация портфеля производства продукции

Повышение продаж, снижение издержек бизнеса, снижение себестоимости производства продукции

Стимулирование инновационной деятельности предприятия и ускорение процесса цифровой трансформации

Повышение операционной эффективности, цифровизация и автоматизация управления бизнес-процессами, повышение конкурентоспособности

Применение инструментов финансового лизинга

Снижение объема кредиторской задолженности, обновление основных фондов, оптимизация налогообложения

Благодаря вышеперечисленным мероприятиям антикризисного управления транспортным предприятием возможно достижение следующих целей, как:

- обеспечение экономической безопасности;

- обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности;

- увеличение уровня конкурентоспособности организации.

Таким образом, в современных условиях кризиса пандемии covid-19 антикризисный менеджмент транспортных организаций становится необходимой концепцией управления бизнес-деятельности, использование которого обеспечивает конкурентное выживание в период спада рынков. В случае отсутствия принятия антикризисных управленческих решений возможен внутриорганизационный кризис и банкротство компании.

Список литературы

  1. Терентьев В.В. Улучшение транспортного обслуживания населения городов // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2017. Т. 2. № 4. С. 226-229.
  2. Российский статистический ежегодник 2021. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2021.pdf (дата обращения: 23.02.2022).
  3. Фофанова А.Ю. Транспортный комплекс и его роль в развитии регионов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 1-2 (52). С. 162-165.
  4. Кильмашкина Т.Н. Управленческое решение: сущность, классификация, предъявляемые требования // Труды Академии управления МВД России. 2018. №2 (46).
  5. Базаров Р.Т., Синетова Р.Г., Басырова Э.И., Тишкина Т.В. Влияние антикризисного управления предприятия на экономику РФ в современных условиях // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 10-2. – С. 301-305.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary