Малый и средний бизнес является важной составной частью экономики государства в связи с тем, что за счет увеличения его численности происходит возникновение новых рабочих мест. Как следствие – снижается уровень безработицы. Такие субъекты хозяйствования имеют ряд преимуществ. Основное – быстрая адаптация к условиям нестабильной экономической обстановки. В связи с этим считаем целесообразным отметить, что налоговая политика страны должна строиться так, чтобы происходило развитие малого и среднего бизнеса. Так, законодательством установлены специальные налоговые режимы.
Необходимость специальных налоговых режимов для малого предпринимательства является вопросом поддержки и развития малого бизнеса. Однако с другой стороны возникает проблема социальной справедливости, то есть перераспределения доходов между крупным и малым бизнесом, компенсации последнему повышенных рисков хозяйствования. Необходимо отметить, что специальные налоговые режимы применяются с целью создания более благоприятных экономических условий функционирования организаций и индивидуальных предпринимателей, упрощения системы учета и отчетности. Так, для повышения активности предпринимательской деятельности законодательством установлены специальные режимы налогообложения: упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, налог на профессиональный доход, патентная система налогообложения, заменяющие уплату части налогов единым налогом [4].
Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», установлено понятие, согласно которого к субъектам малого и среднего бизнеса относятся хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские хозяйства и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Подробные критерии отнесения представим в таблице 1.
Таблица 1
Критерии отнесения субъекта к малому и среднему бизнеса
Критерии |
Вид субъекта предпринимательства |
||
Микро |
Малый |
Средний |
|
Среднесписочная численность, чел. |
0-15 |
16-100 |
101-250 |
Максимальный доход за год, млн. руб. |
120 |
800 |
2000 |
Проанализируем количество индивидуальных предпринимателей и организаций, которые ведут деятельность в качестве субъектов малого и среднего бизнеса. Данные отобразим в таблице 2, которая составлена на основании данных единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства [2].
Таблица 2
Численность субъектов малого и среднего бизнеса в РФ за 2019-2021гг.
Год |
Число ИП, тыс. ед. |
Число ЮЛ, тыс. ед. |
||
Малый |
Средний |
Малый |
Средний |
|
2019г. |
3325,42 |
0,32 |
2697 |
18 |
2020г. |
3388,26 |
0,30 |
2512 |
17 |
2021г. |
3312,48 |
0,31 |
2354 |
17 |
Всего |
10026,16 |
0,93 |
7563 |
52 |
На основании данных таблицы 2 можно отметить, что общее количество организаций и индивидуальных предпринимателей уменьшается. Это, в первую очередь, связано с трудностями, возникшими у организаций в период новой коронавирусной инфекции. Так, темп роста малых индивидуальных предпринимателей в 2021 году составил 99,6%, то есть произошло уменьшение числа лиц на 0,4%. Среди юридических лиц отмечается такая же тенденция, количество организаций сократилось на 12,7%. Такая тенденция обусловлена тем, что для регистрации юридического лица требуется больше затрат, чем форма индивидуального предпринимателя.
Рассмотрим налоговые льготы для субъектов малого и среднего бизнеса, которые установлены в главах 26.1 – 26.5 Налогового Кодекса РФ [1]. Так, юридические лица освобождаются от налога на прибыль, имущество (используемого для ведения деятельности) и НДС [3]. А индивидуальные предприниматели – от уплаты НДФЛ, налога на имущество и НДС. Еще одно достоинство режимов в том, что существует облегченный вариант учета и подачи декларации, расчета налога. Заключительный пункт – оптимизация налоговой нагрузки за счет страховых взносов.
В зависимости от вида деятельности лицо может выбрать подходящий налоговый режим. Как показывает анализ, большая часть налогоплательщиков применяет упрощенную систему налогообложения. В таблице 3 представим анализ удельного веса налогов от применения режимов в общей совокупности налоговых и неналоговых доходов бюджета РФ.
Таблица 3
Доля доходов от применения СНР в общей совокупности налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ, %
Режим |
2018г. |
2019г. |
2020г. |
УСН |
1,14 |
1,25 |
1,37 |
ЕНВД |
0,17 |
0,17 |
0,14 |
ЕСХН |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
ПСН |
0,03 |
0,04 |
0,04 |
В общем объеме налоговых и неналоговых поступлений в федеральный бюджет РФ доля доходов от применения субъектами упрощенной системы налогообложения составляет не более 1,4%. Наименьшую долю имеет – ЕСХН, который, по нашему мнению, является неактуальным режимом. Это связано с тем, что согласно ст. 346.2 НК РФ, его могут применять только товаропроизводители с доходом от сельскохозяйственной деятельности более 70%, а также налогоплательщики, оказывающие услуги товаропроизводителям более 70%. Для решения описанных трудностей считаем, что необходимо уменьшить процентное ограничение по сумме получаемых от сельскохозяйственной деятельности доходов и ввести налоговые каникулы сроком на один год для вновь зарегистрировавшихся лиц.
Подводя итог можно необходимо отметить, что за счет применения специальных режимов снижается налоговая нагрузка на бизнес, благодаря чему создаются благоприятные условия для его ведения.
Список литературы
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая). – URL: http://www.consultant.ru/
- Единый реестр субъектов малого предпринимательства. – URL: https://ofd.nalog.ru
- Жемчугова, И.О. Специальные налоговые режимы, эффективность и перспективы // Символ науки: международный научный журнал. – 2017. – № 6. – С. 64-66. – URL: https://ezpro.fa.ru:2705/item.asp?id=29452142.
- Официальный сайт ФНС РФ. – URL: https://www.nalog.ru/rn54/