Психологические особенности подростков с риском разных видов аддикции

Психологические особенности подростков с риском разных видов аддикции

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

80

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Дата публикации 12.01.2022

Поделиться

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сказать, что аддиктивное поведение представляет собой один из видов девиантного поведения, в котором формируется склонность к уходу от реальности посредством фальшивого изменения своего психического состояния при помощи приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания ярких эмоций. Имеется множество факторов, которые могут привести к его возникновению. Неадекватное воспитание ребёнка в семье, степень его психологического комфорта, индивидуальные особенности человека, социальные факторы – все это оказывает влияние на возникновение аддикций. Однако в мотивационной сфере аддиктивной личности преобладает стремление к бегству от реальных трудностей, неумение преодолевать трудности, стремление искать эмоциональные переживания, риску.

Аддиктивное поведение (от англ. addiction – пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Присутствие аддиктивного поведения свидетельствует на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды. Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение – химическая аддикция, и нехимическая аддикция – компьютерная аддикция, азартные игры, любовные аддикции, сексуальные аддикции, работоголизм, аддикции к еде (переедание, голодание) [1].

Можно сделать вывод, что аддикция – это поведенческий паттерн, вызванный зависимостью от того или иного источника получения каких-либо действий, эмоций или же качественно новых ощущений.

Аддикции делят на три группы: промежуточные (пищевые), нехимические (поведенческие) и химические [2]. Российский ученый Короленко Цезарь Петрович в 2001 году создал первую классификацию нехимических аддикций.

В формировании аддиктивного поведения важную роль играют психофизиологические особенности подростка, а также особенности нервной системы, тип характера, слабая стрессоустойчивость, невротическая тенденция личностного развития, обсессионный или компульсивный характер. Основная характеристика – зависимость. Кроме того, у подростков с аддиктивным поведением есть стремление к постоянному получению удовольствия. В своей работе В.А. Петровский также отмечает наличие у аддиктивных подростков «жажды острых ощущений», т.е. желания к риску [3].

Многие авторы в качестве первопричины аддического поведения указывают искаженную систему воспитания в родительской семье, которая формирует в ребенке предрасположенность к аддикциям. Д. Винникотт, М. Кляйн, выдвинули предположение, что травмирующие события первых годов жизни ребенка способствуют в последующем появлению аддиктивного поведения у детей. [4] Подобные происшествия имеют место быть. Это может быть болезнь мамы (или потеря ею способности удовлетворять свои эмоциональные потребности), отказ от еды или запрет на баловство ребенка.

Стоит отметить, что именно в семье ребенок учится нормам межличностного общения и эмоциональных взаимоотношений. В тех случаях, когда ребенок не получает поддержки со стороны родителей, телесного общения, эмоционального тепла, он чувствует себя неуверенно и подавленно, что передается во взрослую жизнь и еще более усугубляет дисгармоничное состояние в мире взрослых. А это одна из причин, по которой в будущем подростки ищут комфортное положение при принятии определенных веществ, концентрируясь на определенных предметах или действиях [5].

В формировании аддиктивного поведения важную роль играют социальные факторы:

- появление химически зависимых объектов (химических веществ), в пищевой и фармацевтической промышленности;

- деятельность торговцев наркотическими веществами;

- урбанизация, ослабление межличностного общения людей.

По мнению некоторых подростков, зависимое поведение – это проявление групповой динамики. В рамках изучения причин аддиктивного поведения интерес представляет теоретическая модель Э. Берна. В его трудах говорится, что у человека есть 6 видов голода:

- голод стимулирует сенсорные ощущения;

- стремление к признанию;

- желание получить наслаждение от прикосновений;

- желание структурировать время;

- это желание быть в центре внимания и стремление к лидерству.

По его теории, вызывающая привыкание сущность усугубляет все виды голода. В таких людях нет желания удовлетворять чувство голода в реальной жизни, и они стремятся устранить неприятные чувства и неудовлетворенность жизнью, стимулируя определенные виды деятельности [7].

Подростки, которые имеют аддиктивное поведение, проходят несколько этапов. Рассмотрим стадии развития аддиктивного поведения, выделенные Ц. П. Короленко и Т. А. Донских.

На первом этапе проводится первый тест. На этом этапе происходит знакомство с предметом зависимости, в результате чего у подростка возникает позитивный настрой и сохраняется самообладание.

На втором этапе – «аддиктивный ритм». В подростковый период у подростков формируется устойчивая установка на общение с предметом аддикции с сохранением самоконтроля. Психологическая зависимость начинает формироваться.

А на третьем этапе происходит «аддиктивное поведение». В данный момент аддикция является стереотипным механизмом поведения. У подростков формируется защитный психологический механизм, который выражается в полном отрицании проблемы. На подсознательном уровне возникает чувство тревоги, беспокойство.

И, наконец, четвертый этап – это полное доминирование аддиктивного поведения. Этот этап характеризуется полным отсутствием самоконтроля, нарушения социальной адаптации, психических расстройств, утраты социальных связей, нарушения здоровья.

Пятый этап: «катастрофы». Заключительный этап – это разрушение личности на уровне психического и биологического плана. У подростка появляется склонность к противоправным действиям, в результате отчаяния или одиночества, безысходности. Могут быть эмоциональные срывы [6].

При отсутствии благоприятных условий для позитивной реализации личности подросток может вести себя неадекватно, что может привести к негативным реакциям и последствиям [7]. В этом контексте существует опасность выбора зависимой линии поведения.

Плохое знание подростками информации о последствиях их действий и возможных последствиях может стать причиной проблем в будущем. С подростком, который не смог справиться с трудностями в процессе преодоления нового этапа становления своего социально-психологического развития, подросток становится «трудным».

Зачастую к «трудным подросткам» относят детей, которые имеют асоциальное поведение. Среди причин возникновения асоциального поведения выделяют социальные факторы (факторы риска), которые сложились вокруг него. К ним относится физическая слабость, отсутствие коммуникативных навыков, особенности характера, неуверенность в себе, слабая эмоциональная устойчивость, неблагоприятное окружение.

Новая форма взаимодействия подростка со сверстниками должна быть построена так, чтобы она была осмысленной. Он наполнен смыслом и интересом, потому что в подростковом возрасте происходит развитие определенного круга интересов, которые постепенно становятся стабильными. Развиваются ценностные ориентации подростка в отношении других людей и к себе самому, а также интерес к психологическим переживаниям других лиц. Новые знания и умения подросток получает во время приобретения своего жизненного опыта, в процессе коммуникации со взрослыми, сверстниками и другими людьми, действиями, предметами и явлениями. Получает нужные ему знания о жизни [4].

Подростковый возраст является одним из ключевых периодов формирования личности ребенка, осознания себя, утверждения независимости, определения планов на будущее, нередко определяет дальнейшую его жизнь (формируется личностные смыслы жизни). Так что подростковый возраст – это промежуток между детством и взрослостью. По Д.Б. Эльконина эпоха подросткового возраста охватывает период с 12 до 17 лет, подразделяясь на младший подростковый возраст (12-15 лет) или старший подростковый возраст (15-18 лет). По мнению ученых подростковый возраст является переходным периодом, критическим, переломным, кризисным. По мнению многих психологов, именно интимно-личностное общение является одним из основных видов деятельности в подростковом возрасте [8]. А центральным новообразованием является чувство взрослости. Периоды взросления, который характеризуются интенсивными психическими и физическими изменениями.

В основе аддиктивного поведения подростков лежат следующие факторы: поведенческие реакции и отрицательное влияние на подростка увлечений, недостаток информации о последствиях совершенных подростком действий, социальная среда, которая окружает подростка, неадекватное восприятие себя со стороны других людей, низкая самооценка. 

Список литературы

  1. Алексеенко С. Н., Дробот Е. В.. Профилактика заболеваний.– Издательство : Академия Естествознания, 2015 – 449 с. – ISBN: 978-5-91327-352-9
  2. Баркова Н. П. Зависимое поведение: клинико-психологические аспекты профилактики и коррекции [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. П. Баркова, И. В. Ярославцева ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Иркутский гос. ун-т", Фак. психологии. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014. – 249 с. – ISBN 978-5-9624-1181-1
  3. Бубнова А. Н. Взаимодействие семьи и школы в профилактике аддиктивного поведения обучающихся // Воспитание школьников. 2018. No 8. -С. 14-20.
  4. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2010. 576 с.
  5. Максимова, Н. Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению / Н. Ю. Максимова // Вопросы психологии. – 2001. – №11. – С. 45– 49.
  6. Мандель Б. Р. Аддиктология (ФГОС ВПО). М.: Директ-медиа, 2014. 536 с.
  7. Муньягисеньи, Э. Влияние неблагоприятных фактов микросреды на формирование аддиктивного поведения у подростков / Э. Муньягисеньи // Психологическая наука и образование. – 2001. – №4. – С. 32–36.
  8. Пантилеев С. Р. Самоотношение // Психология самосознания : Хрестоматия. Самара : БАХРАМ-М, 2000. С. 208-242.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее